Статья “Игра – как метод интерактивного обучения”


Город Павлодар СОПШЭН № 36

Автор статьи – Улькина Валерия Александровна

                     Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же

                    значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,

                   служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в

                   работе, когда вырастет (Макаренко А.С.).

Обновление образования сегодня требует инновационных изменений в системе образования. Специфика деятельности учителя начальной школы определяется ориентацией данной ступени обучения на развитие познавательной активности детей, их мыслительных способностей, а также учебной деятельности как организационной основы активной познавательной деятельности в школе. Инновационная работа достигается через внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов обучения.

Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным  процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Работая в школе не первый год и набирая первоклассников, я стала замечать, что первое время у многих из моих подопечных сохраняется отношение к учению как к занимательной и привлекающей своей новизной ситуации. Многим особенно нравится в школе перемена, обед в столовой, ознакомительные экскурсии по школе, «как парами ходим», «как руку на уроке поднимаем», игры на свежем воздухе и т.д. Критический момент наступает обычно через 2—3 недели. Праздничная, торжественная обстановка постепенно сменяется деловой, будничной, ощущение новизны незаметно проходит. И оказывается, что учение — это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений в поведении. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование и очень часто это сопровождается стрессом. Если до поступления в школу основной ведущей деятельностью являлась игра, то теперь ведущей деятельностью младшего школьника является учеба. В период адаптации ребенок испытывает трудности и даже те из них, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Он много времени проводит вне дома, его окружают незнакомые дети, появляются задания, которые нужно выполнять и оценки, которые не всегда радуют.

В моём 1 «А» классе 26 учащихся.  Школьный психолог проводила диагностику на уровень адаптации в моём классе. Результаты диагностики показали, что не все мои дети хорошо адаптированы на конец сентября к школьной среде. В других первых классах тоже сформировались группы учащихся с низкой адаптацией.  За первую четверть работы я «увидела» тех детей, которые с нежеланием идут в школу, не совсем добросовестно выполняют задания письменного и устного характера в течение урока и дома. Как сделать так, чтобы каждый ученик был положительно настроен на учение, чтобы познавательный интерес сопровождался устойчивым положительным отношением со стороны каждого ученика и вызывал у них положительные эмоции? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как это обусловлено многими  психологическими факторами. Первостепенная причина – мои ученики – маленькие дети. Поэтому требовать от них чрезмерной серьезности на начальных этапах обучения не стоит, да и, как правило, это абсолютно бесполезно. Даже просидеть 35 минут на одном месте подвижному ребенку сложно, а сосредоточенно слушать учителя и вовсе невозможно. В начальной школе психология ребёнка очень тонкая и особенная. Именно в этом возрасте мозг человека способен запоминать как можно активнее представленную информацию. Возрастная психология говорит о том, что у младшего школьника преобладают непроизвольные процессы восприятия, памяти, внимания. Поэтому источником устойчивого внимания становится то, что вызывает интерес. А игра как раз умеет делать трудное – лёгким, доступным, а скучное – интересным и весёлым.

Игра – это один из методов интерактивного обучения. Игровое обучение занимает особое место среди средств активизации учебного процесса. Включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах  организации учебного процесса.

Этими аспектами я решила руководствоваться в ходе своего исследования. В краткосрочное планирование уроков я стала включать обучающие игры. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Сложность, конечно, проявляется  в том, что ученики первого класса не умеют работать в группах. Поэтому первые учебные игры я давала  для парной работы. Научившись работать в паре, ученик сможет работать и в группе.    При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе, а соседу по парте охотно ответит и стеснительный ученик. Для того, чтобы работа в паре была более успешной, я вложила в папку для памяток каждому ученику памятку как работать в паре, предварительно обсудив её содержание с детьми. Это и то, как сидеть за партой, «при разговоре смотри на собеседника», «тихо говори в паре», «называй соседа по имени», как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, «внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать». Предлагая детям выполнить игру, они вспоминают правила работы, которые нужно соблюдать. Можно показать на примере какой – нибудь пары, как нужно работать, продемонстрировав это у доски или на рабочем месте учащихся. Моим учащимся очень нравятся такие игры: «Учитель – ученик», «Ты – мне, я – тебе», «Гонка за лидером», «Найди ошибку», «Волшебный сундучок», «Заморочки из бочки», «Почтальон». Нравится, когда на уроке используются стратегии «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы». Вопросы они составляют тоже в паре. Я считаю, что игры можно использовать на любом этапе урока: и операционном при осмыслении нового материала, и на этапе рефлексии при закреплении изученного. Нельзя не сказать о роли формативного оценивания при проведении таких игр. Очень нравится ставить оценку и здесь же мне кажется, закладываются первые шаги критериального оценивания. Дети рассуждают, задумываются, за что им ставят ту или иную оценку, над, чем необходимо ещё ребёнку потрудиться. На одном из уроков предмета «Грамота» ученица моего класса Карина за  характеристику нового звука получила от соседа по парте среднего размера смайлик, указывающий на неточность в её в ответе. Придя домой, девочка попросила родителей поиграть с ней в игру как на уроке, чтобы потренироваться и не допускать ошибок в характеристике звуков. Я считаю, что это как раз тот, важный момент в оценивании младших школьников, который вызывает немало конфликтных ситуаций с родителями учащихся начальной школы, когда критерии оценивания не всегда чётко обозначены и понятны и детям, и родителям.

Результаты повторной диагностики адаптации в начале второй четверти показали, что  детей с низкой адаптацией стало меньше. Анализируя работу детей в течение урока, я отметила, что ранее пассивные, неохотно включающиеся в работу Олеся, Вова, Никита, Лиза стали активно работать на уроке, смелее поднимали руку для ответа, внимательнее и старательнее старались выполнять  задания в течение урока и дома. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности и качества учебной деятельности, а также укрепляет их межличностные отношения. Я считаю, что уроки с использованием игр, делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учёбе, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, развивают коммуникативную компетенцию. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания и как следствие интерес к школе.

Я, как учитель начальных классов, считаю  что игра – уникальная форма, секрет её в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности, заставить играть нельзя, а увлечь игрой можно. Она превращает учебный процесс в занимательную деятельность, её эмоциональность активизирует все психические процессы младшего школьник. Игра – неиссякаемый источник развития ребёнка, которая позволяет ему раскрыться всеми гранями своей личности, только в ней возможны высшие достижения ученика, которые завтра станут его реальностью. Использование учебных игр в процессе обучения показывает высокую эффективность.

Результативность  использования обучающих игр возможна при правильной организации групповой работы. Результативность обучения зависит от того, насколько возможно организовать атмосферу исключительной доброжелательности, открытости, внутренней раскрепощенности личности, на общение учащихся. Во второй четверти я планирую начать организовывать работу детей в группах из 4-5 человек. Организация групповой  работы на уроке требует от учителя продумывания пошагового алгоритма и от неё не стоит ожидать быстрых результатов. До прохождения курсов по Кембриджской программе я часто использовала групповую форму работы на уроке. Модуль «Новые подходы»   познакомил меня  с разнообразными приёмами деления на группы. Сейчас мне хочется апробировать тренинги «Молекулы», «Солнце светит на того…», «Мозаика», «Конфеты» со своими первоклассниками. В памятки я добавлю информацию о том, как распределять роли и в чём состоит работа каждого из членов группы.

– чтец – читает вслух;

– секретарь – записывает что-то от лица группы;

– докладчик – у доски рассказывает, что решила группа;

–  хранитель времени – распределяет рационально время.

В первой четверти дети познакомились со стратегией «Светофор». Это помогает мне контролировать ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае  необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или паре во время того, как дети выполняют какое – либо задание игры.

Любая технология, в том числе игровая, имеет определенные недостатки. Во время проведения игр возможны неконтролируемые вспышки эмоций учеников, так как у меня не все детям есть полных семь лет; иногда игры требуют больше времени, чем экономные методы. Но система в работе помогают решать эти проблемы. Использование обучающих  игр  в системе работы, адаптирует школьников к жизни, развивает  важные жизненные компетенции.

Включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще используют положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, развивают свои коммуникативные способности, т.к. играя, они общаются. Обучающая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры. Я считаю, что игры на уроках в начальной школе просто необходимы.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *