Использование на уроках занимательных и наглядных материалов


Соболева Наталья Викторовна

учитель начальных классов г. Караганда КГУ «ОСШ №20»

Для того, чтобы урок был активным многие учителя используют на уроках за­нимательные и дидактические игры, что является важнейшей предпосылкой для приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познава­тельный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике раз­личный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, зада­чи в стихах, задачки-шутки, загадки, ребусы.

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, застав­ляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка. У ребят создается бодрое рабочее настроение, игры способствуют преодолению трудностей в усвоении материала, снимают утомляемость и поддерживают внимание.

В любой игре применяется наглядность. В зависимости от особенностей уп­ражнений, в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие усло­вия задачи и т.п.

Наблюдения показали, что при выполнении детьми логических упражнений отсутствие необходимой наглядности служит основным тормозом к осознанным мыслительным действиям.

Надо умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали инте­рес у младших школьников, а значит и интерес к математике. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр. Необходим последова­тельный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу или используется для активизации внимания: ве­селые шутки-минутки, игры-путешествия, игры-сказки, веселые задачки.

Игры должны быть построены так, чтобы незавершенность сюжета обес­печивала легкий переход от заинтересованности к выполнению учебных заданий.

Организация дидактической игры на материале составления задач возможна при глубоком понимании детьми ее структуры, этапов ее решения.

Например, можно предложить детям игру “Магазин”, в ходе которой состав­ляется ряд примеров на сложение с использованием реального материала.

В таких играх использован прием драматизации. Дети, исполняя роль про­давца, покупателя, кассира, машиниста, работают с интересом, увлеченно, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – все это влияет на результативность урока. Планируя такой урок, учитель тесно связывает с жизнью, формирует элементарные экономические знания: о деньгах, о заработ­ной плате, качестве продукции, производительности труда, выработку за единицу времени, усваивают связь между величинами, а это, в свою очередь, акти­визирует познавательную деятельность, учит видеть много интересного в окру­жающем мире.

Так, одно дело, если учитель просто дает задание проверить решение запи­санных на доске примеров и исправить допущенные в них ошибки. Совершенно иначе будет воспринято детьми то же задание, если учитель скажет им:

– У нас в гостях Буратино, но не весел он. Давайте поможем: у него было 13 монет достоинством 3 и 5 талеров. Когда он сосчитал свои деньги, то получилось 57 талеров. Не ошибся ли он?

При решении данной задачи учащиеся знакомятся с различными видами ва­люты.

Повышению эффективности урока математики способствует не только сис­тема наглядных пособий, но и индивидуальный раздаточный материал, использо­вание дидактического материала. Наглядные пособия дают возможность разви­вать мышление учащихся, активизировать их внимание, экономить время урока и повышать его эффективность.

В основном, карточки, пособия, раздаточный материал применяются для уст­ного счета при изучении состава чисел, при изучении нумерации чисел, в преде­лах 100, 1000: при решении арифметических примеров – при сложении и вычита­нии, умножении, делении.

Таким образом, применение всех видов наглядностей – дело нужное и полез­ное. Оно играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рас­суждать, оптимально относиться к заданию, активизирует мыслительную дея­тельность учащихся.

Отраженные моменты активизации, незаметно для самих учащихся, ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсю­да – стремление младшего школьника быть собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнить задания, развивается чувство ответственности, коллекти­визма, воспитывается воля, дисциплина, характер, и формируются нравственные качества личности.

Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возник­новения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать инте­рес к работе, сделать его достаточно стойким. Поддерживая интерес к математи­ке различными приемами, надо его воспитывать постепенно: сначала – как инте­рес к непосредственной деятельности во время выполнения определенной рабо­ты, чтобы он потом перерастал в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

 

Учитель начальных классов г.Караганды КГУ «ОСШ №20»  Соболева Наталья Викторовна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *