Внедрение новых подходов в преподавании и обучении, как один из способов обновления содержания начального образования.


 Кандаурова Яна Сергеевна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 29» акимата г. Усть-Каменогорска

Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

«Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан; развитие функциональной грамотности учащихся».

Всему этому способствует внедрение в практику семи модулей «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК», ожидаемым результатом которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие – становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых   технологиях.

В основе обучения младших школьников лежит процесс саморегуляции.  Дети, которые желают самостоятельно работать и развиваться, взаимодействуют, имеют свободу выбора и действий, получают больше знаний, умений и навыков, чем, когда взрослый доминирует и помогает им. Поэтому я стала наблюдать за своими учениками.  Увидела, что дети имеют разный уровень саморегуляции, от низкого до высокого. Для повышения уровня саморегуляции у учеников стала продумывать различные виды работ, при которых учащимся необходимо регулировать своё поведение (дыхательные упражнения, динамические паузы, правила поведения, алгоритмы действий, инструкции). Работая вместе, детям приходилось учиться выслушивать мнение товарищей, принимать его или корректно отвергать. Совместная работа требует выполнение каждым определённой роли, чётко следуя инструкциям, что для детей младшего школьного возраста сложно, хочется попробовать всё и сразу.  Даже высокомотивированным учащимся, с высоким уровнем развития процессов саморегуляции сложно не выходить за рамки инструкции.

Работа в парах предполагает обязательное взаимодействие детей между собой. Если в группе можно каким-то образом отсидеться, то в паре нет. Это заставляет включаться в работу, прислушиваться друг к другу. Понимание того, что работа может быть не выполнена и они окажутся неуспешными, вынуждает детей регулировать своё поведение и сдерживать эмоции. Обращаю внимание, что межличностные отношения детей оказывают влияние на совместную работу. Поэтому надо формировать пары с учётом психологических особенностей каждого, учитывать личную приязнь друг к другу, чтобы дети чувствовали уверенность и был комфорт при выполнении заданий.

Одной из важных составляющих формирования успешного обучения является диалогическое обучение, так как диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и результативности в обучении. (Мерсер и Литлтон, 2007, Руководство для учителя, с. 144).

Поэтому на своих уроках, я использую диалогическое обучение. Используя разные формы работы, можно организовывать диалог с учащимися. Так при работе в парах и группах учащиеся вступают в диалог «Ученик – ученик», при этом происходит взаимообучение, всем учащимся удаётся высказать своё мнение, развивать свою речь. Диалог между учителем и учеником ярче всего прослеживается при фронтальной работе или индивидуальной беседе. В этом случае мне удаётся выстраивать диалог в нужном направлении, управлять темой разговора, использовать разные виды вопросов, помогать учащимся самостоятельно делать выводы. Во время диалога стараюсь поддерживать обучение детей, используя различные техники постановки вопросов, такие как побуждение, апробирование и переориентация. Выслушиваю каждого ученика, даю оценку ответам комментариями, одобрением и похвалой (формативное оценивание).

Анализируя работу, понимаю, что диалогическое обучение позволяет мне побуждать учащихся размышлять, сомневаться, принимать суждения, отличные от собственных, доказывать свою точку зрения, другими словами – творчески мыслить.  Считаю, что диалогическое обучение закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, обеспечивает познавательную мотивацию, развивает любознательность, творческую активность и инициативность, создает условия для развития рефлексии.

В заключении хочу сказать, что, внедряя и управляя изменениями в процессе преподавания и обучения учу детей быть активными участниками учебного процесса, начиная от определения цели урока, до анализа результатов обучения. Сама научилась создавать коллаборативную среду, с учетом возрастных и психологических особенностей в классе; использовать активные формы обучения (парную и групповую работу), организовывать на уроках диалоговое обучение, внедряя культуру взаимодействия и совместного обсуждения; применять формативное оценивание, получая данные о слабых и сильных сторонах учащихся и возможность анализировать причины их возникновения; развивать навыки критического мышления; применять приёмы инклюзивного образования, анализировать собственную работу, рефлексировать по поводу собственных успехов и неудач.

Литература:

1) «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году». Инструктивно-методическое письмо. Астана,  2014

2) www.cpm.kz Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательный школ Республики Казахстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *