Сценарий про драматизации казахской народной сказки “Три сестры”.
Чугайнова Надежда Владимировна
воспитатель город Актау,ГГКП “Алтын- бесік” № 22
Цели:
-способствовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитанию общечеловеческих качеств, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мәңгілік Ел» через изучение и показ казахских сказок.
-развивать интерес к театрализованной деятельности, формировать коммуникативно-речевые навыки на казахском языке , умение согласовывать свои действия с действиями партнёра ,сочетать действия и речь.
– вызывать у детей положительный эмоциональный настрой; учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса; формировать эстетическое восприятие театрализованного действия; воспитывать эмоционально-образное восприятие казахской сказки через знакомство с культурой и бытом казахского народа.
Предварительная работа: чтение сказки «Три сестры» (в полном формате),театрализованные игры по данной теме, экскурсия в краеведческий музей сада, слушание музыкальных композиций казахских авторов, разучивание танцев.
Оборудование и материалы: декорации к сказке, костюмы, музыкальное оформление.
Словарная работа: хан, свита ,ханство ,сайга, домбра
Билингвальный компонент:
Похожий на цветок – Гүл сияқты.
На большом тое -Үлкен тойда.
Младшая сестра – Кішкентай сіңлі.
Он их сильно любил – Оларды жақсы көретін еді.
Я жду вас во дворце – Мен сізді сарайда күтем.
Я не хочу этого – Мен оны қаламаймын.
Попросим ее помочь нам.- Бізге көмектессін.
Их любит хан -Хан оларды жақсы көреді.
Далеко.далеко – Алысқа, алысқа.
Очень щедро – Өте бағалаймыз
И брошу в реку – Өзенге тастаймын.
Это все Кенжекей! Она проспала их!- Кенжекей кінәлі. Ол ұйықтап қалды.
Благослови всевышний – Алла разы болсын!
Посмотри, что там есть – Қара онда не бар?
Пойдем накормим их. Спасибо Всевышний!- Жүр тамақтаймыз. Рақмет , Құдайым!
Почему вы опечалились -Неге көңілсізсіңіз?
Я хочу побыть один.-Мен жалғыз қалғым келеді.
Пойдем – Кеттік.
Выручай и теперь. – Тағы бір рет құтқар.
Чтобы он не попадался на глаза хану.- Ханның көзіне түспесін.
Мы щедро наградим тебя! – Біз саған көп ақша береміз!
Пойду ка схожу я к Кунслу-.Күнсулуға барып қайтайын.
Здравствуйте ,бабушка!- Сәлеметсізбе,әже!
Здравствуй,дочка! – Сәлемет пе ,қызым!
Охотится на сайгаков – Сайғақтарды аулап жүр .
А тебе одной скучно? – Сен көңілсізсің бе?
Скучно.- Көңілсізбін
Мало он о тебе заботится.- Сені қорғамайды
Пойду-ка я доченька, быстрее надо -. Кызым мен барайын
Кто тебя обидел? – Кім ашуландырды?
А мне скучно – Көңілсізбін
Пищи тебе хватит надолго.- Азық саған жетеді.
Здравствуй, сынок! – Сәлем ,балам !
Помогу тебе. Садись и слушай.- Саған көмектесем, отыр тыңда
Доброго пути тебе!- Жолың болсын!
Хош аман бол!
Отдай -Бер!
Почему вы грустите? – Неге жылайсың?
Сегодня меня съест Айдахар – Бүгін мені Айдахар жейді.
Меня завтра съест Айдахар -Мені ертең Айдахар жейді.
Меня после моих братьев – Менің ағаларымнан кейін мені жейді.
Не бойтесь. я его убью – Қорықпаңдар, мен оны өлтіремін!
Человек – Адам,адам!
Спасибо -Рахмет!
Не трогай – Тиме, тиме !
Хорошо -Жақсы
Держись крепче !Қатты ұста !
Спасибо тебе птица Самрук – Рахмет, Самрұқ кұс,
Здравствуй, сестра! Салем, қарындасым
Давай вместе поглядим в него- Айнаға екеуміз бірге қарайық.
В ней есть чудесные вещи! – Онда таңғажайып заттар бар!
Убить- Өлтірумін керек
Он хороший охотник – Ол жақсы аңшы!
Светлый человек не делает темных дел – Жақсы адам жаман іс жасамайды!
Прости сестра – Кешір ,сіңлім !
Прочь – Кешірмеймін кет!
Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям – Өмірде қанша жамандық көрсеңде,адамдарға жақсылық жасауды ұмытпа!
1 сцена. «Хан и сёстры»
(Звучит музыка .Выходит рассказчик в казахском национальном костюме)
Рассказчик:
-В далекие годы жил на свете молодой хан Абылай .Отправился он со своей свитой искать себе невесту .(« хан и его свита объезжают своё ханство» под музыкальное сопровождение )
Танцевальная композиция « Красавицы ханства»
Рассказчик :
-Объехав все ханство и повидав всех красавиц ,он не нашел ту, которая ему приглянулась бы. И вот уставший от долгой дороги, однажды вечером Абылай хан увидал вдали одинокую юрту .В ней жили три сестры-Карашаш,Ботагоз и Кенжекей. Он слез с коня ,чтобы зайти в нее и вдруг услышал красивые женские голоса, стал подслушивать .
Карашаш
-Если бы я понравилась хану, я бы сшила ему золотой ковер .Гүл сияқты.
Ботагоз
– Если бы я понравилась хану , я бы накормила всех гостей одним яйцом .Үлкен тойда.
(Обращаются к младшей)
-А ты бы что сделала Кенжекей? Кішкентай сіңлі.
Кенжекей
– Если бы я понравилась хану ,я бы подарила хану сына и дочь.Оларды жақсы көретін еді.
Хан (зайдя в юрту ,обращается к сёстрам)
– Пусть исполняются ваши желания! Я прикажу отослать калым вашему отцу, а вы собирайтесь !(я жду вас во дворце.) Мен сізді сарайда күтем.
Танцевальная композиция « Исполнение обещаний сестёр во дворце у хана»
( хан благодарит Кенжекей, ласкает малышей, уходит в свои покои. Кенжекей засыпает с детьми. Охрана стоит по краям «покоев»)
Рассказчик
-Старшие сестры, увидев, как обрадовался хан детям, встревожились . И замыслили они зло.
Карашаш (обращается к сестре)
-Хан любит детей больше чем нас. Мен оны қаламаймын.
Ботагоз
-Давай к колдунье сходим .Бізге көмектессін.
(Сестры под музыку идут к колдунье .Заходят в ее пещеру. Садятся рядом и говорят )
Карашаш
-Укради детей у нашей сестры. Хан оларды жақсы көреді.
Ботагоз
-И унеси куда хочешь. Алысқа, алысқа.
Вдвоем
-За услугу мы тебя наградим. Өте бағалаймыз.
Колдунья
– Ладно! Украду я их! Ха, ха, ха. Өзенге тастаймын.
Танцевальная композиция «Колдунья крадёт детей»
( колдунья крадет детей, кладет в сундук, «бросает в реку», возвращается в пещеру)
( забегают сестры и кричат, обращаясь к хану)
-Хан, хан! Проснись! Дети пропали!Кенжекей кінәлі. Ол ұйықтап қалды.
Рассказчик
-Разгневался хан Абылай и приказал вывести Кенжекей в степь на съедение зверям.
( двое из охраны выводят младшую сестру за дверь, двое идут за расстроенным ханом, сестры «дерутся» за возможность угодить хану )
2 сцена. «Кудайберген и Кунсулу»
(Выходят старик и старуха. Старуха убирается. Старик собирается на реку )
Рассказчик
-Долго плыл сундук с младенцами по реке. Наконец приплыл к берегу ,где в плохонькой юрте жил старик со старухою. Здесь он и опустился на дно .Пришел старик рыбачить ,сел на бережок и загадывает.
Старик
-Первый улов – на счастье моих гостей, второй – на мое счастье ,третий – на счастье моей старухи.Алла разы болсын!
( импровизирует .на третий раз достает сундук, идет к старухе)
Старик
– Этот сундук достался на твое счастье.Қара онда не бар?
Рассказчик
-Открыла сундук старуха и ахнула:
Старуха
-Два младенца! Старик ,они же голодные. Жүр тамақтаймыз. Рақмет , Құдайым!
( берут детей, становятся на середину зала ,приподнимают под музыку, и уходят ,играя с ними за дверь)
Рассказчик (под действия стариков)
-Детей оставили старики у себя, и назвали сына Кудайбергеном -данный богом ,а дочь –Кунслу-солнечная красавица .Дети росли не по дням , а по часам. Старики смотрели на них и радовались.
Танцевальная композиция «Веселье»
(после танца старики уходят, а дети остаются на сцене)
Рассказчик
-Прошло много лет. Дети стали жить без стариков .Кунслу ухаживала за домом ,а Кудайберген вскакивал на своего быстрого коня и охотился в степи каждый день ,чтоб добыть себе и сестре пищу. И вот однажды , в степи охотился Абылай хан, родной отец Кудайбергена .Вместе со своей свитой он гнался за сайгой.
Танцевальная композиция « Охота хана»
(После танца выходит хан с сестрами , грустит, сестры спрашивают его)
Сёстры
-Что случилось наш господин? Неге көңілсізсіңіз?
Хан
-Сегодня молодой охотник оскорбил меня. Конь его быстрее моего ,а стреляет он из лука очень метко ,лучше меня. Мен жалғыз қалғым келеді.
( Хан уходит за дверь .Сестры шепчутся и идут к колдунье)
Сёстры
– Надо опять к колдунье идти. Кеттік.
Танцевальная композиция «Путь к колдунье»
Карашаш
-Выручила ты нас один раз.Тағы бір рет құтқар.
Ботагоз
-Хана обидел молодой охотник, убери его подальше. Ханның көзіне түспесін.
Вдвоем
-Біз саған көп ақша береміз!
Колдунья
-Постараюсь исполнить вашу просьбу. Идите!Күнсулуға барып қайтайын.
( Кунслу убирает в юрте , увидев колдунью приветствует её)
Кунслу
– Сәлеметсізбе,әже!
Колдунья
– Сәлемет пе ,қызым! Где твой брат?
Кунслу
-На охоте.Сайғақтарды аулап жүр .
Колдунья
-Ему на охоте очень весело.Сен көңілсізсің бе?
Кунслу
– Көңілсізбін.
Колдунья
-Плохой у тебя брат. Сені қорғамайды .Ты попроси достать тебе сама-играющую домбру и волшебное зеркало. Домбра будет играть ,а зеркало покажет весь белый свет. Кызым мен барайын .(уходит ,ехидничая.)
Рассказчик
-Колдунья ушла , а Кунслу стала поджидать возвращения брата. Когда Кудайберген подъехал, то он забеспокоился, потому что Кунслу не вышла встречать его.
Кудайберген
-Что с тобою ,моя дорогая сестричка?Кім ашуландырды?
Кунслу
-Тебе весело на охоте.Көңілсізбін. Если ты меня любишь достань сама-играющую домбру и волшебное зеркало.
Кудайберген
-Хорошо, сестренка. Отправляюсь я в путь, а ты береги себя. Азық саған жетеді.
( Кудайберген прощается и отправляется в путь. Импровизирует. )
Танцевальная композиция «Путь»
3 сцена. « Приключения в пути»
Рассказчик
– Попрощался он сестрой, сел на коня и поехал куда глаза глядят. Вот едет Кудайберген и замечает : возле горы дымок вьется .Поскакал он к дыму .Видит:между двумя горами стоит плохонькая одинокая юрта. Вошел в нее Кудайберген и увидел Жалмауыз-Кемпир.-баба-ягу . Но она доброй бабушкой была.
Баба-яга
– Сәлем ,балам ! Давно тебя жду .Знаю о твоих приключениях. Саған көмектесем, отыр тыңда .Чтобы найти домбру, надо попасть на злую землю. Ты ее узнаешь сразу: она покрыта только черным песком. Там растет старый дуб .В нем домбра. Сломай дуб и беги с ним обратно ,но только назад не оглядывайся .Если спасешься твое счастье, а если нет –погибнешь. А зеркало находится за двумя горами и только птица Самрук может помочь тебе. Но она поможет, если ты убьешь дракона Айдахара, который губит ее птенцов. Жолың болсын!
(Баба-яга уходит и собирает травы да приговаривает)
– Хош аман бол!
(Кудайберген «скачет» )
Рассказчик
– А еще добрая Жалмауыз-Кемпир рассказала Кудайбергену ,что его отец –это Великий хан Абылай ,а ту женщину которую он увидит в волшебном зеркале –это его мать Кенжекей. Обрадовался Кудайберген новости про родителей! Больше сил прибавилось у него.Долго ли ,коротко скакал Кудайберген добрался он до земли черной. Увидел дуб, сорвал его всей силой своей батыра и побежал во весь дух. А тут гром гремит, молнии сверкают , черная буря поднялась. Это гнались за ним озлобленные ведьмы.
Танцевальная композиция «Темная сила»
Ведьмы
-Бер!
(Темная сила уползает )
Рассказчик
Отдохнул Кудайберген ,вытащил домбру из дуба и дальше отправился в путь за зеркалом.
Танцевальная композиция «Путь»
Рассказчик
-Вот добрался он до волшебного дерева и увидел птенцов. Они горько плакали
Кудайберген
-Неге жылайсың?
Птенцы
-Бүгін мені Айдахар жейді.
-Мені ертең Айдахар жейді.
-Менің ағаларымнан кейін мені жейді.
Кудайберген
-Я помогу вам!Қорықпаңдар, мен оны өлтіремін!
( Ползет дракон Айдахар. Пытается съесть их. Вступает Кудайберген в бой и убивает дракона.)
Танцевальная композиции « Битва с Айдахаром» и «Спасение»
(птенцы благодарят Кудайбергена.)
Птенцы
– Рахмет!Рахмет!Рахмет!
(Прилетает птица Самрук. Пытается найти человека по запаху. Находит .Птенцы защищают его.)
Самрук
-Дети мои, вы живы! Но чувствую запах человека, где он?Адам,адам!
Птенцы
-Это он ,только ты не трогай его.Тиме, тиме !
Самрук
-Жақсы. Что ты хочешь за спасение моих птенцов?
Кудайберген
-Помоги достать зеркало волшебное.
Самрук
-Садись на меня! Держись крепче !Қатты ұста !
Танцевальная композиция « Полет Самрук»
Рассказчик
-Не успел Кудайберген залесть и закрыть глаза ,как они очутились за горами, верхушки которых касались неба .Взял зеркало батыр и полетели они обратно.
(Добираются до гнезда .Благодарит Самрук Кудайберген и уезжает домой.)
Кудайберген
– Рахмет, Самрұқ кұс.Поскакал я к сестре Кунслу,в свои края.
Танцевальная композиция «Путь домой»
4 сцена « Возвращение. Той»
Кудайберген
-Здравствуй, сестра! Салем, қарындасым ! Посмотри ,я привез тебе ,то что ты просила! Вот сама-играющая домбра ,а вот зеркало волшебное ,в котором весь белый свет виден.
Кунслу
– Айнаға екеуміз бірге қарайық.
.(смотрят)
Танцевальная композиция «Белый свет »
Рассказчик – Об этих чудесах узнал хан Абылай. И снова захворал от горя. Позвал он свою свиту.
Хан
-Что нам делать с молодым охотником? Он на охоте силен больше ,чем я, да и юрта его очень плохая, но зато внутри она лучше моего дворца.Онда таңғажайып заттар бар!
Свита
-Надо убить его! Өлтірумін керек
Хан
-Нет, мне жаль его!(он хороший охотник) Ол жақсы аңшы!
Свита
-Повелитель! Подружись с ним, Тогда ты победишь молодого охотника!
-Жақсы адам жаман іс жасамайды!
Хан
-Я согласен с тобой, мой воин! В путь к молодому охотнику!
(скачут к юрте)
-Джигит! Не хочешь ли ты подружиться со мной?
Кудайрберген
-Почту за честь мой повелитель и отец!
Хан
-Отец?
Кудайберген
-Да! Мы твои украденные дети!
Кунслу
-А вот наша мать, посмотри в это зеркало.
Хан (посмотрев в зеркало)
-Простите меня ,мои дорогие. Послать за моей Кенжекей, сейчас же!
( войны приводят Кенжекей. все обнимаются)
(выбегают сестры ,бросаются к ногам хана)
Сёстры
-Прости, прости! Кешір ,сіңлім !
Хан
-Нет вам прощения! Кешірмеймін кет!
Кенжекей
-Хан Абылай! Прости их! Отвечай добром за зло! Так говорит мой народ!
Танцевальная композиция «Воссоединение семьи»
Рассказчик
-Так через много лет встретилась вся семья. Хан и Кенжекей простили злых сестер и устроили богатый той. Весь народ радовался вместе с ним.
Кенжекей
-Народная мудрость гласит:
«Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям»
Все герои сказки
-Өмірде қанша жамандық көрсеңде,адамдарға жақсылық жасауды ұмытпа!