«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и профессиональной компетентности учащихся»


Губерская Светлана Ивановна

учитель технологии, изобразительного искусства КГУ «Саумалкольская средняя школа №1» СКО Айыртауский район   с.Саумалколь

«Ученик –  не сосуд, который нужно наполнить,

 а факел, который нужно зажечь»

Плутарх

Сегодня образование вступило в стадию больших перемен, основу которых составляет совершенно новое мышление. Для того, что бы быть успешным в нашем быстро изменяющемся мире, молодому человеку, вступающему во взрослую жизнь, необходимы лидерские качества, навыки работы в команде, инициативность, IT-компетентность и многие другие качества. Мы, учителя, призваны воспитать человека, способного творчески мыслить, действовать, саморазвиваться. Новые приоритеты в образовании побудили меня, к поиску современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения, а также поддержать интерес учащихся к творческой деятельности. В связи с этим, я считаю, актуальным становится использование активных методов обучения. Одним из них  является метод проектов.

Я работаю в школе более 20 лет и вижу, что ученики не способны в достаточной мере эффективно применять и использовать полученные знания в жизни. А цель работы над проектом: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” решает эту проблему.          Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале 20 столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Решая проблемы, взятые из реальной жизни, учащиеся применяли уже полученные знания, а если их было недостаточно – приобретали новые. Таким образом, у детей возникала личная заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
На мой взгляд, наиболее точно суть метода проектов отражает Е.С. Полат: «Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта».

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео фильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка. Естественно тема проекта должна соответствовать возрастным особенностям учащихся и пояснительная записка к проекту пятиклассника по содержанию будет существенно отличатся от выполненной старшеклассником. Тематика проектов может быть различной. Она может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и значимой для учащихся. Часто тема проектной работы требует привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний.

Проект может быть индивидуальным. Такие проекты выполняются от начала до конца единственным автором, который и несет всю полноту нагрузки и ответствен­ности за свою работу. Может быть парным, в нем принимают участие два ученика.  Проект может быть групповым. Эти проекты выполняются группой участников. Группы могут быть различными, как по количеству участников, так и по возрасту (группа ровесников, разновозрастная группа, детско-взрослая группа, в том числе дети и родители, дети и учителя, дети и другие взрослые). При работе над проектом я объясняю учащимся этапы работы над проектом:

1.     Выбор проблемы.

2.     Сбор информации.

3.     Разработка собственного варианта решения проблемы.

4.     Реализация плана действий.

5.     Подготовка к защите проекта.

6.     Презентация проекта.

7.     Рефлексия (анализ).

Структура пояснительной записки тоже должна строиться в определённой последовательности:

·         Титульный лист.

·         Оглавление (содержание).

·         Введение.

·         Главы основной части.

·         Заключение.

·         Список используемой литературы.

·         Приложение.

Задачей метода проектов является развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.      В учебной программе образования Республики Казахстан с 5-го по 11-й классы есть раздел, который называется «Проектная деятельность». Поэтому каждый ученик знаком с этим видом деятельности. Исходя из своего опыта, я вижу, что дети с удовольствием  принимают участие в проектах. Само слово «проект» настраивает детей на серьёзную, значимую работу. Учит их самостоятельности и в старших классах служит ориентиром на выбор будущей профессии. Часто на своих уроках  я даю учащимся задание выполнить  мини-проект.  Обычно над мини-проектом работа ведется в группе. Это проект на один урок и учащиеся с ним прекрасно справляются. Проекты могут быть краткосрочными, на 5-6 уроков. Это обычно проекты в рамках школьной программы. А так же недельные  и долгосрочные, расчитанные на 1, 2,3 года.

По виду деятельности различают практико-ориентированные проекты, исследовательские, творческие, информационные и ролевые.

Хочу привести несколько примеров различных проектов из опыта свой работы.  В течении трех лет в нашей школе проводилась работа над проектом «Наша школа самая лучшая».  Это был групповой проект. В проекте принимали участие учителя технологии и группа учащихся  из 8, 9, 10, 11 классов. Возникла проблема, наша школа расположена в центре села и имеет большую пришкольную территорию. Нескольких лет проводилось озеленение территории, по её периметру высаживались саженцы сосны, берёзы, пихты, рябины. Школа стала смотреться намного лучше, получился красивый зеленый островок в центре села,  но в её оформлении не хватало каких – то ярких акцентов. Была создана творческая группа, перед которой поставлена проблема благоустройства территории.  Ребята и педагоги нарисовали план территории, отметили места, которые требуют оформления и работа закипела. Все вместе изучали интернетресуры, проводили социологические опросы, «какой бы хотели видеть свою школу ученики и педагоги»,  делали свои эскизы и в итоге пришли к единому мнению. В первый год было решено изготовить декоративный забор, каждая досточка которого будет расписана и сделать цветы из пластиковых бутылок для оформления клумб.  Для изготовления забора был задействован попечительский совет школы, найдены спонсоры на его приобретение. Старшеклассники с удовольствием взялись за эту работу.  Вначале рисовали веселых человечков, потом пришла идея рисовать любимых героев мультфильмов и сказок. Несмотря на всю сложность, доска шириной 15 сантиметров должна была вместить целого персонажа, детям прекрасно удалось справиться с этой задачей. Досточки прикручивали юноши старших классов под руководством учителя технологии.  В итоге забор, состоящий из звеньев, общей  длинной  30 метров был готов.  Вот уже в течении трёх лет он радует и детей и взрослых. Благодаря особой конструкции, забор без особого труда можно ставить в любое место.

Для изготовления цветов пустые пластиковые бутылки приносили и педагоги и учащиеся школы. Бутылок накопилось несколько мешков.  Изготовлением цветов занялись девочки. Из пластика с помощью ножниц и свечки были сделаны ромашки, кувшинки, хризантемы и другие цветы. Эти цветы украсили школьные клумбы до начала цветения живых цветов.

А какова была радость и гордость ребят за свой труд.  Приобретенный опыт помог детям применить свои умения в дальнейшем для оформления своих домашних участков, а для других послужил примером и вдохновил  для творчества. Следующим этапом работы занялись учителя и сделали садовые фигуры малых форм и корзину с цветами. В проекте была задействована учитель биологии, которая вместе с детьми выращивала рассаду для новых клумб. А так же занимались посадкой цветов.

Я считаю, что такие  совместные проекты идут на пользу и взрослым и детям. Мудрость и опыт взрослых, свежий взгляд молодёжи приносят хорошие плоды. Данный проект относится к разряду творческих и может применяться с успехом в других школах.

Два года назад с ученицей 8 класса  мы начали работу над научно-исследовательским проектом «Использование листового войлока в современно-декоративном прикладном искусстве». Тема была выбрана не случайно. Проектов по войлоковалянию очень много, а вот посвящённого листовому войлоку нет.  Работа была очень насыщенной и плодотворной. Было прочитано огромное количество литературы по данной тематике,

поставлены опыты и сделана большая творческая работа по изготовлению изделий из листового войлока. Разработаны инструкционно-технологические карты изготовления брелока, чехла для сотового телефона, цветов для ободка. На выставках, которые проходили в школе и на площади райцентра эти изделия пользовались огромным спросом. Проект на районных слушаниях занял первое место.

Интересным опытом стал проект, в котором были задействованы родители.     Это был недельный проект «В мире профессий», в нём  принимали участие ребята 9 классов и их родители. Он проходил в рамках декады творчества. Проект был направлен на профориентацию учащихся. Дети побывали на работе у своих родителей с экскурсией, взяли интервью, сделали фотографии. Продуктом проекта стала стенгазета с фотоотчетом и информацией о профессиях, размышлениями учащихся. Так же в рамках декады был подготовлен проект «Ах, вернисаж».  Проект ребята делали в парах. Продукт проекта – презентация с репродукциями картин художников по темам «Поклонимся великим тем годам», «Художники Казахстана» и др. В процессе работы над проектом учащиеся знакомились с биографией художников, их творчеством, проводили анализ картин и их подборку для презентации.

В дальнейшем, я хочу попробовать реализовать групповой проект, участниками которого станут дети разных возрастов, например 5, 6 и 10 классов. Возможно, для младших школьников координаторами выступят старшеклассники. Проектная методика  предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.  Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;

информационной – освоение необходимых знаний умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;

интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;

организационной – умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Важным критерием успешности проектирования является создание необходимых условий, например, предоставление учащимся подборки соответствующей литературы, создание медиатеки и т.д. Учитель должен не только обеспечить руководство проектом, он – действующее лицо проекта. Именно здесь должна в полной мере проявиться технология сотрудничества.
В своей работе опираюсь на ценности  национальной идеи

«Мәңгілік Ел»:

–       казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;

–       уважение;

–       сотрудничество;

–       труд и творчество;

–       открытость;

–       образование в течение всей жизни.

Использую современные образовательные технологии: проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровые, обучение в сотрудничестве. Качество обучения напрямую зависит от используемых приёмов и методов.

Ярким показателем успешности учителя является успешный ученик. А этого можно достичь, если создать каждому ребенку на уроке ситуацию успеха, одобрения, поддержки. Я придерживаюсь мнения, что все дети талантливы по-своему. А раскрыть этот талант, зажечь факел, свет которого приведёт ребёнка к новым знаниям и умениям, задача учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *