«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ»
Бутнараш Валерий Григорьевич
преподаватель информатики КГКП «Костанайский политехнический высший колледж» Управления образования акимата Костанайской области
В принятой в 2003 году «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» устанавливается, что «система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации. Необходима четкая государственная политика в области реформы образования и подготовки трудовых ресурсов, особенно в части профессионального технического образования и инновационного менеджмента. Систематизация работы в этом направлении будет осуществляться на основе изучения опыта развитых стран в тесном взаимодействии с работодателями… Реформа образовательного процесса должна быть сквозной и охватывать все уровни и направления подготовки профессиональных кадров. Согласно этому документу государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи:
· определение подготовки кадров для инновационной деятельности в качестве одного из приоритетов развития образования;
· создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора;
· повышение материально-технической и методической базы всех видов образования;
· разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям;
В Законе РК «О Науке» дается следующее определение инновационной деятельности:
«Инновационная деятельность – деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности»
К концу первого десятилетия независимости Казахстана перед техническим и профессиональным образованием в полный рост встали новые проблемы стратегической значимости: дисбаланс структуры подготовки кадров в разрезе специальностей; неэффективность государственного регулирования и слабость национальной саморегуляции рынка образовательных услуг, значительное распространение на этом рынке недобросовестной конкуренции, приводящее к снижению качества образования и девальвации отечественных дипломов. Обе эти проблемы были порождены сначала необходимостью выживания казахстанского технического и профессионального образования в условиях рынка, а затем сугубо утилитарными и сиюминутными подходами к интеграции образования в новые социально-экономические отношения.
Известно, что кадровый потенциал науки в Казахстане за годы реформ не только количественно сократился, но и существенно «постарел». В промышленности острой проблемой является недостаток инженеров-технологов и проектировщиков по целому ряду современных наукоемких направлений развития производства. Не хватает специалистов по организации инновационной деятельности, научной и технико-экономической экспертизе, оценке и использованию интеллектуальной собственности, коммерциализации научных разработок.
Отсутствие полноценных связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности казахстанского образования на глобальном рынке образовательных услуг.
Это негативным образом влияет на готовность казахстанской системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство.
Развитие системы профессионального образования нужно осуществлять через поддержку и создание центров инновационного развития – современных образовательных учреждений, включающих в поле своей деятельности исследования, проектные и инженерные разработки, экспериментальную образовательную практику.
В сложных условиях экономики и постоянно меняющегося рынка труда главная цель современной инновационной системы профессионального образования подготовка не просто квалифицированного, но и, что немаловажно, конкурентоспособного и востребованного экономикой специалиста.
Перед профессиональным образованием Республики Казахстан стоит задача внедрения в практику новейших инновационных программ обучения, механизмов формирования и оценки качества подготовки квалифицированных кадров.
Сохраняют свою остроту и проблемы трудоустройства молодых специалистов, дальнейшего формирования и совершенствования инфраструктуры содействия занятости выпускников.
В Республике необходимо создание системообразующего инновационного ядра профессионального образовательного пространства позволяющего гибко и адекватно реагировать на запросы рынка труда, новой экономики, потребности общества и личности;
требуются дальнейшее развитие программы государственно-частного партнерства в целях интеграции науки, образования и производства для наиболее полного использования потенциала ресурсных центров, развития малых инновационных предприятий;
назрела потребность в интеграции механизмов формирования содержания, управления качеством образования и рынком труда квалифицированных кадров в рамках совместной деятельности всех заинтересованных структур системы государственного управления, учреждений профессионального образования, работодателей, общественных организаций и др.
Продолжить практику и исследования в области мониторинга востребованности выпускников государственных учреждений профессионального образования;
стимулировать участие работодателей в реализации государственной образовательной политики, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке профессиональных и государственных образовательных стандартов, процедурах контроля качества образования, дуальности образования, создании высокотехнологичной образовательной среды;
Учреждениям профессионального образования необходимо сегодня обеспечить реализацию инновационных программ подготовки специалистов нового поколения, обладающих актуальными компетенциями для решения проблем и задач, связанных с исследованиями, управлением, проектированием и производством конкурентоспособной продукции и технологий на мировом уровне;
Активизировать деятельность служб качества, создать условия для повышения качества и результативности процесса подготовки креативных специалистов на основе системы менеджмента качества;
расширить практику стажировки выпускников учреждений профессионального образования совместно со службами занятости, работодателями в рамках программ по снижению напряженности на рынке труда.
Сегодня важнейшим условием успешной реализации указанных мер является использование инновационных подходов при взаимодействии всех участников рынка труда и образовательных услуг.
Ведь главной задачей любой инновационной деятельности является не ее наличие, но ее предъявление, где главным подтверждением эффективности и необходимости проведения инновационной деятельности является результат. Результат эффективной инновационной деятельности очень часто не бывает последним и окончательным, как казалось в начале, поскольку при своем достижении он как правило открывает новые перспективы развития. А процесс развития это и есть процесс освоения новой эффективной деятельности. Результат инновационной деятельности в системе образования может и должен быть только положительным. В противном случае – он должен быть прекращен, так как жертвой отрицательного эксперимента в этом случае окажутся студенты.
Является ли инновационная деятельность в системе практического образования, то есть в учреждениях реально осуществляющих учебный процесс, обоснованной и возможной. В обоих случаях – «да» и «да».
Для образования очень важно способен ли инновационный бум совершенно правильно и осознанно «провоцируемый» в хорошем смысле этого слова и поддерживаемый Государством перерасти не в возрождение Старого, а создание Нового, Другого, Иного образования способного открыть действительно новые горизонты развития нашего общества. Без всякого сомнения, способен. Ведь у казахстанского народа, у казахстанского образования такие талантливые учителя способные рассказать о том каким они видят современное образование Казахстана.