«Развитие кинетического праксиса детей с речевой патологией в условиях коррекционного детского сада»


Соколова Любовь Валерьевна
учитель-логопед Коммунально-государственное учреждение «Детский сад №62 для детей с тяжелыми нарушениями речи» акимата города Усть-Каменогорска

           Постановка проблемы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подготовит ребенка к школе. Ученые, (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина), которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. [2, стр. 60]. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, мало понятна, недостаточная речевая активность. Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Проведя мониторинговое обследование мелкой моторики рук детей, мы обнаружили низкий уровень развития  тонких мышц рук, плохую сформированность навыков зрительно-двигательной координации, отставание в развитие произвольного внимания и зрительной памяти. Поэтому поставили себе задачу больше уделять внимания коррекции моторики кисти и пальцев рук. Наравне с традиционными методами и приемами мы решили использовать и здоровьесберегающие технологии.

Цель работы. Используя здоровьесберегающие технологии для развития кинетического праксиса, поможет детям сделать рывок в развитие речи – улучшить произношение и обогатить лексику; развить внимание, терпение, умение концентрироваться на выполнении действий; развить память, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность выполнения движений; кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение письмом.

Изложение основного материала. Организуя работу по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, мы ставим перед собой оздоровительные задачи:

1) охранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);

2) создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие.

В своей работе мы использовали разнообразные виды деятельности для коррекции моторики кистей и пальцев рук

1.Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Выполняется с целью стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Массаж пальцев рук улучшает работу центральной нервной системы, двигательной области коры головного мозга.

Мы использовали в технике массажа следующие приемы:

– поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальчику от кончика до основания; похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев; поглаживание, похлопывание, тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев до локтя; вращение отдельно каждого пальца, круговые повороты кисти, отведение – приведение кисти вправо, влево; поворот руки ладонью вверх, ладонью вниз; поочередное разгибание и сгибание пальцев кисти.

Упражнения проводили с проговариванием двустиший и четверостиший.

2. Массаж с помощью круглой массажной расчески. Техника: перекатывание между ладонями; катание по тыльной стороне руки; раскатывание одной или двумя руками по поверхности стола; удерживание одним пальцем руки; раскачивание, обхватив двумя пальцами: указательным и средним.

3. Массаж с помощью грецкого ореха; сосновой, еловой шишки. Техника: прятание ореха в плотно сжатой сначала одной ладони руки, потом в другой; кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в ладонь другой руки; прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья; скатывание ореха с тыльной стороны кисти рук; прокатывание ореха между ладонями от пальцев к запястью и обратно; удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их щепоть.

4. Массаж кистей и пальцев рук в “сухом” бассейне. Для создания бассейна использовали небольшую миску, диаметром 25 сантиметров, высотой 12-15 сантиметров; заполняли на 8 сантиметров пуговицам, можно вымытой и просушенной крупой, такой как гречка, горох, фасоль. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, кисти и пальцы рук становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Главное руки должны быть погружены по запястье, так активизируются нервные окончания пальчиков, снимается мышечный спазм, напряженность и усталость. Выполнять упражнения, можно с сопровождением чтения стихотворений. Техника: сжимание и разжимание кулачков; погружение глубоко в бассейн и плавание в нем; перетирание между ладонями; пересыпание из ладошки в ладошку, сначала одной, затем другом рукой, затем обеими руками; захватывание щепотками содержимого.

5. Пальчиковые игры. Сочетание движений рук и проговаривания стихотворений делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Эти игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Как элементы пальчиковой гимнастики мы использовали несложные мудры. Так, мудра “Жизни”- полезна при быстрой утомляемости, улучшает самочувствие, работоспособность, даёт бодрость.  Подушечки безымянного пальца, мизинца и большого пальцев соединить вместе, а остальные свободно выпрямлены. А мудра “Энергия”- полезна при заболеваниях мочеполовой системы и позвоночника, повышает энергетический потенциал, очищает организм от токсинов. Подушечки среднего, безымянного и большого пальцев соединить вместе, остальные пальцы выпрямить. Еще использовали мудру “Черепаха”, она помогает при астении, переутомлении, нарушении деятельности сердечно – сосудистой системы, повышает жизненный тонус. Пальцы правой руки нужно переплести с пальцами левой руки. Большие пальцы соединить.

6. Су-Джок терапия. Это опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности,  профилактики и коррекции речевых нарушений. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др. Эффективен и ручной самомассаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

7. Биоэнергопластика. Она направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

8. Оригами. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки.

9. Пескотерапия. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Также ребенок получает первый опыт рефлексии, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

10. Кинезиологические упражнения. Они направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом и т.п.

Перечисленные выше методы и приемы мы используем в разных частях занятия, физкультминутках, динамических паузах. Разработали перспективный план по использованию этих методик на три года по лексическим темам в логопедической работе, подобрали и систематизировали материал по использованию здоровьесберегающих технологий: картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам, тематические физминутки, стихотворения для массажа, схемы для биоэнергопластики.

Выводы. Регулярное использование этих видов деятельности оказывает благотворное влияние на речь ребенка, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма. Это хорошо прослеживается на мониторинговом обследование детей. Мониторинг мы провели в средних, старших и подготовительных группах “Комплекса школы-детского сада #62” акимата города Усть-Каменогорска в течении 3 учебных лет, с 2010 года по 2013 год. Анализ полученных нами результатов показал улучшение мелкой моторики и речи детей на 30 % и необходимость продолжения занятий по развитию тонких мышц рук.

Все наши виды деятельности по развитию кинетического праксиса в условиях коррекционного детского сада могут быть использованы в практической деятельности родителями, специалистами в работе с детьми дошкольного возраста.

Библиографический список:

1.      Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе// Логопед, 2004. #6, 78-83.

2.      Каминская Л.И., Никифорова Т.В. Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи. Методическое пособие – М: Полиграф сервис, 1999. – 172 с.

3.      Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 – 9 лет. – М: Гном-Пресс, Новая школа, 2000. – 215 с.

4.      Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб.: Корона, 2004. – 78 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *