Использование на уроках занимательных и наглядных материалов
Соболева Наталья Викторовна
учитель начальных классов г. Караганда КГУ «ОСШ №20»
Для того, чтобы урок был активным многие учителя используют на уроках занимательные и дидактические игры, что является важнейшей предпосылкой для приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачки-шутки, загадки, ребусы.
Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка. У ребят создается бодрое рабочее настроение, игры способствуют преодолению трудностей в усвоении материала, снимают утомляемость и поддерживают внимание.
В любой игре применяется наглядность. В зависимости от особенностей упражнений, в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задачи и т.п.
Наблюдения показали, что при выполнении детьми логических упражнений отсутствие необходимой наглядности служит основным тормозом к осознанным мыслительным действиям.
Надо умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, а значит и интерес к математике. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия, игры-сказки, веселые задачки.
Игры должны быть построены так, чтобы незавершенность сюжета обеспечивала легкий переход от заинтересованности к выполнению учебных заданий.
Организация дидактической игры на материале составления задач возможна при глубоком понимании детьми ее структуры, этапов ее решения.
Например, можно предложить детям игру “Магазин”, в ходе которой составляется ряд примеров на сложение с использованием реального материала.
В таких играх использован прием драматизации. Дети, исполняя роль продавца, покупателя, кассира, машиниста, работают с интересом, увлеченно, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – все это влияет на результативность урока. Планируя такой урок, учитель тесно связывает с жизнью, формирует элементарные экономические знания: о деньгах, о заработной плате, качестве продукции, производительности труда, выработку за единицу времени, усваивают связь между величинами, а это, в свою очередь, активизирует познавательную деятельность, учит видеть много интересного в окружающем мире.
Так, одно дело, если учитель просто дает задание проверить решение записанных на доске примеров и исправить допущенные в них ошибки. Совершенно иначе будет воспринято детьми то же задание, если учитель скажет им:
– У нас в гостях Буратино, но не весел он. Давайте поможем: у него было 13 монет достоинством 3 и 5 талеров. Когда он сосчитал свои деньги, то получилось 57 талеров. Не ошибся ли он?
При решении данной задачи учащиеся знакомятся с различными видами валюты.
Повышению эффективности урока математики способствует не только система наглядных пособий, но и индивидуальный раздаточный материал, использование дидактического материала. Наглядные пособия дают возможность развивать мышление учащихся, активизировать их внимание, экономить время урока и повышать его эффективность.
В основном, карточки, пособия, раздаточный материал применяются для устного счета при изучении состава чисел, при изучении нумерации чисел, в пределах 100, 1000: при решении арифметических примеров – при сложении и вычитании, умножении, делении.
Таким образом, применение всех видов наглядностей – дело нужное и полезное. Оно играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, оптимально относиться к заданию, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Отраженные моменты активизации, незаметно для самих учащихся, ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда – стремление младшего школьника быть собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнить задания, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается воля, дисциплина, характер, и формируются нравственные качества личности.
Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес к работе, сделать его достаточно стойким. Поддерживая интерес к математике различными приемами, надо его воспитывать постепенно: сначала – как интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определенной работы, чтобы он потом перерастал в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
Учитель начальных классов г.Караганды КГУ «ОСШ №20» Соболева Наталья Викторовна.