Урок закрепления по теме: «Первоначальные химические понятия»

Талкачёв Александр Дмитриевич,

учитель химии Молодогвардейской средней школы

Химические и физические явления

Цель урока:

Обобщить первоначальные химические понятия. Закрепить умения составлять формулы  по валентности, определять типы химических реакций, рассчитывать относительную молекулярную массу, находить массовые доли элементов, а также расставлять коэффициенты методом подбора.

Задачи урока:

1.Закрепить умение ребят решать задачи на нахождение массовой доли элемента. Проводить опыты по разделению смесей, а также закрепить умения пользоваться спиртовой и химической посудой.

2.Выработать умение работать самостоятельно и в группе. Научиться умению выделить главное, сравнивать, делать выводы.

3.Развивать логическое мышление, сообразительность, память.1

Оборудование: сера, железо, сахар, мел, вода, магнит, фильтр, воронка, штатив, стеклянная палочка, спиртовка, пробирки, пробиркодержатель.

Ход урока:

1.Вступление.

Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний  урок будет проходить в форме игры,  и вы должны будете пройти несколько этапов, выполнить разные задания.

Цель нашего урока – обобщить первоначальные химические понятия, закрепить полученные умения и навыки, применяя их на практике. Оценивать  ваши ответы будут члены жюри. Начнем урок со стихов.

Химия – супер, химия – класс.

Наука для умных, наука для вас.

Оксиды мы пишем, кислоты узнаем.

И формулу соли затем мы составим

И все элементы на место поставим.

1 конкурс

«Разминка…»

За минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов. Вопросы первой команде:

  1. Что изучает химия?
  2. Для чего используется фильтрование?
  3. Агрегатное состояние воды при обычных условиях?
  4. Физическое явление – это …
  5. Кто ввел в науку понятие о химическом элементе? (Роберт Бойль)
  6. Простые вещества – это …
  7. Что показывает индекс?
  8. Что называется валентностью?
  9. Формулировка закона постоянства состава вещества.
  10. Что такое уравнение химической реакции?
  11. Атом – это…
  12. Кто разработал систему химической символики? (Берцелиус)
  13. Вода под воздействием электрического тока разлагается на …
  14. Сколько химических элементов известно в настоящее время?
  15. По каким свойствам поваренную соль можно ошибочно принять за сахар?

Вопросы второй команде:

  1. Что такое вещество?
  2. Для чего используют выпаривание?
  3. Химическое явление – это …
  4. Что такое химический элемент?
  5. Молекула – это …
  6. Сложные вещества – это …
  7. Сколько частиц содержит один моль любого вещества?
  8. Формулировка закона сохранения массы?
  9. Что такое молярная масса вещества?
  10. Какое вещество по составу углекислый газ?
  11. При горении магния образуется…
  12. Условия течения химических реакций
  13. Самый легкий элемент?
  14. Моль – это …
  15. По каким свойствам поваренную соль можно легко отличить от сахара?

2 конкурс «Ромашка»

Отгадать загадки, показать символы на карточках, назвать

Загадки:

Тот элемент в печной трубеНаходим в виде сажи,И в простом карандаше

Его встречаем даже. (Углерод)

 

В гости с космоса пришел –

В воде приют себе нашел. (Водород)

 

Ослепительным пламенем ярким,

Как звездочка, вспыхнув, горит.

Металл тот и белый, и легкий

В двенадцатой клетке стоит. (Магний)

 

 

 

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это.

И знают: имя мое – …(Медь)

 

В технике сплавов нашел применение.

Как стойкий и лёгкий металл

И в самолетостроении

Важное место занял.(Алюминий)

Металл в солях – опора многих,А нас без него не носили бы ноги. (Кальций) 

Я коварный поджигатель

Вы огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель,

Если только дров дадите. (Кислород)

 

Ему не страшно окисление,

Пластичностью непревзойден,

В кислоте без растворенья

Находиться может он. (Золото)

 

 

 

Он без жизненным зовется,

Но жизнь без него не создается. (Азот)

 

По прозванью – инвалид,

Но крепок в деле и на вид. (Хром)

3 конкурс

«Кто больше?»

На кубике формулы без индексов, зная элементы с переменной валентностью составить как можно больше правильных формул химических соединений.

4 конкурс

На плакатах написаны формулы веществ, среди которых учащиеся должны найти лишнее вещество, отличающееся по составу от других. А также дать название каждому веществу

S     H2    N2      H2O        O2      P          Mg
H2O     Ca(OH)2   CO2   CaO      NO2    P2O5

5 конкурс

«Узнай Явление»

Видео  

6 конкурс

Химик – экспериментатор

Ура, впереди нас ждет Страна химических умений.

Вот она уже появилась на горизонте.

Ребята, чтобы пересечь эту страну,

Вам необходимо выполнить следующее задание:

Каждой команде дана смесь двух веществ,

Вам нужно их разделить и составить план.

Вот вам ручка и бумага.

1.Сера с железом

2.Сахар с мелом

7 конкурс

«К вершине знаний»

Следующий наш конкурс «К вершине знаний». Этот конкурс по решению задач. Лишь тот доберется до «вершины», кто сумеет быстро и верно решить задачу. Работать будем по карточкам, получаете задание и три минуты работаете: определяете массовую долю элементов в соединениях.

1.Вычислите массовые доли химических элементов в H2O.

2. Вычислите массовые доли химических элементов в CO2.

8 конкурс

Показ фрагмента фильма признаки химических реакций –  поджигание дихромата аммония. Назвать все признаки данной реакции. (серия фильмов школьный химический эксперимент).

9 конкурс

«Шпаргалка»

Заполните пропуски, расставьте коэффициенты и определите тип химических реакций.

Na +               Na2O           Al + 3O2

H2 +               H2O              K  + Cl2

Mg  + O2                            Na +              Na3P

 

10 конкурс

 

Решите «Химический кроссворд»

В то время пока жюри подсчитывает баллы, выбирает самого активного участника, командам предлагается разгадать кроссворд, который нужно заполнить на скорость.

Кроссворд:

Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы  в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы

Xe, Ir,  V,  Bi,   Sb,  Se,  Si,     Ni,  Cs

Новый рисунок

Учитель: А сейчас мы приступаем к заключительному конкурсу «Экологическому».

11 Конкурс «Экологический»

Учитель: Охрана окружающей среды – одна из самых важных проблем не только в нашем районе и в области, но и на всей планете.

Планета когда-то прекрасной была

И реки струились прозрачней стекла

Был снег белоснежным и дождь, как слеза,

Сияла на солнце небес бирюза

Планету природы, искусный резец

Мильонами лет превращал в образец

Но сейчас …

Истыкали трубы просторы небес

Отравлены воды, испакощен лес

Плывут облака  точно черная ночь

Дышать и животным и людям невмочь.

Учитель: задание – подготовить сообщения из рубрики «Охрана окружающей среды», «Последствия экологических катастроф».

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы обобщили первоначальные химические понятия. Закрепили умения решать задачи на нахождение массовой доли элементов, определить типы химических реакций и расставлять коэффициенты методом подбора, а также проводить опыты по разделению смесей. И результатом вашей работы будут  оценки жюри. Выступает председатель жюри с итогами работы.

Учитель проводит награждение, благодарит жюри и ассистентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.