«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ»


Бутнараш Валерий Григорьевич
преподаватель информатики КГКП «Костанайский политехнический высший колледж» Управления образования акимата Костанайской области

В принятой в 2003 году «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» устанавливается, что «система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации. Необходима четкая государственная политика в области реформы образования и подготовки трудовых ресурсов, особенно в части профессионального технического образования и инновационного менеджмента. Систематизация работы в этом направлении будет осуществляться на основе изучения опыта развитых стран в тесном взаимодействии с работодателями… Реформа образовательного процесса должна быть сквозной и охватывать все уровни и направления подготовки профессиональных кадров. Согласно этому документу государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи:

·                     определение подготовки кадров для инновационной деятельности в качестве одного из приоритетов развития образования;

·                     создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора;

·                     повышение материально-технической и методической базы всех видов образования;

·                     разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям;

В Законе РК «О Науке» дается следующее определение инновационной деятельности:

«Инновационная деятельность – деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности»

К концу первого десятилетия независимости Казахстана перед техническим и профессиональным образованием в полный рост встали новые проблемы стратегической значимости: дисбаланс структуры подготовки кадров в разрезе специальностей; неэффективность государственного регулирования и слабость национальной саморегуляции рынка образовательных услуг, значительное распространение на этом рынке недобросовестной конкуренции, приводящее к снижению качества образования и девальвации отечественных дипломов. Обе эти проблемы были порождены сначала необходимостью выживания казахстанского технического и профессионального образования  в условиях рынка, а затем сугубо утилитарными и сиюминутными подходами к интеграции образования в новые социально-экономические отношения.

Известно, что кадровый потенциал науки в Казахстане за годы реформ не только количественно сократился, но и существенно «постарел». В промышленности острой проблемой является недостаток инженеров-технологов и проектировщиков по целому ряду современных наукоемких направлений развития производства. Не хватает специалистов по организации инновационной деятельности, научной и технико-экономической экспертизе, оценке и использованию интеллектуальной собственности, коммерциализации научных разработок.

Отсутствие полноценных связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности казахстанского образования на глобальном рынке образовательных услуг.

Это негативным образом влияет на готовность казахстанской  системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство.

Развитие системы профессионального образования нужно осуществлять через поддержку и создание центров инновационного развития – современных образовательных учреждений, включающих в поле своей деятельности исследования, проектные и инженерные разработки, экспериментальную образовательную практику.

 

В сложных условиях экономики и постоянно меняющегося рынка труда главная цель современной инновационной системы профессионального образования подготовка не просто квалифицированного, но и, что немаловажно, конкурентоспособного и востребованного экономикой специалиста.

Перед профессиональным образованием Республики Казахстан стоит задача внедрения в практику новейших инновационных программ обучения, механизмов формирования и оценки качества подготовки квалифицированных кадров.

Сохраняют свою остроту и проблемы трудоустройства молодых специалистов, дальнейшего формирования и совершенствования  инфраструктуры содействия занятости выпускников.

В Республике необходимо создание системообразующего инновационного ядра профессионального образовательного пространства  позволяющего гибко и адекватно реагировать на запросы рынка труда, новой экономики, потребности общества и личности;

требуются дальнейшее развитие программы государственно-частного партнерства в целях интеграции науки, образования и производства для наиболее полного использования  потенциала ресурсных центров, развития малых инновационных предприятий;

назрела  потребность в интеграции механизмов формирования содержания, управления качеством образования и рынком труда квалифицированных кадров в рамках совместной деятельности всех заинтересованных структур системы государственного управления, учреждений профессионального образования, работодателей, общественных организаций и др.

Продолжить практику и исследования в области мониторинга востребованности  выпускников государственных учреждений профессионального образования;

стимулировать участие работодателей в реализации государственной образовательной политики,  в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке профессиональных и государственных образовательных стандартов, процедурах контроля качества образования, дуальности образования, создании высокотехнологичной образовательной среды;

Учреждениям профессионального образования необходимо сегодня обеспечить реализацию инновационных программ подготовки специалистов нового поколения, обладающих актуальными компетенциями для решения проблем и задач, связанных с исследованиями, управлением, проектированием и производством конкурентоспособной продукции и технологий на мировом уровне;

Активизировать деятельность служб качества, создать условия для повышения качества и результативности процесса подготовки креативных специалистов на основе системы менеджмента качества;

расширить практику стажировки выпускников учреждений профессионального образования совместно со службами занятости, работодателями в рамках программ по снижению напряженности на рынке труда.

Сегодня важнейшим условием успешной реализации указанных мер является использование инновационных подходов при взаимодействии всех участников рынка труда и образовательных услуг.

Ведь главной задачей любой инновационной деятельности является не  ее наличие, но  ее предъявление, где главным подтверждением эффективности и необходимости проведения инновационной деятельности является результат. Результат эффективной инновационной деятельности очень часто не бывает последним и окончательным, как казалось в начале, поскольку при своем достижении он как правило открывает новые перспективы развития. А процесс развития это и есть процесс освоения новой эффективной деятельности. Результат инновационной деятельности в системе образования может и должен быть только положительным. В противном случае – он должен быть прекращен, так как жертвой отрицательного эксперимента в этом случае окажутся студенты.

Является ли инновационная деятельность в системе практического образования, то есть в учреждениях реально осуществляющих учебный процесс, обоснованной и возможной. В обоих случаях – «да» и «да».

Для образования  очень важно способен ли инновационный бум совершенно правильно и осознанно «провоцируемый» в хорошем смысле этого слова и поддерживаемый Государством перерасти не в  возрождение Старого, а  создание Нового, Другого, Иного образования способного открыть действительно новые горизонты развития нашего общества. Без всякого сомнения, способен.  Ведь у казахстанского народа, у казахстанского образования такие талантливые учителя способные рассказать о том каким они видят современное образование Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *