Взаимодействие школы и семьи в развитии творческих способностей младших школьников в условиях перехода на обновленное содержание образования


 Браткова Алевтина Ивановна
 учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 29» акимата Г. Усть-Каменогорска

Модернизация системы образования, которая проводится сегодня в нашей стране, связана прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельного и развивающего характера. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Сама жизнь показывает, что возможности авторитарной школы с жесткой дисциплиной, с имитацией гуманистических отношений учителя и ученика, с хорошо обработанной методикой давления и запретов исчерпаны. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени. В настоящее время учителя осознают необходимость методики обновленного содержания. Ими приводятся следующие аргументы:

– возможность изучения материала по разным предметам как единого целого;

– широкая возможность для развития речи учащихся и расширения кругозора;

– развивается умственная деятельность;

– вызывают потребность в развитии умений учащихся обобщать знания из разных предметов, применять эти знания в повседневной жизни;

– формируются нравственные качества.

Сегодня стали уже традиционными основные составляющие качества школьного образования – успешность обучения и качество знаний. И потому, требуется пересмотр многих моментов обучающего характера в содержании образовательного стандарта не только на начальной ступени, но и, в первую очередь, нужно будет четко определить функции интеграции образовательного и воспитательного процесса.

 

Переход на обновленное образование – это по существу, реформа всей национальной системы образования, предполагающая «формирование и развитие высокообразованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации.

Целью моей работы является: раскрытие особенностей взаимодействия школы и семьи в развитии творческих способностей младших школьников в современной школе.

В 90-е годы под натиском перемен система воспитания в образовательных учреждениях трансформировалась. Школа сняла с себя воспитательную функцию, стараясь развить ребенка интеллектуально. Между тем, средства массовой информации стали пропагандировать иные идеалы жизни человека. Семья стала терять свою истинную ценность, стали забываться нравственно-этические нормы и традиции семьи.  Однако, основу воспитания личности, конечно же, закладывает семья. Наша сегодняшняя жизнь поменяла свой ритм. Зачастую забота и любовь родителей сводится к тому, чтобы заработать деньги на достойное обучение своих детей, обеспечить им хорошее будущее. А дети в этот момент предоставлены сами себе. Но ни один, даже самый лучший учитель и воспитатель, не сможет заменить ребенку родителей. 5 лет творческая группа нашей школы работала над поиском форм и методов работы с родителями, с целью помощи им в вопросах воспитания и приобщения их к школьной жизни своих детей. Стремилась обеспечить единство требований школы и семьи.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе.  Однако этот тезис является спорным, а с точки зрения современной школы – недопустимым, даже если это ни лицей и не гимназия, а общеобразовательная   школа, где учатся дети разного уровня развития.

За начальный период работы был проведен ряд диагностик. Анкетирование родителей «Школа глазами родителей» показало, что родители настроены к школе доброжелательно, уважают традиции школы. Исходя из результатов проведенной методики «Диагностика способностей», мы сделали вывод о том, что все родители отмечают хорошие способности и склонности своих детей в той или иной области. Значит, они желают их развивать. И мы должны помочь им в этом деле. Мы поняли, что только с помощью родителей мы сможем добиться наилучших результатов, и каждый учитель нашей группы составил собственную программу дальнейшего развития творческих способностей учащихся класса.

Творчество живет в большей или в меньшей степени в каждом ребенке. Мы находим у детей творческие процессы уже в самом раннем возрасте. Лучше всего они выражаются в играх детей. И цель учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.

Игровая форма обучения ненавязчиво способствует формированию внутренней мотивации к учению. Ведь игра – это пространство творчества, которое работает на будущее, и хорошая форма коллективного познания и взаимодействия. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, она перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. В начальной школе игру коллективную и групповую мы применяем на каждом уроке и во внеурочной деятельности.  Она остается одной из самых важных технологий обучения и воспитания. Очень важно, чтобы и в семье родители стремились развить детей игровыми средствами.   Родителям предлагается подбирать, совместно с детьми, игры, кроссворды, ребусы, головоломки для праздников, мероприятий. Для них мы готовим комплекс домашних игр, развивающих познавательные процессы и помогающих, сделать увлекательным процесс выполнения домашних заданий.

Еще одна форма работы, в которую мы можем вовлечь и родителей, это развитие литературного творчества. Ребенок сочиняет. Рассказал какую-то неслыханную сказку, выдумал историю, сочинил стих. Как взрослым отнестись к этим сочинительствам?  Его надо поощрять, поддерживать, развивать в школе. Более того, нужно, чтобы и те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе, с нашей помощью прошли школу литературного творчества, ощутили его трудные радости, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове.

На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш. А. Амонашвили, должен «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы. Домашние творческие задания всегда перекликаются с теми заданиями, которые даются на уроке. Для этого необходимо организовать обстановку и условия, побуждающие учащихся к творческим действиям. Тогда у детей возникает желание расширить свои знания, рассказать о них товарищам, сочинить рассказ, сказку, стихотворение, поучаствовать в создании материала для школьной газеты, проиллюстрировать свои сочинения, найти сведения и рассказать о писателе или о каком-то интересном человеке, сделать сообщение на уроках познания мира. Все это мы проводим в рамках проектной технологии, используя разные виды и типы проектов. Разработка проекта дело творческое оно всегда предполагает создание некоего продукта. Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития творческой личности. И конечно же в этой работе, младшим школьникам не обойтись без помощи родителей.

Детское творчество – первоначальная ступень в их деятельности. Оно помогает раскрыть внутренний мир ребенка, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем творчестве, ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Пути формирования творчества разнообразны. Важнейшее педагогическое условие- организация наблюдения детей за окружающей жизнью. За тем, что может быть отражено в их рисунках, поделках, сочинениях, инсценировках, исследованиях, пении, танцах и т.д. Особое внимание необходимо уделять самостоятельной деятельности на уроках труда, рисования, музыки и, так как она направлена на развитие творческой активности, инициативы, умения занять себя интересным делом и впоследствии заинтересовать в нем своих родителей.

Большую роль в развитии личности детей играет занятость учащихся в кружках и секциях. Поэтому мы постоянно разъясняем родителям необходимость таких занятий.50% уч-ся посещают в «Центре развития» уроки английского языка, информатики, шахмат. 40%-занимаются в хореографическом кружке 14%-серьезно занимаются музыкой. 18%-спортом. 15%- увлекаются рисованием. Все творческие проявления находят свои воплощения в уроках, праздниках, выставках, концертах, соревнованиях, конкурсах, выступлениях на научно практических конференциях, олимпиадах, совместных с детьми родительских собраниях. На которых каждый родитель может не только увидеть результат деятельности своего ребенка, но и сравнить его и себя с другими семьями.

Ребенок – исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это развитие формирует его характер и позволяет в дальнейшем чувствовать себя уверенным и конкурентоспсобным.

Поэтому задача совместных усилий учителя и родителей, в условиях современного обновленного образования, сохранить поисковую творческую активность наших детей.

 

 

Список литературы:

 

1.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Союз: 1997.-С.47

2.     Гин А.А. Приемы педагогической техники / М.: Вита- Пресс, 2004.-С.78

3.     Веригина Н.А. Тайны русского языка /Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2006.-С.3

4.     Волина В.В. Учимся играя  / М.: Знание,1992.С.8

5.     Автор Назв.ст. //Начальная школа.-год.-№.-Стр

6.     Карпова Н.Н. Каждый ребенок талантлив /М.: Просвещение, 2000.-С.53

7.     Научно-методическое обеспечение процесса развития одаренности учащихся лицея. Из опыта работы школы-лицея № 34 г. Усть-Каменогорск /сост.И.М. Автор.- Астана: Дарын, 2004.-С.63(из опыта работы школы-лицея № 34 г. ития одаренности учащихся лицеяботе с родителями.тельности при выполнении группового задан

8.     Программа воспитания в организациях образования Восточного Казахстана на 2006-2011г. / Усть-Каменогорск: 2006

9.     Автор назв.ст. // 12-летнее образование.- 2006.-№ 1, 2.-С.7

10.                                              Степанов Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний / М.: ТЦ Сфера, 2002.-С.32

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *