«Преемственные связи дошкольной организации, школы и родителей будущих первоклассников»
Добрынина Галина Васильевна
воспитатель Детский сад «Мерей» частного учреждения «OFSTED» город Костанай
В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений человека, успешного в XXI веке. Это: – навыки работы в команде; – лидерские качества; – инициативность; – IT-компетентность (айти-компетентность); – финансовая и гражданская грамотность и другие.
Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. В настоящее время приоритетами стали инфраструктурное развитие и переход на обновленное содержание.
В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. 3 из них относятся к общему среднему образованию. Шаг 76: Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ. Шаг 79: Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах. Шаг 89: Разработка и реализация национального проекта «Нұрлы Болашақ». Внедрение ценностей «Мәңгілік ел» в действующие учебные программы школьного образования.
Практика преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и школой ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен, в первую очередь, для самого ребёнка.
Как показывают данные исследований одна из причин такого положения в том, что родители будущих первоклассников дублируют социально-образовательные функции дошкольной организации у семьи своя особая социальная роль – поддерживать душевные и эмоциональные силы ребёнка по мере его вхождения в мир знаний и образования. Традиция к дублированию поддерживается и рынком, и практикой сотрудничества образовательных учреждений с родителями. Общее дошкольное образование детей остаётся делом исключительно доброй воли родителей.
Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, и физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной.
Семейная социализация – один из видов социализации, то с чем ребенок сталкивается в первые годы свое жизни.
Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.
Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.
Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.
Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению на сегодняшний день стоит достаточно остро. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Ø Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Ø Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
Ø В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого, учебный материал строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, “открытию”, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации. Стратегия поведения вырабатывается очень рано и зависит от многих условий. Огромное значение имеет опыт дошкольных лет жизни. Проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка.
Именно здесь зарождается жизненная стратегия, способность адаптироваться к новым условиям, умение воспринимать жизненные изменения как сигнал для активности, а не как причина для тревоги.
Весь процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновение “почему?”. С появлением этого вопроса открывается новая эра в развитии ребенка. Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые “открытия”, первые собственные выводы, и удивления. Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их родителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
Работа с педагогами может включать:
§ инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
§ педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
§ взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
§ собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
§ обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
§ заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
§ выставки пособий и дидактического материала;
§ заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
§ посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
§ контроль, за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
§ составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.
Работа с детьми может включать:
· экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
· беседы о школе;
· чтение художественной литературы о школе;
· рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
· просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
· сюжетно-ролевая игра «Школа».
§ совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
§ участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
§ выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
Работа с родителями детей может включать:
§ посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
§ групповые собрания для родителей будущих первоклассников;
§ «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов;
§ День открытых дверей для родителей будущих первоклассников
§ издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении;
§ педагогическая пропаганда (консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»);
§ консультации на сайте ДУ;
§ анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться», «Готовы ли Вы к поступлению в школу»;
§ детско-родительский клуб «Первоклашка».
Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:
§ диагностику готовности детей к обучению в первых классах;
§ наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;
§ проведение коррекционных занятий с детьми;
§ консультации логопеда;
§ индивидуальные консультации для родителей;
§ участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.
Задача подготовки к школе стоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а в том, чтобы создать каждому предшкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Накопление ребенком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию и развитию возрастных возможностей детей.
В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности – игре, общении, экспериментировании, предметной, изобразительной, речевой и театральной деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие детей. Появляются перспективные новообразования как произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, что составляет важнейшие предпосылки для активной учебной деятельности в школе и содержательной жизни.
Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас учится, вырос не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Литература:
1. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году. Инструктивно-методическое письмо.
2. Государственный общеобязательный стандарт изложен в редакции постановления Правительства РК от 13.05.16 г. № 292
3. Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 112
4. Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г., Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников; Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
5. Е.А. Белый, Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?» под редакцией Е.А. Белого – М.: АСТ, 1999. – с. 48
6. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: метод.пособие / 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 114 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
7. Буре Р.С., Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1987 – с. 96
8. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П., Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе – М.: Издательство Школьная пресса, 2008. – с. 128
9. Осипова Л.Е., Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
10. Полуянова Н.К., Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении. // П 24 Педагогический калейдоскоп: сборник научно-методических материалов. (Педагогам начальной школы и дошкольных образовательных учреждений). Вып. 9 – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2012. – 254 с.