Духовно-нравственное воспитание детей школьного возраста и модернизация страны

Батырханова  Жанат Тилектесовна

учитель начальных классов Школа-гимназия № 10

     Президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев в начале года объявил народу Казахстана о начале третьей модернизации страны. В программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Курс на будущее: духовное возрождение»)Глава государства отметил, что экономическое и политическое развитие страны в современных условиях, новых вызовов, движение к стандартам Организации экономического развития и сотрудничества, вхождения в число 30 экономически развитых государств мира – требует важной будущей идеологической составляющей, как духовное возрождение.

В программе выделено несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

1.     Конкурентоспособность. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века.  И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

2.     Прагматизм. На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.

3.     Сохранение национальной идентичности. Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное.

4.     Культ знания. Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа. Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое. Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование  самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.

5.        Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана. Каждый народ извлекает свои уроки из истории.

Серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.

6.    Открытость сознания. Открытость сознания это готовность к переменам, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего»  вот залог успеха и один из показателей открытого сознания.[1]

Благодаря политике государства, достигнуто многое, и для того, чтобы войти в 30-ку развитых стран мира, необходимо преумножать духовное богатство. Президент страны нацеливает нас на сохранение исторического наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего государства, которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из нас требуется вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие. Глава государства  отметил в своем заключении, что  самое важное  государство и нация не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации. Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами. Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, –  продолжающийся процесс. На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее. Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации. Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты народа Казахстана. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм негативного поведения актуализируют важнейшую задачу — духовно-нравственной воспитания детей школьного возраста и молодого поколения.

Духовность важная составляющая человека, обуславливающая положительную интеграцию народа в изменяющееся общество, которое на опыте убеждается, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, новейшие технологии. Духовные ценности — это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». [2]

Воспитание  одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. В нравственном воспитании учащихся начальных классах является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственные чувства. В школе с детьми проводится много  мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Л.Н. Толстой говорил, что: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [3]

Самым важным условием формирования нравственного воспитания ребенка становится совместная организация совместной деятельности детей в школе и семье. Воспитательный процесс происходит во взаимосвязи духовного и нравственного направления. Ведущим направлением является духовное воспитание.

Как прекрасно, когда-то сказал Сухомлинский о  духовном воспитании: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».[4] Таким образом, духовно — нравственное воспитание молодежи  главная опора всякого общества. Недостатки и упущения в  духовно-нравственном воспитании наносят обществу и государству непоправимый урон. Но хочется отметить, благодаря  программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Курс на будущее: духовное возрождение») можно изменить и воспитывать современную молодежь, а также дает возможность  выполнить цели духовно-нравственного  воспитания через  формирование воспитания традиционных  нравственных  ценностей детей школьного возраста.

Список использованной литературы:

1. Программная статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру»
2. Колпакова, А. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. П. Колпакова. Якутск, 2004.- 122 с.

3. ТолстойЛ.Н. Полн.собр.соч.Т.64.С.95.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 3 / Cост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М., Педагогика, 1981. 640 с

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.