«Развитие коммуникативных компетенции учащихся на уроке русского языка»


Ибраева Гульжазира Кайырбековна
учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №12 имени Алибека Буркитбаева

Обучение русскому языку в образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества знаний в соответствие с требованиями современного общества.

Но следует отметить, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Поэтому   целью в преподавании русского языка считаю создание условий  на уроке для формирования коммуникативной и языковой  компетенции.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

– отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

– обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

– учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Считаю, что выполнение данных задач способствует речевому развитию школьников,  помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях.

Компетенция – это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Компетентность – это состоявшееся качество или совокупность качеств личности ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. которых должно происходить на всех предметах школьного цикла.

Коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение переключаться в процессе общения с одного кода (стиля, диалекта) на другой в зависимости от условий общения; проявляется в использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетенция представляет собой способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

–  снижение уровня читательской культуры;

–  снижение уровня индивидуального словарного запаса;

– низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необхо¬димости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

-умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

–  извлечь нужную информацию (полно или частично),

–  проникнуть в смысл высказывания — слушание;

– навыков изучающего чтения;

– умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;

умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания;

– собирать и систематизировать материал;

– составлять план, пользоваться различными типами речи;

– строить высказывание в определенном стиле;

– отбирать языковые средства;

– совершенствовать высказывание — письмо, говорение;

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное вы¬сказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Формы работы с текстом:

– синтаксическая пятиминутка;

– напиши подобно;

Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с нашей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, т.е. формировать умение строить диалогическое высказывание можно через тексты, используемые на других учебных предметах.

Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в  рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать коммуникативные задачи.

Овладение русским языком учащимися немыслимо без накопления в их памяти определенного количества русских слов. Накопление идет систематически, на каждом уроке. При этом учащиеся должны не просто запоминать русские слова, но и уяснять и прочно осваивать их значение и постепенно обогащать словарный запас учеников с тем, чтобы они могли активно пользоваться усвоенными русскими словами при чтении текстов, при выражении своих мыслей.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально- экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет, сомнения, что одной из характеристик становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *