В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Проблема нравственного выбора героев.


Утебаева Жания Конисбаевна

учитель русского языка и литературы г. Актобе, основная школа № 52

Цели урока:

• на примере  главного героя повести  помочь учащимся осознать  остроту

проблемы  нравственного выбора человека; показать духовное обновление

героя повести;

• развивать аналитико – синтетические способности учащихся; отрабатывать навыки  коллективной работы; активизировать устную речь учащихся;

• прививать любовь к  жизни, чувство собственного достоинства

Тип урока: урок – размышление

Форма урока: групповая, индивидуальная

Метод урока:  «Ротация»

Оборудование: учебник – хрестоматия для 8 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения, «Литература» З.И.Боранбаева, Р.С.Сверчкова ,  Алматы «Білім» 2014 год, портрет В.Г.Короленко, ватманы, маркеры,  интерактивная доска, слайды, видеозаписи, выставка книг В.Г.Короленко

Ход урока:

Эпиграф урока: Твой взгляд – да будет тверд и ясен.

Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, – поймешь, где тьма.

А. А.Блок

I.Организационный момент. Психологический настрой класса.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок, друзья!

II. Сообщение темы, знакомство с целью урока и формами его проведения.

III. Вступительное слово учителя.

– Сегодня мы проведем необычный урок по повести писателя  – гуманиста  В. Г.Короленко «Слепой музыкант». Цель нашего урока –  попытаться понять для чего рождается человек, в чем смысл его жизни, какова была цель В.Г.Короленко, написавшего столь бесценное произведение. Чтобы достичь  цели урока мы с вами будем работать в группах, отвечать на вопросы, рассуждать, делиться размышлениями.  Обратите внимание на эпиграф нашего урока, на два высказывания на доске, которые помогут вам при рассуждении, используйте их в речи: «Счастье –  только в жизни, а жизнь вся стремление, достижение, новое стремление».                            В.Г.Короленко

«Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле».

Бертольд Брехт

IV.Класс делится на группы. Ученикам предлагаются жетоны красного, зеленого и  желтого цветов. Выбрав свой цвет, ученики рассаживаются за столы.

V. Постановка вопросов. Учащимся  раздаются пронумерованные  (№ 1,2,3 ) ватманы с вопросами. Каждая группа в течение 5-6 минут на ватманах маркерами своего цвета отвечает на свой  вопрос. Вопросы:

1. Благодаря кому и чему Петр Попельский  одержал  победу над своим

горем и выбрал правильный жизненный путь?

2.Знаете ли вы случаи, когда искусство  играло неоценимую роль в судьбе

слепого человека?        ( Назвать фамилии, имена)

3. Как вы думаете, какие нравственные заповеди оставил В.Г. Короленко

подрастающему поколению в своей повести?
VI. Стадия размышления, осмысления. Ученики отвечают на вопросы, затем по сигналу учителя меняются ватманами, дополняют ответ  другой группы. Когда  каждая  группа  получает свой ватман со своим вопросом обратно, начинается обсуждение всех ответов на вопросы и презентация окончательного ответа на вопрос с учетом мнений всех групп.

VII. Примерные ответы учащихся на ватманах.

Вопрос: 1. Благодаря кому и чему Петр Попельский  одержал  победу над

своим  горем и выбрал правильный жизненный путь?

Ответ: Благодаря родителям, настойчивости Максима Яценко, взаимной

любви  к Эвелин, волшебству музыки.

Вопрос: 2. Знаете ли вы случаи, когда искусство  играло неоценимую роль в

судьбе человека?

Ответ: Людвиг ван Бетховен – композитор, Диана Гурская – певица,

казахская группа «Сәт».

Вопрос: 3.Как вы думаете, какие нравственные заповеди оставил

В.Г. Короленко подрастающему поколению в своей повести?
Ответ: Счастье –  только в жизни, а жизнь вся стремление, достижение,

новое стремление.

VII. Стадия  осмысления, размышления. Ученики каждой  группы  поочередно  читают свои ответы, дополняя устно написанное. Выступает вся группа. Во время их выступления на интерактивной доске демонстрируются

слайды, видеозаписи.

Презентация ответов на вопросы всех трех групп.

Вывод по первому вопросу:    Петр Попельский  был погружен в мир тьмы и личного горя. Разумеется, родители  своей безграничной любовью оказывали огромную моральную поддержку сыну. Неоценима трепетная, бескорыстная  любовь  Эвелины. Но роль дяди, Максима Яценко, в прозрении, перерождении  Петра  достойна высокого признания.

Безусловно, природный  талант, страсть к музыке сыграли немаловажную роль в победе героя над разъедающей болью (видеозапись «Музыка, расколовшая темноту» ).

Вывод по второму вопросу:  Сила искусства бесценна. Благодаря музыке Петр Попельский, преодолев свое личное горе, выразил всю глубину общенародного горя. «Он побеждал души этой толпы глубиной и ужасом жизненной правды», – пишет В.Г.Короленко

Примером преодоления тьмы в себе и обретения света служат:

1. Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770 – 1827) В 1796 году, в 26 лет,  Бетховен начинает терять слух. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Вершиной творчества Бетховена справедливо считается Девятая симфония,  законченная в 1824 году. Полная революционного оптимизма, величественная симфония венчает творческий путь великого композитора, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество и его прекрасное будущее и пронести эту веру через всю жизнь (видеозапись «Бетховен, фрагмент финала 9-ой симфонии…»).

2.Диа́на Гуда́евна Гурцка́я ( 2 июля 1978 года, Сухуми) — российская эстрадная певица и общественный деятель. Заслуженная артистка России. Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства (видеозапись «Диана Гурцкая – Ты знаешь, мама»).

3. Группа  «Сәт». Группа существует 6 лет. Немного о членах группы.

Сапарбай Абайұлы  Алтыбай  родился  7июля 1995 года в  селе Шардара.

Азат Абилдаев  родился 21 ноября 1996 года в селе  Шаяне

Тұрар Тұрмысов  родился в 1996 году. Все трое уроженцы Южно – Казахстанской области (видеозапись «Упорство группы «Сәт»)

Вывод по третьему вопросу: Каждый человек рано или поздно стоит перед трудным жизненным выбором, испытывает минуты счастья и несчастья. В.Г.Короленко писал своей читательнице следующие строки, которые можно назвать нравственными заповедями писателя подрастающему поколению:

«Такого  времени, когда все без исключения люди будут вполне довольны и счастливы, – я полагаю, не будет вовсе. Самое большее, на что можно надеяться, это – чтобы у людей становилось все больше силы желать, стремиться, достигать и опять стремиться. Потому что счастье в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление».

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

– Урок подошел к концу, скажите ребята, какое впечатление у вас сложилось?

– Какой вывод для себя вы сделали?

IX. Выставление оценок учащимся. К доске прикреплены смайлики: 1.Улыбающееся, радостное лицо (Оценка-5); 2. Спокойное, слегка

задумчивое лицо (Оценка-4); 3.Лицо грустное, с опущенными бровями

(Оценка-3) Ученики прикрепляют свои жетоны, справедливо оценивая

степень своей активности на уроке.

X. Домашнее задание: напишите  обращение к людям от имени Петра

Попельского, которые стоят перед нравственным выбором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *