Весенние месяцы


Жумашова Жанар Жумашовна
Қарағанды облысы, Жезқазған қаласы орыс тілі және әдебиет пәні мұғалімі

Цели обучения:

Образовательные: Обогащать словарный запас по теме: «Весенние месяцы», понимать содержание текста, определяя  ключевые слова и словосочетания, анализировать содержание небольших произведений русского писателя Г.Скребицкого, определяя тему и основную мысль текста, участвовать в диалоге.

Развивающие: Развивать связную речь учащихся,  развивать наблюдательность, умение делать  выводы и обобщения  на основе

собственных наблюдений.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся любознательность, интерес к природе, защиты природы,  стремление  хорошо учиться.

Языковая цель: Полиязычие:  март-наурыз-march, апрель-сәуір-april, май-мамыр-may. Основные термины и словосочетания: весна-көктем, весенние месяцы-көктемгі айлар, прилетели-ұшып келді, растут-өседі, появляются-шығады, вьют гнезда- ұя жасайды

Критерии оценивания: Готовят сообщения о предвестниках весны, о первых весенних цветах, объясняют значение слова «первоцветы», используя словарь, готовят информацию «Почему так названы весенние месяцы?», читают стихи о весне.

Уровень мыслительных навыков: Знание и понимание, применение знаний умений и навыков на практике.

Форма деятельности уч-ся: Работа в группах, 1группа «Знатоки»,

2 группа «Умники»

Оборудование: Интерактивная доска, иллюстрации картин, раздаточный материал, видео

Наглядность: Иллюстрации русских художников «Грачи прилетели», «Весна. Большая вода», пейзажные картины «Месяц Март.», «Месяц Апрель.», «Месяц Май.», иллюстрации  весенних цветов: подснежники, тюльпаны, подорожники.

Метод: Практический, словесный, наглядный

Тип урока: Повторение, закрепление и изучение новой темы

Межпредметная связь: ИЗО и музыка

 

Ход урока:

I.Оргмомент.1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

Создание психологической обстановки.

Здравствуйте, ребята!  Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача-быть внимательными, активными, находчивыми, а главное- трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Чтобы каждый из вас мог принять участие на уроке, вы разделены на группы. Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!

Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.

Начало урока-5мин

II.Актуализация прошлых знаний. Проверка домашнего задания.

Ребята, на том уроке мы говорили о весне. Давайте, вспомним первые признаки весны?

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. Для этого мы совершим увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны, помогут нам в этом рассказы русского писателя Г.Скребицкого и стихи русских поэтов С.Есенина, А.Плещеева, А.Толстого и музыкальные произведения великого русского композитора  П.И.Чайковского из цикла «Времена года» и произведения художников-пейзажистов А.К.Саврасова и И.И.Левитана.

Итак, речевая тема урока: «Весенние месяцы».

Середина урока-35мин

III.Операционно-познавательный этап. Объяснение нового материала.

Мотивация Игра «Угадай, что за месяц?». Назови слово на трёх языках

Если солнце печет,

Тает снег, ручей бежит.

И грачи на горе,

Значит, март на дворе. (март-наурыз-march)

-Какие изменения происходят  природе в марте? (В марте обычно тает снег, тают льды, бегут ручейки, прилетают птицы.)

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи.

После зимней стужи.

Пробирается медведь.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

Расцвел подснежник. (апрель-сәуір- april)

-Что происходит в природе  в апреле? (В апреле  появляются первые весенние цветы, цветут  фруктовые сады, зеленеет молодая трава.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохотает.

Угадай, что за месяц? (май-мамыр-may)

-Что происходит в природе  в мае? (В мае деревья уже зеленеют и  цветут цветы)

слайд иллюстрации весенних месяцев и просмотр видео

Чтение   Информационный бюллетень         Это интересно знать!

Март-это первый весенний месяц. Название «март» пришло к нам из Византии и дано месяцу в честь Марса. С марта начинается весна: солнце становится ярким и теплым, снег потихоньку тает, образуя ручьи, природа просыпается. Славится этот месяц и своими морозами.

Апрель-это второй весенний месяц. Название этого месяца происходит из Византии, от латинского глагола «открывать», потому что в этом месяце природа оживает, почки на деревьях лопаются, появляются первые листочки и начинается настоящая весна.

Май-этот последний месяц весны. Название «май» происходит из Византии. А назван он в честь римской богини Май.

А сейчас я хочу, чтобы вы прочитали стихи о весне.

Весна в восприятии художников.

Не только поэты посвящали весне стихи, но и художники на своих полотнах изображали это прекрасное время года.

слайд -иллюстрации картин русских художников

Картина «Грачи прилетели»- одно из лучших творений  А.К. Саврасова.

Написана она давно, более 130 лет назад, но в это трудно поверить, потому что художник изобразил природу с таким мастерством, что она кажется живой.

-Если бы картина вдруг ожила, что бы вы услышали?

-Пение птиц.

-А что делают птицы с приходом весны?

-Строят гнезда, выводят птенцов.

-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями.

-Угадайте, кто они?

-Первые весенние птицы.

-Вы готовы к встрече птиц?

-Да. Конкурс скворечников

-А вы, знаете какие птицы прилетают первыми?

-Да.

слайд-изображение предвестников весны

1 группа Я предлагаю послушать рассказ учащихся о птицах. Слушание

Скворец считается первым вестником весны. Возвращается он ранней весной, когда только-только на полях начинают появляться первые проталины.

Гнёзда он строит в старых дуплах, сделанных дятлами, в естественных щелях и углублениях или в скворечниках, которые люди развешивают для него в садах, парках и огородах. Для строительства гнезда скворцы используют сухую траву, солому, лишайник, мох.

Скворец – отличный певец, поет громко и азартно, целиком отдаваясь своей песне, вздрагивая в такт своего голоса. Самая приметная черта его песен – это подражательный характер. Когда мы слушаем скворца, кажется, что даже репертуар птицы неисчерпаем.

Жаворонок-птица размером немного крупнее воробья. Окраска у жаворонков цвет серо-бурый, брюшко светлое, на голове короткий округлый хохолок. Над тёмными глазами-светлая бровь. Предпочитают открытые пространства-луга, поля, степи. В лесу встретить жаворонка практически невозможно.

Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. Строится из стеблей и корешков травы, внутри укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Кладка состоит из 5-6 красновато-белых или желтовато-зеленых яиц, покрытых узором из серовато-бурых пятен. Питается семенами и насекомыми.

Формативное оценивание – рисунки птиц

-Почему картина названа не просто «Весна», а «Весна. Большая вода?»

-Потому что весной бывает наводнение, на полях и лугах собирается большая вода, поэтому художник назвал картину так.

Н.И.Остроухов «Первая зелень».

-Что вы можете сказать о картине?

-Художник в нежную зелень наряжает лес, готовит его к встрече с летом.

Физминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложим назад.

-Весной вокруг становится красиво.

-Благодаря чему?

-Первым  весенним цветам.

-Что же такое первоцветы?

Чтение. Работа со словарем.

Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают, кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

Я предлагаю познакомиться с ранними цветами, которые в первую очередь просыпаются с приближением этой замечательной поры года.

слайд-о  первых весенних цветах

2 группа Послушайте рассказ о первых  весенних цветах    Слушание

Подснежник-всем знакомо невысокое скромное растение, которое первым оживает после зимы в  садах и лесах. Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. И это верный знак-весна совсем близко!

Разнообразие весенних цветов очень велико, но первое место среди них по праву принадлежит тюльпану. Его яркие цветки не имеют равных среди других весенних цветов.

Морозник-само название говорит о том, что зацветает он на морозе.  На юге морозник расцветает зимой, в конце февраля. Бутонам и цветам его не страшны ни морозы, ни снег.

Хионодокса или снеговик, ее еще называют снежной красавицей. Один из первых весенних цветов. Цветёт красавица-хионодокса ранней весной, в течение двух недель. Листья этого растения появляются одновременно с бутонами. Цветки могут быть одиночными или собранными в небольшие соцветия. Хионодокса бывает белого, голубого, синего или розового цвета.

Горицвет-одно из самых раннецветущих растений иногда пробивается сквозь слой снега, не боится мороза и снегопада.  Эти цветы могут цвести даже в январе. Горицвет-ярко-желтые, как маленькие солнышки. Предпочитают хорошо освещенные участки и легкую плодородную почву.

Чистяк весенний появляется сразу же после того, как растает снег. Его милые желтые цветочки полностью распускаются только на ярком солнце, то есть в середине дня, а в пасмурную погоду и ночью-закрываются.

Подорожник-многолетнее травянистое растение до 70 см высоты, с укороченным толстым корневищем и густым пучком корней. Цветоносные стебли безлистные, цветки мелкие невзрачные, собраны в густой, длинный цилиндрический колос на верхушке стебля. Венчик пленчатый светло-буроватый; тычинки с темно-лиловыми пыльниками и белыми нитями, далеко выдаются из венчика. Запах у растения отсутствует, вкус горьковатый, слегка вяжущий.

Мать-и-мачеха-это многолетнее травянистое растение с тонким ползучим корневищем. Стебель высотой 7-15см. Цветы желтые, собранные в корзинку, расположены на верхушке стебля. Цветет мать-и-мачеха ранней весной в марте-апреле. После отцветания появляются листья, Листья крупные на длинных толстых черешках. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, на ощупь холодные. Снизу-белые, сильно опушенные, на ощупь теплые, характер поверхностей листьев объясняет название растения. Произрастает мать-и-мачеха на влажных, глинистых почвах; вдоль берегов ручьев, рек. Растение считается лекарственным.

Формативное оценивание- рисунки цветов

Весна в восприятии композиторов.

-Какой вид искусства передает красоту мира через звуки?

-Музыка.

-Сейчас прозвучит музыка весны великого композитора П.И.Чайковского. Вслушайтесь в нее сердцем, поживите в ней несколько минут. (звучит музыка. П.И.Чайковский – Времена года- Весна- «Март. Песня жаворонка» – «Апрель. Подснежник» – «Май. Белые ночи». (в это время уч-ся выполняют письменную работу)

IV. Освоение изученного материала.

1 группа Слушание

 

В наших лесах прежде других зеленеть начинают берёзки. Войдёшь в берёзовый лес, и кажется, что он весь будто подёрнут едва заметной зелёной дымкой.

А запах какой! Свежий, острый и чуть-чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся берёзовые листочки.

Задания

Озаглавьте рассказ

Определите тему и  основную мысль рассказа

Выпишите из текста 5 ключевых слов или словосочетаний

Сформулируйте два вопроса по содержанию рассказа.

Составьте синквейн к слову весна

Дайте развернутый ответ на вопрос: Какое время года нравится мне и почему? Приведите 3 предложения

 

2 группа Чтение

Приступила к работе Весна-Красна. Вот стоит перед ней лес – ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.

Вот стоит перед ней лес-ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!». Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях развесила розовые и серебряные серёжки.

День за днем наряднее картины весны.

На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы.

Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черемухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луга уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы, а на лесной опушке рассыпала первые весенние цветы подснежника, медуницы.

Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело.

Задания:

Озаглавьте рассказ

Определите тему и  основную мысль рассказа.

Выпишите из текста 5 ключевых слов или словосочетаний

Составьте синквейн к слову весна

Сформулируйте два вопроса по содержанию рассказа.

Конец урока -5мин

Заключение и подведение итогов: Сегодня  мы говорили на уроке о весне. Я рада, что вы  подготовили и рассказали о  птицах и о первоцветах. Я думаю, что сегодняшний урок заставит вас задуматься о своем отношении к природе.

Я считаю, что сегодня на уроке все работали активно и хочу сказать, что все вы молодцы!

Рефлексия  Сегодня на уроке             я узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих

одноклассников…

V. Д/З Написать рассказ на тему: «Весна пришла».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *