Сценарий про драматизации казахской народной сказки “Три сестры”.


Чугайнова Надежда Владимировна

воспитатель город Актау,ГГКП “Алтын- бесік” № 22

Цели:

-способствовать формированию у детей  духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитанию общечеловеческих качеств, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мәңгілік Ел»  через изучение  и показ  казахских сказок.

-развивать интерес  к театрализованной деятельности,  формировать коммуникативно-речевые навыки на казахском языке , умение согласовывать свои действия с действиями партнёра ,сочетать действия и речь.

– вызывать у детей положительный эмоциональный настрой; учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса; формировать эстетическое восприятие  театрализованного действия; воспитывать эмоционально-образное восприятие казахской сказки через знакомство с культурой и бытом  казахского народа.

Предварительная работа: чтение сказки «Три сестры» (в полном формате),театрализованные игры по  данной теме, экскурсия в краеведческий музей  сада, слушание музыкальных  композиций казахских авторов, разучивание  танцев.

Оборудование и материалы: декорации к сказке, костюмы, музыкальное оформление.

Словарная работа: хан, свита ,ханство ,сайга, домбра

Билингвальный  компонент:

Похожий на цветок  – Гүл  сияқты.

На  большом  тое -Үлкен тойда.

Младшая сестра – Кішкентай  сіңлі.

Он их сильно любил –  Оларды  жақсы  көретін еді.

Я жду вас во дворце – Мен сізді сарайда күтем.

Я не хочу этого – Мен оны  қаламаймын.

Попросим ее помочь нам.- Бізге көмектессін.

Их любит хан -Хан оларды жақсы көреді.

Далеко.далеко – Алысқа, алысқа.

Очень щедро – Өте бағалаймыз

И брошу в реку – Өзенге тастаймын.

Это все Кенжекей! Она проспала их!- Кенжекей  кінәлі. Ол ұйықтап қалды.

Благослови  всевышний – Алла разы болсын!

Посмотри, что там есть – Қара онда    не бар?

Пойдем накормим их. Спасибо Всевышний!-  Жүр тамақтаймыз.   Рақмет , Құдайым!

Почему вы опечалились -Неге көңілсізсіңіз?

Я хочу побыть один.-Мен жалғыз қалғым келеді.

Пойдем – Кеттік.

Выручай  и теперь. – Тағы бір рет құтқар.

Чтобы он не попадался на глаза хану.- Ханның көзіне түспесін.

Мы щедро наградим тебя! – Біз саған көп ақша береміз!

Пойду ка схожу я к Кунслу-.Күнсулуға барып қайтайын.

Здравствуйте ,бабушка!- Сәлеметсізбе,әже!

Здравствуй,дочка! – Сәлемет пе ,қызым!

Охотится на сайгаков – Сайғақтарды аулап  жүр  .

А тебе одной скучно? – Сен көңілсізсің бе?

Скучно.-  Көңілсізбін

Мало он о тебе заботится.-  Сені қорғамайды

Пойду-ка я доченька, быстрее надо -. Кызым мен барайын

Кто тебя обидел? – Кім ашуландырды?

А мне скучно – Көңілсізбін

Пищи тебе хватит надолго.- Азық саған жетеді.

Здравствуй, сынок! –   Сәлем ,балам  !

Помогу тебе. Садись и слушай.-  Саған көмектесем,  отыр тыңда

Доброго пути тебе!- Жолың болсын!

Хош аман бол!

Отдай -Бер!

Почему вы грустите? – Неге жылайсың?

Сегодня меня съест Айдахар – Бүгін  мені Айдахар жейді.

Меня завтра съест Айдахар -Мені ертең Айдахар жейді.

Меня  после моих братьев – Менің ағаларымнан кейін мені жейді.

Не бойтесь. я его убью – Қорықпаңдар, мен оны өлтіремін!

Человек – Адам,адам!

Спасибо -Рахмет!

Не трогай – Тиме, тиме !

Хорошо -Жақсы

Держись крепче !Қатты ұста !

Спасибо тебе птица Самрук – Рахмет,  Самрұқ  кұс,

Здравствуй, сестра! Салем, қарындасым

Давай вместе поглядим в него-  Айнаға екеуміз бірге қарайық.

В ней есть чудесные вещи! – Онда таңғажайып заттар  бар!

Убить-  Өлтірумін керек

Он хороший охотник –  Ол жақсы аңшы!

Светлый человек не делает темных дел – Жақсы адам жаман іс жасамайды!

Прости сестра  – Кешір ,сіңлім  !

Прочь  –    Кешірмеймін кет!

Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности  к  людям – Өмірде қанша жамандық   көрсеңде,адамдарға жақсылық жасауды ұмытпа!

 

 

1 сцена. «Хан и сёстры»

(Звучит музыка .Выходит рассказчик в казахском национальном костюме)

Рассказчик:

-В далекие годы жил на свете  молодой  хан  Абылай .Отправился он со своей свитой  искать себе невесту .(« хан и его свита объезжают своё ханство» под музыкальное сопровождение )

Танцевальная  композиция  « Красавицы ханства»

Рассказчик :

-Объехав все ханство и повидав всех красавиц ,он не нашел ту, которая ему приглянулась бы. И вот уставший от долгой дороги, однажды вечером  Абылай  хан увидал вдали одинокую юрту .В ней жили три сестры-Карашаш,Ботагоз и Кенжекей. Он  слез с коня ,чтобы зайти в нее и   вдруг услышал красивые женские голоса,   стал подслушивать .

Карашаш

-Если бы я понравилась  хану, я бы сшила  ему золотой ковер .Гүл  сияқты.

Ботагоз

– Если бы я понравилась  хану , я бы накормила всех гостей одним яйцом .Үлкен тойда.

(Обращаются к младшей)

-А ты бы что сделала Кенжекей? Кішкентай  сіңлі.

Кенжекей

– Если бы я понравилась  хану ,я бы  подарила  хану сына и дочь.Оларды  жақсы  көретін еді.

Хан (зайдя в юрту ,обращается к сёстрам)

– Пусть исполняются ваши желания! Я прикажу  отослать калым вашему отцу, а вы собирайтесь !(я жду вас во дворце.) Мен сізді сарайда күтем.

Танцевальная композиция  « Исполнение обещаний сестёр во дворце у хана»

( хан  благодарит  Кенжекей, ласкает малышей, уходит в свои покои. Кенжекей  засыпает  с детьми. Охрана  стоит по краям  «покоев»)

 

Рассказчик

-Старшие сестры, увидев, как обрадовался хан детям, встревожились . И замыслили  они зло.

Карашаш (обращается к сестре)

-Хан  любит детей  больше чем нас. Мен оны  қаламаймын.

Ботагоз

-Давай к колдунье сходим .Бізге көмектессін.

(Сестры под музыку идут к колдунье .Заходят в ее пещеру. Садятся  рядом  и говорят )

Карашаш

-Укради детей у нашей сестры. Хан оларды жақсы көреді.

Ботагоз

-И унеси куда хочешь. Алысқа, алысқа.

Вдвоем

-За услугу мы тебя наградим. Өте бағалаймыз.

Колдунья

– Ладно! Украду я их! Ха, ха, ха. Өзенге тастаймын.

Танцевальная  композиция «Колдунья крадёт детей»

( колдунья крадет детей, кладет в сундук, «бросает в реку», возвращается в пещеру)

 

( забегают сестры и кричат, обращаясь к хану)

-Хан, хан! Проснись! Дети пропали!Кенжекей  кінәлі. Ол ұйықтап қалды.

Рассказчик

-Разгневался хан Абылай и приказал  вывести Кенжекей в степь на съедение зверям.

( двое из охраны выводят младшую сестру за дверь, двое идут за расстроенным ханом, сестры  «дерутся» за возможность угодить хану )

 

 

2 сцена. «Кудайберген и Кунсулу»

(Выходят  старик и старуха. Старуха убирается. Старик собирается на реку )

Рассказчик

-Долго плыл сундук с младенцами по реке. Наконец приплыл к берегу ,где в плохонькой юрте жил старик со старухою. Здесь он и опустился на дно .Пришел старик рыбачить ,сел на бережок и загадывает.

Старик

-Первый улов – на счастье моих гостей, второй – на мое счастье ,третий – на счастье моей старухи.Алла разы болсын!

( импровизирует .на третий раз достает сундук, идет к старухе)

Старик

– Этот сундук достался на твое счастье.Қара онда    не бар?

Рассказчик

-Открыла сундук старуха и ахнула:

Старуха

-Два младенца! Старик ,они же голодные. Жүр тамақтаймыз.   Рақмет , Құдайым!

( берут детей, становятся на середину зала ,приподнимают под музыку, и уходят ,играя с ними за дверь)

Рассказчик (под действия стариков)

-Детей оставили старики у себя, и  назвали сына  Кудайбергеном -данный богом ,а дочь –Кунслу-солнечная красавица .Дети росли не по дням , а по часам. Старики смотрели на них и радовались.

Танцевальная композиция  «Веселье»

(после танца старики уходят, а дети остаются на сцене)

Рассказчик

-Прошло много лет. Дети стали жить без стариков .Кунслу ухаживала за домом ,а Кудайберген вскакивал на своего быстрого коня и охотился в степи каждый день ,чтоб добыть себе и сестре пищу. И вот однажды , в степи охотился Абылай  хан, родной отец Кудайбергена .Вместе со своей свитой он гнался за сайгой.

Танцевальная  композиция  « Охота хана»

(После танца выходит хан с сестрами , грустит, сестры спрашивают его)

Сёстры

-Что случилось наш господин? Неге көңілсізсіңіз?

Хан

-Сегодня молодой охотник оскорбил  меня. Конь его быстрее моего ,а стреляет он из лука очень  метко ,лучше меня.  Мен жалғыз қалғым келеді.

( Хан уходит за дверь .Сестры шепчутся и идут к колдунье)

Сёстры

– Надо опять к колдунье идти. Кеттік.

Танцевальная композиция  «Путь к колдунье»

Карашаш

-Выручила ты нас один раз.Тағы бір рет құтқар.

Ботагоз

-Хана обидел молодой охотник, убери его подальше. Ханның көзіне түспесін.

Вдвоем

-Біз саған көп ақша береміз!

Колдунья

-Постараюсь исполнить вашу просьбу. Идите!Күнсулуға барып қайтайын.

( Кунслу  убирает в юрте , увидев колдунью  приветствует  её)

Кунслу

– Сәлеметсізбе,әже!

Колдунья

– Сәлемет пе ,қызым!  Где твой брат?

Кунслу

-На охоте.Сайғақтарды аулап  жүр  .

Колдунья

-Ему на охоте очень весело.Сен көңілсізсің бе?

Кунслу

– Көңілсізбін.

Колдунья

-Плохой у тебя брат.  Сені қорғамайды .Ты попроси достать тебе сама-играющую  домбру и волшебное зеркало. Домбра будет играть ,а зеркало покажет весь белый свет.  Кызым мен барайын .(уходит ,ехидничая.)

Рассказчик

-Колдунья ушла , а  Кунслу стала поджидать возвращения брата. Когда  Кудайберген подъехал,  то он  забеспокоился, потому что Кунслу не вышла встречать его.

Кудайберген

-Что с тобою ,моя дорогая сестричка?Кім ашуландырды?

Кунслу

-Тебе весело на охоте.Көңілсізбін. Если ты меня любишь достань сама-играющую домбру и волшебное зеркало.

Кудайберген

-Хорошо, сестренка. Отправляюсь я в путь, а ты береги себя. Азық саған жетеді.

( Кудайберген  прощается  и отправляется в путь. Импровизирует. )

Танцевальная  композиция  «Путь»

 

3 сцена. « Приключения в пути»

Рассказчик

– Попрощался он сестрой, сел на коня и поехал куда глаза глядят. Вот едет Кудайберген и замечает : возле горы  дымок вьется .Поскакал он к дыму .Видит:между двумя горами стоит плохонькая одинокая юрта. Вошел в нее Кудайберген и увидел Жалмауыз-Кемпир.-баба-ягу . Но она доброй бабушкой  была.

Баба-яга

–  Сәлем ,балам  ! Давно тебя жду .Знаю о твоих приключениях. Саған көмектесем,  отыр тыңда .Чтобы найти домбру, надо попасть  на злую землю. Ты ее узнаешь сразу: она покрыта только черным песком. Там растет старый дуб .В нем домбра. Сломай дуб и беги с ним обратно ,но только назад не оглядывайся .Если спасешься твое счастье, а если нет –погибнешь. А зеркало находится за  двумя горами и только птица Самрук может помочь тебе. Но она поможет, если ты убьешь дракона Айдахара, который губит ее птенцов. Жолың болсын!

(Баба-яга уходит и собирает травы да приговаривает)

– Хош аман бол!

(Кудайберген  «скачет» )

Рассказчик

– А еще добрая Жалмауыз-Кемпир рассказала Кудайбергену ,что его отец –это Великий хан Абылай ,а ту женщину которую он увидит в волшебном зеркале –это его мать Кенжекей. Обрадовался Кудайберген новости про родителей! Больше сил прибавилось у него.Долго ли ,коротко скакал Кудайберген добрался он до земли черной. Увидел дуб, сорвал его всей силой своей батыра и побежал во весь дух. А тут гром гремит, молнии сверкают  , черная буря поднялась. Это гнались за ним озлобленные ведьмы.

Танцевальная композиция  «Темная сила»

Ведьмы

-Бер!

(Темная сила уползает )

Рассказчик

Отдохнул Кудайберген ,вытащил домбру из дуба и дальше отправился в путь за зеркалом.

Танцевальная композиция «Путь»

Рассказчик

-Вот добрался он до волшебного  дерева и увидел птенцов. Они горько плакали

Кудайберген

-Неге жылайсың?

Птенцы

-Бүгін  мені Айдахар жейді.

-Мені ертең Айдахар жейді.

-Менің ағаларымнан кейін мені жейді.

Кудайберген

-Я помогу вам!Қорықпаңдар, мен оны өлтіремін!

( Ползет дракон Айдахар. Пытается съесть их. Вступает   Кудайберген в бой и убивает дракона.)

Танцевальная композиции  « Битва с Айдахаром» и  «Спасение»

(птенцы благодарят Кудайбергена.)

Птенцы

– Рахмет!Рахмет!Рахмет!

(Прилетает  птица Самрук. Пытается найти человека по запаху. Находит .Птенцы защищают его.)

Самрук

-Дети мои, вы живы! Но чувствую запах человека, где он?Адам,адам!

Птенцы

-Это он ,только ты не трогай его.Тиме, тиме !

Самрук

-Жақсы. Что ты хочешь за спасение моих птенцов?

Кудайберген

-Помоги достать зеркало волшебное.

Самрук

-Садись на меня! Держись крепче !Қатты ұста !

Танцевальная композиция  « Полет Самрук»

Рассказчик

-Не успел Кудайберген  залесть и закрыть глаза ,как они очутились за горами, верхушки которых касались неба .Взял зеркало  батыр и полетели они обратно.

(Добираются до гнезда .Благодарит  Самрук  Кудайберген и уезжает домой.)

Кудайберген

– Рахмет,  Самрұқ  кұс.Поскакал я к сестре Кунслу,в свои края.

Танцевальная композиция  «Путь домой»

4 сцена « Возвращение. Той»

Кудайберген

-Здравствуй, сестра! Салем, қарындасым ! Посмотри ,я привез тебе ,то что ты просила! Вот сама-играющая домбра ,а вот зеркало волшебное ,в котором весь белый свет виден.

Кунслу

– Айнаға екеуміз бірге қарайық.

.(смотрят)

Танцевальная композиция  «Белый свет »

Рассказчик                                                                                                                                      – Об этих чудесах  узнал хан Абылай. И снова захворал от горя. Позвал он свою свиту.

Хан

-Что нам делать с молодым охотником? Он на охоте силен больше ,чем я, да и юрта его очень плохая, но зато внутри она лучше моего дворца.Онда таңғажайып заттар  бар!

Свита

-Надо убить его! Өлтірумін керек

Хан

-Нет, мне жаль его!(он хороший охотник) Ол жақсы аңшы!

Свита

-Повелитель! Подружись с ним, Тогда ты победишь молодого охотника!

-Жақсы адам жаман іс жасамайды!

Хан

-Я согласен с тобой, мой воин! В путь к молодому охотнику!

(скачут к юрте)

-Джигит! Не хочешь ли ты подружиться со мной?

Кудайрберген

-Почту за честь мой повелитель и отец!

Хан

-Отец?

Кудайберген

-Да! Мы твои украденные дети!

Кунслу

-А вот наша мать, посмотри в это зеркало.

Хан (посмотрев в зеркало)

-Простите меня ,мои дорогие. Послать за моей Кенжекей, сейчас же!

( войны   приводят  Кенжекей. все обнимаются)

(выбегают сестры ,бросаются к ногам хана)

Сёстры

-Прости, прости! Кешір ,сіңлім  !

Хан

-Нет вам прощения! Кешірмеймін кет!

Кенжекей

-Хан Абылай! Прости их! Отвечай добром за зло! Так говорит мой народ!

Танцевальная композиция «Воссоединение семьи»

Рассказчик

-Так через много лет встретилась вся семья. Хан  и Кенжекей простили  злых сестер и устроили богатый той. Весь народ радовался вместе с ним.

Кенжекей

-Народная мудрость гласит:

«Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности  к  людям»

Все герои  сказки

-Өмірде қанша жамандық   көрсеңде,адамдарға жақсылық жасауды ұмытпа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *