Конспект: Чудеса на зимней полянке
Черешка Т.Е, Шерстабитова Ю.В
Воспитатели КГКП я/с № 15 «Акку» город Караганда
Образовательные задачи: расширять знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарный запас детей в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы» на казахском и русском языках. Знакомить с понятием «родственные слова». Закреплять умение подбирать сходные и противоположные по смыслу названия признаков и действий предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие задачи: развивать мышление, память, слуховое внимание, общую и мелкую моторику, конструктивныйпраксис.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, взаимоуважение.
Билингвальный компонент: қыс – зима, қар – снег, аяз – мороз, суық – холодно, кірпі – ежик.
Словарная работа:пушистый, искристый, холодный, лёгкий, блестящий, сверкающий, рыхлый.
Материал и оборудование: презентация к занятию, снежинки и солнышки из бумаги, мелкие раздаточные снежинки.
Ход занятия:
1.Психогимнастика «Вдохнём зимнее утро».
– Здравствуйте уважаемые взрослые и дорогие дети. Как хорошо, что мы собрались все вместе в это зимнее утро! Ребята, поздоровайтесь с гостями.
-Дорогие дети и взрослые, давайте расправим плечи, выпрямим спины, сделаем носом глубокий вдох, поднимем вверх к солнцу руки и вдохнём свежесть зимнего утра, а потом, опуская вниз руки, выдохнем через «трубочку» все неприятности и огорчения.
( упражнение выполняется 3 раза)
2. Загадки
Дел у меня не мало:
Я белым одеялом всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома. Зовут меня…
-Зима! Қыс.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной подуют ветра
И меня прогонят со двора.
– Зима! Қыс.
3. Вводная беседа.
– Как называется наша страна, где мы живём с вами?
– Мы живём в Казахстане.
-А какое время года сейчас в Казахстане?
– В Казахстане сейчас зима.
– Почему вы думаете, что в Казахстане сейчас зима?
– Потому что…(ответы детей).
– Как вы думаете, какого цвета зима?
– Я думаю – белого.
– Почему же она белая?
– Потому что всё покрыто белым снегом. И др.
– А в какие игры вы любите играть зимой?
– Я люблю кататься на коньках. И др.
-А вы когда-нибудь были в лесу зимой?
– Нет.
-А хотите попасть на зимнюю поляну?
-Да.
– Возьмитесь за руки и закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил
В зимний лес переместил.
3. Сюрпризный момент.
– Мы оказались с вами на зимней лесной поляне. Как здесь красиво, всё укрыто снегом. Скажите, а какой снег?
– Он белый, пушистый, искристый, холодный, лёгкий, блестящий, сверкающий, рыхлый.
– Ой, смотрите, что я нашла?
– Это какое-то письмо!
Посмотрите, вот письмо,
Очень странное оно.
Вместо марок – три дождинки,
На конверте есть хвоинки.
И письмо не на листе,
А на высохшем листке.
Ёжик пишет нам письмо, любопытное оно…
Надоело Ежу спать, Хочет с нами поиграть.
Пишет: «Вгости приходите,
Меня зимою разбудите.
Помогите мне, друзья,
Ведь зимы не видел я!»
– Интересно, где же мы будем искать Ежа?
4. Упражнение на координацию речи с движением «Ёжик» (дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения).
Ты зимою, Ёжик, спишь,
За природой не следишь.
Но сегодня ты проснулся,
Очень сладко потянулся.
Была осенняя пора.
А сейчас пришла зима.
Умный и серьёзный Ёж
На большой клубок похож.
Очень долго в норке спал
И, наверное, устал.
Ты расправь иголки,
Длинные и колкие.
Вправо-влево повернись,
Да ребятам покажись.
-Кажется, под ёлочкой кто-то зашевелился.
Ёж: Здравствуйте! Вы меня разбудили!
– Здравствуй Ёжик! Сәлеметсіз бе кірпі!
– Ой, а почему вокруг белым-бело? Какое сейчас время года?
-Зима? А что это такое?
-Ребята, садитесь поудобнее, мы расскажем Ёжику о зиме.
5. Игра «Доскажи словечко»
– Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.
Тихо,тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
А с небес летят пушинки –
Серебристые…(снежинки).
На посёлок, на лужок
Сыплет беленький …(снежок).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка… (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
Скрасной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю укутал… (снег).
-Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их.
– Снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка, снегири, снег (дети называют слова, на интерактивной доске появляются соответствующие картинки).
-Правильно, Молодцы! Все эти слова похожи на слово «снег», (снег-г-г-говик, снег-г-г-гурочка, снег-г-гири) поэтому они называются родственными.
6. Игра «Лесенка противоположностей» .
– Ребята, я знаю ещё одну очень интересную игру, называется она «Лесенка противоположностей».
По ней солнышко и снежинка должны подняться вверх.
-Внимание, я начну предложение, а вы его закончите и повторите предложение полностью. Если все предложения скажете правильно, снежинка и солнышко встретятся наверху.
– Зима холодная, а лето…(тёплое).
– Зима холодная, а лето тёплое.
-Зимой солнце стоит низко, а летом …(высоко).
– Зимой солнце стоит низко, а летом высоко.
– Зимой идёт снег, а летом…(дождь).
– Зимой идёт снег, а летом идёт дождь.
– Зимой люди надевают шубы, а летом…
– Зимой заяц белый, а летом…
– Зимой можно кататься на санках, а летом…
– Зимой дни короткие, а летом…
– Зимой деревья стоят голые, а летом…
– Зимой небо пасмурное, а летом…
– Зимой воздух холодный, а летом…
– Какие вы молодцы! Снежинка и солнышко очень быстро оказались на самом верху. И за это они хотят с вами поиграть в игру «Будь внимательным».
7. Игра «Будь внимательным» (раздаю детям солнышки и снежинки из бумаги)
– Я буду говорить предложения. Если они о лете, вы улыбнётесь и поднимите солнышко, а если о зиме – удивитесь и поднимите снежинку.
– Дети пошли на речку купаться.
– Дети дружно лепят снеговика.
– В траве весело стрекочут кузнечики.
– Маша и Миша взяли санки и побежали кататься с горки.
– На улице метёт метель.
– Молодцы, ни разу не ошиблись.
(после игры собираю раздаточный материал на поднос)
-Ну,Ёжик, теперь ты всё знаешь о зиме.Но чтобы ты ещё лучше запомнил, мы с ребятами ещё раз расскажем тебе о зиме. Я попрошу тебя составить предложения о лете, а дети будут составлять о зиме.
8. Игра «Зима – Лето».
Ёж: Летом земля покрыта зелёной травой. А зимой?
– Зимой земля покрыта белым снегом.
Ёж: Летом на деревьях зелёные листья. А Зимой?
-Зимой деревья стоят без листьев, голые.
Ёж: Летом дует тёплый ветер. А зимой?
– Зимой дует холодный ветер.
Ёж: Летом льёт проливной дождь. А зимой?
– Зимой идёт снег.
Ёж: Летом люди надевают летнюю одежду. А зимой?
– Зимой люди надевают зимнюю одежду.
Ёж: Летом дети катаются на велосипеде и играют в мяч. Азимой?
– Зимой дети катаются на санках и играют в снежки.
Ёж: Спасибо вам ребята. Я теперь всё знаю о зиме.
9. «Выложи букву».
– Ёжик, мы с ребятами готовимся к школе. Учимся писать и считать. Наши ребята выучили почти все буквы, а некоторые даже научились читать. Мы хотим с ребятами выложить для тебя буквы из снежинок.
(Ёжик задаёт воросы:«Какую букву ты выложил»)
– Как интересно мне было с вами. Я теперь всё о зиме знаю, хотя раньше не видел её. А сейчас мне пора отдыхать. Сауболыныздарбалалар! До скорой встречи весной!.
– Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебныеслова:
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил
В детский сад переместил.
10. Итог занятия. Игра «Хорошо –Плохо».
– Вот мы и дома. Но это ещё не всё. Возьмите вот эти смайлики. Один – весёлый, а другой смайлик грустный. Поднимите весёлый смайлик, кто рад зиме и думает, что зима- это хорошо.
А грустный смайлик пусть поднимет тот, кто зиме не рад и думает, что зима – это плохо.
– Возьмите вот эти листы бумаги. Когда у вас будет свободное время, нарисуйте на них зимние пейзажи и развлечения. Мы вложим их в конверт и отправим Ёжику, чтобы он показал их своим друзьям-ежам.