Статья « Мои главные « Советчики» в работе с детьми»


Гладко Полина Александровна
педагог- психолог КГКП «Ясли-сад №10 г.Сатпаев»

«Быть справедливым и честным с детьми,

                                                           не скрывая от них того, что происходит

                                                         в душе, есть единственное воспитание»

Лев Толстой

 

«Воспитать счастливого человека – это, прежде всего, воспитать независимого, свободного человека» – это один из принципов М.Монтессори, и я, как педагог-психолог, руководствуюсь им. В моей педагогической копилке собрано немало методических приемов субъективного взаимодействия  с детьми.

Самое главное мое кредо – любить детей. Именно через любовь к ним я передаю им свой жизненный опыт, ввожу их мир знаний, эмоций. Дети очень чувствительные, любовь нельзя заменить ничем. Никакие самые интересные игрушки и игры, никакая самая стильная развивающая среда не принесут пользы, если не будет присутствовать любовь. Любовь должна проявляться всегда и во всем, а особенно в слове.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации я объединяю все усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Для меня, как психолога, поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поэтому, я стремлюсь к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Как важно научить ребенка понимать себя, уважать себя, защищать себя, любить себя с помощью слова. Это нелегкая задача, но нам, педагогам, она будет по плечу, если мы обладаем «терапией слова». И овладеть ею – значит начать с самообучения активному слушанию и присоединению.

Активно слушать – значит, все внимание уделить ребенку: смотреть на него, внимать ему, чувствовать, понимать его. Общаясь с ребенком, стараюсь дать знать ему, что я чувствую его переживания. Всей своей мимикой, позой, жестами сообщаю ему об этом. Поддерживаю ребенка словесно, присоединяясь к его переживаниям: «Понимаю, тебе очень обидно», «Чувствую, что тебе не радостно, ты сейчас рассержен». Если эмоции детей радостные, то все равно присоединяюсь, разделяю их вместе с детьми: «Как интересно!», «Надо же … », «Да неужели …», «Расскажи, пожалуйста».

Считаю, что вниманием, активным слушанием, присоединением мы сделаем для ребенка много.  Во-первых, на уровне «впитывающего сознания» дадим модель поведения, отношения к проблемам другого (как известно,  дети переносят на других то, что сами испытали). Во-вторых, повысим его самооценку. Подсознательно ребенок делает вывод: «Меня слушают, уделяют время моим проблемам, значит я и мои проблемы значимы».

В ребенке появляется чувство самоуважения. А это очень важно, только уважающий себя человек, может быть и источником, и объектом настоящей, ничем не замутненной любви.

Я хочу поделиться советами М.Монтессори, которые помогают мне в работе с детьми.

 

Советы М.Монтессори:

«Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений».

«Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни  намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение, жалость».

«Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных, не впадая, конечно, в смешную и неискреннюю слащавость».

Помнить, что «воспитание – это помощь психическому развитию ребенка».

«Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным».

«Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому».

 

Принципы М.Монтессори.

 

·        Поверь в ребенка, в его силу и возможности.

·        Помоги ребенку стать уверенным в себе.

·        Развивай его волю, а не подавляй ее, дай возможность ребенку приобрести опыт достижения цели. «Воля развивается не запрещениями, а разрешениями».

·        Не торопи! У каждого ребенка свои «сроки созревания».

·        Помни: «Воспитать счастливого человека – это прежде всего воспитать независимого, свободного человека».

·        Не забывай: «Главное для ребенка – радость жизни, духовная свобода и духовная пища».

 

Литература:

1. М.Монтессори «Мой метод» – руководство по воспитанию детей от 3-х до 6 лет.

2. М.Монтессори «Полный курс воспитания» .

3. Т.Селдин «Энциклопедия Монтессори» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *