“Использование коммуникативного метода при обучении английскому языку в колледже”


Хамзина Камарай Файзуллиновна
преподаватель английского языка КГУ «Агротехнический колледж с.Саумалколь Айыртауского района»

За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета “иностранный язык” в содержании образования. Всё более осознаётся развивающий потенциал этого предмета, его огромная роль в решении задач образования и воспитания личности. В настоящее время он рассматривается в ряду наиболее востребованных учащимися предметов. То, что без знания иностранных языков современному человеку  обойтись невозможно, стало очевидным почти для всех.

Современные изменения в образовании, связаны с совершенствованием содержания обучения, углублением компетентностного подхода к организации образовательного процесса, использованию знаний о языке  и речи, в сфере общения, при конструировании высказываний разного типа, распознании и выборе грамматических фактов, слов и выражений этнокультурного содержания, выразительно- изобразительных средств, правильного грамотного письма.

Модернизация образования обусловлена рядом причин. Основная – включение иностранных языков в один цикл с казахским и русским языком. Мы переходим от автономного изучения отдельных предметов, когда были разорваны связи между языками, к интегративной системе  литературного  и языкового т.е. филологического образования. Его основой становится текст как единица обучения – он начинает занимать всё большее место в курсе английского языка, помогая выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовно- нравственных качеств личности.

Реалии современного образа жизни, условия работы диктуют свои правила, невыполнение которых обрекает человека на пребывание в узком информационном пространстве. Необходимость общения на языке стала очевидной в наши дни, когда повсюду ведутся разработки с привлечением иностранных специалистов, проекты с участием иностранных инвесторов. Язык международного общения вошёл во все сферы нашей жизни, потому так и востребованы специалисты со знанием языка.

Отсутствие интереса к изучению английского языка не является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Необходимо использовать такие приёмы работы, которые стимулируют учащихся к изучению иностранного языка. Очень важно при организации урока иностранного языка соблюдать принцип доступности, для того, чтобы учащиеся постоянно чувствовали, что каждое задание преподавателя им по силам, что на каждом уроке они совершенствуют свои умения и навыки.

Актуальной педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, которые помогают учащимся “открывать себя” и раскрывать свою личность. Нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов, направленный на оказание индивидуальной помощи учащемуся в его личностном и профессиональном самоопределении, выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно приобретать и применять новые знания- главная задача современного образования.

Для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы, но также должны уметь использовать их  для реальной коммуникации. В современном образовании имеются определённые  требования к уровню владения  чтением, говорением, письмом и аудированием. Основные принципы коммуникативного подхода в обобщённом виде представлены в таком виде:

1. В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира;

2. Учащиеся выражают собственное мнение, своё мнение, делятся опытом;

3. Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации;

4. Поощряется совместная работа учащихся;

5. Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умения учиться.

6. Роль преподавателя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока;

Цель образования в колледже – формирование функциональной грамотности учащихся. Упражнения и задания, используемые преподавателем на уроке, должны соответствовать, данным принципам, а значит и всему коммуникативному подходу в целом.

Каждый этап урока – организационный момент, объяснение новой темы, её закрепление должны проходить динамично и интересно. Психологи называют интерес – главной движущей силой, движущей процесс познания.  Чтобы постоянно поддерживать его, необходимо составлять задания различного назначения и содержания. Если тема урока была сложной и трудной для восприятия, её можно сменить какой-либо игрой. Нам известна важная роль игры в изучении английского языка. Практически все они служат для учения и разрядки одновременно. На уроках английского языка необходимо развивать память. Мои учащиеся по очереди находят в интернете или в учебниках небольшие стихотворения на различные темы. Вся группа записывает этот стих под диктовку и дома учит наизусть. Таким образом, учащиеся закрепляют навыки записи под диктовку, а также развивают  свою память. За время занятий было заметно,  что некоторые учащиеся заинтересовались стихотворениями и песнями на английском языке. На своих занятиях использую задания, которые будут проверять сами учащиеся. Например, по образцу ребята составляют загадки, ребусы, кроссворды и сканворды обмениваются ими, проверяют правильность выполнения задания  и ставят своему товарищу оценку. Надо заметить, что учащимся нравятся подобные задания и они достаточно объективны в выставлении оценок. Учащийся должен не только выполнять разные задания, но и обучаться диалогической форме общения, что является наиболее характерной формой проявления коммуникативной  функции языка. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания. обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им  связано с наибольшими трудностями  для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны преподавателя, так и учащихся. Эти затраты времени и усилия окупаются. если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе. на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надёжную базу для формирования другой речевой деятельности. Обучение говорению всегда осуществляется на основе определённого содержания. Поэтому логично возникает вопрос о том, каким должно быть содержание. Ведь говорение, с точки зрения его содержания чрезвычайно богато, широко, всеобъемлюще: в процессе общения говорят обо всём. Из всего богатства содержания говорения необходимо выбрать такую совокупность  его компонентов, чтобы она была содержанием обучения говорению. До сих пор содержание обучения говорению определяется  кругом так называемых разговорных тем обозначенных в программе. Коммуникативный метод предполагает  построение процесса обучения как модели процесса общения. Если в течении занятия, учащийся говорил больше чем его преподаватель, это занятие смело можно назвать коммуникативным. Преподаватель может выступать как носитель  информации, во время объяснения темы или как наблюдатель во время работы парами и в группах. Он может быть координатором, воспитателем и слушателем в одном лице. Преподаватель должен располагать к высказыванию и быть сведущ  в темах интересующих его учащихся. Ребятам на моих занятиях  нравится работать в группах и составлять проекты. При составлении проектов учащиеся используют много дополнительной информации, учатся работать в коллективе и правильно распределять задания между собой. Работа над проектом также даёт возможность учащимся выполнять задания учитывая уровень своих знаний.  Так как  мы говорим о языке, то грамотность есть – владение всеми языковыми аспектами: письмо, речь, аудирование, развитие монологической и диалогической  речи. Считаю, что использование коммуникативного подхода в обучении английскому  языку даёт хорошие результаты и заметно улучшает грамотность учащихся. В свете изменений целевой установки  очень важно по- новому  подойти  к планированию содержания каждого урока. Необходимо отобрать такой материал для урока, который бы обеспечил формирование каждой предметной компетенции: коммуникативной, речевой, грамматической. Чёткая организация действий учащихся с учебным материалом, оснащение учебного процесса необходимыми средствами, стимулирующими  и обеспечивающими решение конкретных задач, могут вести к достижению коммуникативной цели и служит надёжной основой для изучения английского языка. Изучение английского языка может оказать большую помощь в воспитании детей. Сам предмет таков, что учащихся учат слушать, выслушивать собеседника. С уважением к нему относиться. Обучение английскому языку  позволяет осуществлять эстетическое воспитание. Преподаватель воспитывает вкусы учащихся через использование аккуратно сделанных наглядных пособий и карточек. Оформление стендов в кабинете английского языка тоже должно быть эстетично. Проведение с детьми не только обязательной урочной работы, но и внеурочной – как внеклассные мероприятия  на английском языке, будет способствовать с одной стороны, воспитание у учащихся любви к предмету, с другой – воспитывать в них познавательную активность. Изучая английский язык, учащиеся знакомятся  с новыми грамматическими явлениями, такими как определённый и неопределённый артикли, отсутствующие в родном языке, отсутствие грамматического рода у имён существительных, неизменяемость имён прилагательных по родам и числам, что присуще прилагательным в русском языке, бедность глагольных окончаний в английском языке в зависимости от лица. Изучение английского языка расширяет филологический кругозор учащихся, их представление об образовании слов, например при помощи такого продуктивного способа как конверсия. Изучение английского языка способствует расширению общего кругозора учащихся, повышает их культуру. В самом деле. приобщение к языку- это и приобщение к культуре народа. который её создали который ею пользуется. Язык рассматривается в двух его главных функциях: коммуникативной- с его помощью осуществляется общение и кумулятивной – он хранитель культуры народа- его носителя. При изучении иностранного языка, в частности английского, учащиеся знакомятся со странами изучаемого языка, с культурой народов проживающих в этих странах, их историей, искусством, литературой, традициями, иными словами, “прикасаются” к кумулятивной функции языка как хранителя культуры народа.

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение и качественные изменения характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально необходимыми в практической и интеллектуальной деятельности  современного человека. Нам нужен человек, свободно владеющий иностранным языком, грамотный, всесторонне развитый интеллектуал.  Подготовить выпускника колледжа к дальнейшему обучению в вузах, других учебных заведениях и самостоятельной жизни можно лишь при условии широкого внедрения в педагогическую практику достижений науки и техники.

Роль системы образования в политическом, социально-экономическом и культурном образовании общеизвестна. За годы суверенизации Казахстана приоритеты деятельности системы образования менялись, сначала следовало оптимизировать содержание образования, сегодня же подошли к осознанию острой актуальности сложной проблемы – качество образования. По определению профессоров Третьякова П.Н. и Шамовой Т.И.: “Качество образования – это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей  личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата”.

Таким образом, конечная цель образования – воспитание конкурентоспособного человека, который, используя знания, полученные в колледже, займёт своё достойное место в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *