Использование диалога как средства развития познавательного интереса учащихся на уроках географии


Дубицкая Елена Васильевна

 №11 негізгі мектеп Семеновка ауылы Целиноград ауданы Ақмола облысы география  пәнінің мұғалімі

                                             Известно, что наукой овладевает тот, кто

испытывает жажду познания.

Абай Кунанбаев.

Для человека характерно, что бы он не увидел и не услышал ,о чем бы ни узнал, он должен не только установить суть нового, но и выяснить ,что оно ему даст в будущем.

На современном  этапе развития  образования  учитель  характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Сегодня недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков, надо находить новые пути повышения эффективности обучения.
Используемые сегодня  методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Я пришла к выводу, что использование диалога в обучении географии ,способствует тому, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии.

Что представляют собой формы диалогового обучения и что такое диалог?

Значение слова “диалог” в переводе с латинского — беседа  двоих. Но это, если так можно выразиться, простейшая трактовка определения. В высоком понимании диалог – это противопоставление монологу. В прежние времена особенно часто этот инструмент использовался в таких сложных и непростых вещах как философия, риторика, логика, софистика. Цель, которую преследует диалог, – это максимально понятное донесение до слушателя идеи, при этом рассмотренной с нескольких точек зрения. Из них в итоге будет либо выбрана наиболее точная формулировка, либо выведена общая, отвечающая позиции автора. Вот, в целом, такой смысл имеет диалог.

Педагогика не мыслит себя без беседы учителя и ученика. Используя,  всю прелесть и возможности диалога  в процессе обмена собственным уникальным виденьем мира.

В настоящее время, когда в основном мир ученик заполнен общением с компьютером, сужаются его возможности большого круга  реального общения, оно заменяется виртуальным, это приводит к тому ,что на уроках ученики реже начинают разговор сами. При беседе пытаются уйти из центра внимания, меньше и тише говорить. Большая часть учеников  всегда больше слушает, чем говорит , не решаются задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывают робко и нерешительно.Достаточно трудно вызвать на разговор, часто ученики  не могут выдавить из себя ни слова, ответы учащихся обычно односложны, часто ученики не могут подобрать для разговора нужные слова.

Использование диалоговой формы обучения поможет ученикам избавиться от своей нерешительности, более активно участвовать в работе урока.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.
По ходу урока каждому ученику дается возможность предлагать уместную информацию;  идеи каждого расцениваются как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку; ученики задают друг другу вопросы;

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет  географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам. Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии  Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников: стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему, появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры. Ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения, приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.  Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег  утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.  Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.  Уроки географии, проводимые с использование новых подходов в обучении, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Ученики с большим интересом работают на уроках, потому что для них создаются условия для саморазвития, самообразования.
Сегодня на  учителей , возложена миссия- надо сделать так, чтобы ученику на уроке было интересно ,и он был не просто слушателем ,а активным участником учебного процесса. Требование сегодняшнего времени –это урок на котором  нет учителей и учеников , есть коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Главная ценность диалогового обучения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью обучаемых. диалоговое обучение способствует формированию у учеников   нового типа мышления, воспитывать  активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию учеников. Для учителя в процессе принятия решений жизненно важными являются интересы ученика» и задача учителя в том что, надо научить учиться учеников, сделать так, чтобы ученики несли ответственность за уровень своей подготовки к получению знаний. Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Диалоговое обучение состоит ещё и в том, чтобы обучать детей полноценному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении различных тем учащиеся будут приобретать на уроках, овладевая умениями диалогической речи. При диалоговом обучении создаются условия для самовыражения  обучающихся. Задача  учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников. Мы, учителя обладаем широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов, в своей деятельности, но не всегда используем стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении

Как защититься от неблагоприятных атмосферных явлений

(урок-диалог)

География 7 класс

Цели:

Образовательные \Определить виды неблагоприятных  явлений и их последствия, разработать и предложить пути защиты в процессе диалога между группой, которая предварительно изучала виды неблагоприятных явлений, и остальными учениками класса.

Развивающие – развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом, дополнительной литературой, делать выводы.

Воспитательные – формирование самостоятельности.

Оборудование: учебник, атласы, климатическая карта мира,

дополнительная литература, интерактивная

доска.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня речь пойдет о неблагоприятных атмосферных явлениях, которые оказывают негативное воздействие на жизнь людей и его хозяйственную деятельность .Нам необходимо нужно понять, почему возникают неблагоприятные атмосферные явления, к каким последствиям и к какому ущербу приводят .

Вопросы-задания к уроку-диалогу.

1.  Какие атмосферные явления относятся к неблагоприятным

2.  Каковы последствия неблагоприятных атмосферных явлений.

3.  Какие необходимо предпринимать мероприятия по защите от неблагоприятных явлений.

4.Какие неблагоприятные атмосферные явления наблюдаются в нашей местности.

5.  Общий вывод о влиянии неблагоприятных атмосферных явлений на  функционировании хозяйства и комфортность вашей жизни. На этот вопрос должен отвечать уже подготовленный ученик.

2.Неблагоприятные атмосферные явления, связанные с осадками, и явления связанные  с ветром(на интерактивной доске таблица  рис 89)Неблагоприятные атмосферные явления- это явления погоды, которые оказывают негативное воздействие на жизнь людей и его хозяйственную деятельность. Снегопады -это выпадение снега толщиной 12-20 мм на протяжении 12 и более часов. Снегопады чаще всего сопровождаются метелью. Какие бедствия происходят при стихийных снегопадах?

3.Ливневый дождь-это выпадение дождя высокой интенсивности. Длительность выпадения ливневого дождя в среднем от нескольких минут до 1-2часов,но иногда такие осадки могут затягиваться и на несколько суток. Ливневый дождь охватывает относительно небольшую территорию и это атмосферное явление часто сопровождается грозой и сильными ветрами

4.Гололед-это образование ледяной корки на поверхности земли и различных предметах вследствие  намерзания ,переохлажденных капель дождя, мороси или тумана. Чем опасно это атмосферное явление?

5. Корреспонденту Ш.Гробе пешая прогулка по Вашингтону не пришлась по душе; «Сегодня точно день не для прогулок, потому что идет сильный снег и очень ветрено. Снегопад идет целый день и ,видимо продолжится еще, поэтому не очень уютно. Пробираться по сугробам очень неудобно». О каком атмосферном явлении писал корреспондент?

6. Пыльная (песчанная)буря- возникает при сухой поверхности в слое высотой в несколько метров с заметным ухудшением горизонтальной видимости. пыльные бури возникают при сухой поверхности почвы и скорости ветра до 10м/с и более.

7. Суховеи- горячие сухие ветры со скоростью более 5м/с, возникающие  ,при высокой температуре. Они возникают летом, дуют преимущественно с востока и юго-востока от1 до 10 дней.

8. Смерч- это очень сильный вращающийся вихрь с размером по горизонтали менее 50 км и вертикали менее 10км,обьладающий ураганными скоростями ветра более 33м/с смерч образуется из-за разности атмосферного давления и представляет собой гигантскую воздушную воронку. 29 мая 2017 года в Москве был ураган, который с легкостью валил вековые деревья, сильный ветер в считанные минуты сносил дома (просмотр видио   смерч –торнадо в Казахстане)

Подведение итогов работы

1. Как человек должен вести себя во время ливневых дождей, смерчей

2.Какие атмосферные осадки приносят большой вред сельскому хозяйству?

3.Могут ли неблагоприятные атмосферные осадки влиять на здоровье людей.

4.Какие меры вы можете предложить для защиты от неблагоприятных атмосферных явлений.

Коллективное подведение итогов.

Выделение лучших участников диалога.

 

Домашнее задание: запись краткая, отражающая наиболее полно

две группы неблагоприятных атмосферных

творческое задание по желанию –Используя интернет-сайты, подготовить презентации  «Торнадо», «Тропические циклоны».

 

Список литературы:

1.​ Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков. М.: Школьная Пресса, 2002 – 128с.

2.​ Зубанова С.Г., Щербаков Ю.В. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: Глобус, 2009. – 173с.

3.​Каратабанов Р.А География.7 класс. Алматы:Алматыкiтап, 2017.

4. География в школах и вузах Казахстана №3 2017 г стр 41-42​

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *