Статья « Мои главные « Советчики» в работе с детьми»
Гладко Полина Александровна
педагог- психолог КГКП «Ясли-сад №10 г.Сатпаев»
«Быть справедливым и честным с детьми,
не скрывая от них того, что происходит
в душе, есть единственное воспитание»
Лев Толстой
«Воспитать счастливого человека – это, прежде всего, воспитать независимого, свободного человека» – это один из принципов М.Монтессори, и я, как педагог-психолог, руководствуюсь им. В моей педагогической копилке собрано немало методических приемов субъективного взаимодействия с детьми.
Самое главное мое кредо – любить детей. Именно через любовь к ним я передаю им свой жизненный опыт, ввожу их мир знаний, эмоций. Дети очень чувствительные, любовь нельзя заменить ничем. Никакие самые интересные игрушки и игры, никакая самая стильная развивающая среда не принесут пользы, если не будет присутствовать любовь. Любовь должна проявляться всегда и во всем, а особенно в слове.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации я объединяю все усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Для меня, как психолога, поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому, я стремлюсь к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Как важно научить ребенка понимать себя, уважать себя, защищать себя, любить себя с помощью слова. Это нелегкая задача, но нам, педагогам, она будет по плечу, если мы обладаем «терапией слова». И овладеть ею – значит начать с самообучения активному слушанию и присоединению.
Активно слушать – значит, все внимание уделить ребенку: смотреть на него, внимать ему, чувствовать, понимать его. Общаясь с ребенком, стараюсь дать знать ему, что я чувствую его переживания. Всей своей мимикой, позой, жестами сообщаю ему об этом. Поддерживаю ребенка словесно, присоединяясь к его переживаниям: «Понимаю, тебе очень обидно», «Чувствую, что тебе не радостно, ты сейчас рассержен». Если эмоции детей радостные, то все равно присоединяюсь, разделяю их вместе с детьми: «Как интересно!», «Надо же … », «Да неужели …», «Расскажи, пожалуйста».
Считаю, что вниманием, активным слушанием, присоединением мы сделаем для ребенка много. Во-первых, на уровне «впитывающего сознания» дадим модель поведения, отношения к проблемам другого (как известно, дети переносят на других то, что сами испытали). Во-вторых, повысим его самооценку. Подсознательно ребенок делает вывод: «Меня слушают, уделяют время моим проблемам, значит я и мои проблемы значимы».
В ребенке появляется чувство самоуважения. А это очень важно, только уважающий себя человек, может быть и источником, и объектом настоящей, ничем не замутненной любви.
Я хочу поделиться советами М.Монтессори, которые помогают мне в работе с детьми.
Советы М.Монтессори:
«Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений».
«Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение, жалость».
«Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных, не впадая, конечно, в смешную и неискреннюю слащавость».
Помнить, что «воспитание – это помощь психическому развитию ребенка».
«Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным».
«Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому».
Принципы М.Монтессори.
· Поверь в ребенка, в его силу и возможности.
· Помоги ребенку стать уверенным в себе.
· Развивай его волю, а не подавляй ее, дай возможность ребенку приобрести опыт достижения цели. «Воля развивается не запрещениями, а разрешениями».
· Не торопи! У каждого ребенка свои «сроки созревания».
· Помни: «Воспитать счастливого человека – это прежде всего воспитать независимого, свободного человека».
· Не забывай: «Главное для ребенка – радость жизни, духовная свобода и духовная пища».
Литература:
1. М.Монтессори «Мой метод» – руководство по воспитанию детей от 3-х до 6 лет.
2. М.Монтессори «Полный курс воспитания» .
3. Т.Селдин «Энциклопедия Монтессори» .