Логопедическое занятие Тема: звук и буква «Л», автоматизация.


Извекова Марина Владимировна

учитель-логопед КГУ “Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи” УО ВКО г. Зыряновск 

Цели:

·        Способствовать правильному и четкому произношению звука «л».

·        Совершенствовать мыслительные процессы обобщения и логического мышления через проведение игры, игрового упражнения, отгадывание загадок.

·        Обогащать и уточнять словарь по теме: «Дикие и домашние животные»

·        Развивать фонематический слух по средствам проведения звукового анализа слова.

·        Развивать слуховое внимание и память по средствам проведения игрового упражнения.

·        Развивать и совершенствовать навык чтения и письма.

·        Воспитывать самостоятельность и аккуратности при выполнении письменных заданий.

·        Воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно.

Оснащение:

Игрушка Самоделкин;

Предметные картинки;

Зеркало;

Карточки со слогами, текстом; словами для упр. «Составь пары»;

Игра «Составь слова»;

Домик для игры «Рассели животных;

Фишки для звукового анализа;

Индивидуальная тетрадь ребенка, ручка

 

Ход занятия:

I.Организационный момент

Подтянись, улыбнись

И тихонечко садись.

II. Сюрпризный момент

К нам сегодня на урок прибежал один дружок. (На фланелеграфе выставляется изображение Самоделкина). Кто это? (Самоделкин).

Самоделкин принес загадки.

Предлагаю их послушать,

все загадки разгадать

На вопрос один ответить,

и одинаковый звук в отгадках назвать. (После того как ребенок называет отгадку, логопед выкладывает предметную картинку с изображением животного)

·        В дупле живет, да орешки грызет.      (Белка)

·        Отступить врагам пришлось! Их рогами встретил… (лось).

·        Серый хищник зубами щелк. Кто же это?    (волк)

Назови одним словом. (Животные). Какие это животные? (Это дикие животные, обитающие в наших лесах).

Какой одинаковый звук встречается в словах? (звук «л»)

О каком звуке у нас сегодня пойдет речь на занятии? (Мы будем говорить о звуке «л»).

III.Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука «л».

«Парус» (под счет логопеда: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребенок удерживает кончик язычка за верхними зубками. Под счет «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус опускать» язычок опускается, ротик закрывается).

Молодец! У тебя все получилось! Движения были осознанными, четкими и размеренными.

А теперь подумай и скажи, как же произносится звук «л»? (Когда мы произносим звук «л» губы находятся в улыбке, рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец, кончик языка упирается изнутри в верхние зубки. Этот звук согласный, твердый.)

IV. Автоматизация звука «л»

1.Как гудит в небесах самолет? (л-л-л)

Как подает сигнал пароход? (л-л-л)

2.Чтение слогов по карточке:

ла-ло-лу

ал-ол-ул

лол-лыл-лул

сла-сла-сла – несла

сла-сла-сла – пасла

сло-сло-сло – масло

3.Самоделкин предлагает поиграть в игру «Составь слова». Из слогов составить и записать слова.

·        Какие слова у тебя получились? (Лоси, белочка, лошадь).

·        Найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой выбор. («Лишнее» слово – лошадь. Лошадь – домашнее животное, а белка и лось – дикие животные).

·        Каких еще домашних животных, со звуком «л», ты знаешь? (Вол, осел, козел).

4. Самоделкин предлагает поиграть в следующую игру «Расстели домашних животных». (Ребенок получает предметные картинки, с изображением названных животных, и расселяет их в домике в соответствии со схемами слов. Свои действия ребенок сопровождает объяснением).

5. Выполни звуковой анализ слова «вол». (В слове «в-в-вол» первый звук «в». Он твердый согласный звук, обозначаем его синей фишкой. Второй звук в слове «во-о-о-ол» – «о». Это гласный звук. Обозначаем его красной фишкой. Третий звук в слове «вол-л-л» – «л». Он твердый согласный звук, обозначаем его синей фишкой. В слове «вол» один слог, ударный звук «о»).

Физминутка:

Медвежата в чаще жили, головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

А потом они плясали, выше лапы поднимали,

Вот так, вот так, выше лапы поднимали,

6. Игровое упражнение «Составь пары»

(Ребенок  читает и соединяет слова линиями)

Волк

Ловкая

Осел

Гнедая

Козел

Сохатый

Белка

Злой

Лось

Глупый

Лошадь

Рогатый

 

7. Самоделкин предлагает составить и записать предложение с одной из образованных пар. (Ловкая белка скакала с елки на елку.)

8. Прочитай текст, подчеркни слова, в которых встречается  буква «л».

В лесу живет волк со своею волчихой. Волчица меньше волка. В волчьем логове у них семь волчат. Волчица следит за волчатами. А волк добывает пищу для всего семейства.

9. Игровое упражнение: «Помоги Самоделкину запомнить и повторить слова»

Волк – волчица – волчата – волчий

Волчата – волк – волчий – волчица

Волчица – волчий – волчата – волк.

Молодец, ты был очень внимательным.

V. Домашнее задание.

Где живут волк, белка, лось? (Они живут в лесу).

Нарисуй к следующему занятию лес, в котором живут эти животные.

V.Подведение итогов. Прощание.

·        Что мы сегодня повторили на занятии?

·        Чему сегодня научились?

·        С каким настроением ты уходишь с занятия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *