«Декларация о правах человека».


Тұрысбек Гүлнәр Тұрысбекқызы
воспитатель Основная школа-интернат для детей с ОВР №4 г. Балхаш

Цель:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Декларации о правах человека.

Задачи:

·        Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

·        Коррекционно-развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

·        Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Форма проведения: учебно-игровое занятие.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, выставка рисунков, небольшой конверт, чудо-дерево с рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование, любовь и заботу, медицинское обслуживание, игру).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну. А называется она страна «Прав и обязанностей». И будем мы говорить сегодня о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права.

Вступительная часть.

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование и т.д.

 

И так, начнем мы свами наше путешествие по стране «Прав и Обязанностей».

 

II. Основная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, у меня в руках, волшебный конверт. Давайте посмотрим, что же, в нем находится.

– Откроем конверт? (Ответы детей). Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Свидетельство о рождении.

– Что же это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается, после рождения).

Ребята, мы очутились с вами в необычной стране «Прав и Обязанностей».

А это что? Какое-то необычное чудо-дерево. Давайте попробуем плоды («сорвать» плод с цифрой №1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону).
1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.
– Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).

О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество).

Игра «Шляпа знакомств».

– У каждого из вас есть имя. Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя (Дети по очереди называют Ф.И.), а остальные хором будут повторять это имя.

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2 – рисунок-символ «Семья»).
– Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на семью).
– Что здесь нарисовано? (семья).

Ученик (читает стихотворение).

Я люблю свою семью:

Маму папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА- (бабуля)

ДЕДУШКА-(дедуля)

СЫН- (сыночек)

МАМА-(мамочка)

ДОЧЬ-(доченька)

БРАТ- (братик)

СЕСТРА- (сестре ночка).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека.

В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье, дома? Например: дети обязаны слушаться своих родителей.

Ребенок: Я обязан убирать свои игрушки после того как поиграл с ними.

Ребенок: Я обязан заправлять свою постель.

Ребенок: Я помогаю маме убирать дома.

– Ребята, у меня в руках остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом. Предложит детям продемонстрировать все дела по дому (Убрать игрушки, убрать со стола посуду).

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте найдём на нашем чудо-дереве ещё один плод (под №3), который символизирует право (право на игру).
Рисунок – символ права на отдых.

-Дети очень любят играть с игрушками.

-Это право очень важное, особенно для детей. Как вы думаете, почему?

-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.

-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки).
Игра «Найди и промолчи»
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и промолчи». Расскажите правила игры (молча ищем игрушку, нашли – молча отошли в сторону и наблюдаем за действиями других детей). А искать будем вот этот мяч.

Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, смотреть мультики, гулять, спать). А теперь воспользуемся этим правом все вместе и немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА. (показ видео).

– Отдохнули, а теперь возвращаемся обратно в нашу страну прав и обязанностей.

4. -У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте «сорвём» плод под №4. Рисунок – символ права на образование.
– Как называются эти предметы одним словом? Как вы думайте каждый человек имеют право учиться (на образование)?

– Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).
– Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).
– Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными). Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)

Игра «Собери портфель».

На столе лежать разные вещи, вам нужно собрать те вещи которые нужны в школе, и положить в свой портфель.

В конце я проверю ваш портфель, и мы узнаем кто готов к школе.

5. ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте найдём на нашем чудо-дереве последний плод (под №5).
– Рисунок-символ «Красный крест».

О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание).
– Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение).
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется).
-Правильно. Это ваша обязанность.

-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье).
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой).
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.

 

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи».

– Для сценке нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).

– Кто из вас нуждается в скорой помощи?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь врачом скорой помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, и кто заболел у вас дома, называем чётко адрес).

– Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием!

III. Итог.

Все плоды на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну, которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей).

Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (Для этого я вам предлагаю посмотреть мультфильм. Показ мультфильма).
– Ребята, давайте вспомним и назовем, о каких правах говорили сегодня мы свами.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
-Какие задания было трудно выполнить? Почему?
– Со всеми трудностями вы с правились. Мне было очень приятно с вами путешествовать.

 

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришла посылка).

– Ребята, эта посылка пришла на адрес нашей школы. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает коробку, в котором находятся конфеты. Угощается каждый ребёнок).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *