Урок закрепления по теме: «Первоначальные химические понятия»
Талкачёв Александр Дмитриевич,
учитель химии Молодогвардейской средней школы
Химические и физические явления
Цель урока:
Обобщить первоначальные химические понятия. Закрепить умения составлять формулы по валентности, определять типы химических реакций, рассчитывать относительную молекулярную массу, находить массовые доли элементов, а также расставлять коэффициенты методом подбора.
Задачи урока:
1.Закрепить умение ребят решать задачи на нахождение массовой доли элемента. Проводить опыты по разделению смесей, а также закрепить умения пользоваться спиртовой и химической посудой.
2.Выработать умение работать самостоятельно и в группе. Научиться умению выделить главное, сравнивать, делать выводы.
3.Развивать логическое мышление, сообразительность, память.1
Оборудование: сера, железо, сахар, мел, вода, магнит, фильтр, воронка, штатив, стеклянная палочка, спиртовка, пробирки, пробиркодержатель.
Ход урока:
1.Вступление.
Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний урок будет проходить в форме игры, и вы должны будете пройти несколько этапов, выполнить разные задания.
Цель нашего урока – обобщить первоначальные химические понятия, закрепить полученные умения и навыки, применяя их на практике. Оценивать ваши ответы будут члены жюри. Начнем урок со стихов.
Химия – супер, химия – класс.
Наука для умных, наука для вас.
Оксиды мы пишем, кислоты узнаем.
И формулу соли затем мы составим
И все элементы на место поставим.
1 конкурс
«Разминка…»
За минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов. Вопросы первой команде:
- Что изучает химия?
- Для чего используется фильтрование?
- Агрегатное состояние воды при обычных условиях?
- Физическое явление – это …
- Кто ввел в науку понятие о химическом элементе? (Роберт Бойль)
- Простые вещества – это …
- Что показывает индекс?
- Что называется валентностью?
- Формулировка закона постоянства состава вещества.
- Что такое уравнение химической реакции?
- Атом – это…
- Кто разработал систему химической символики? (Берцелиус)
- Вода под воздействием электрического тока разлагается на …
- Сколько химических элементов известно в настоящее время?
- По каким свойствам поваренную соль можно ошибочно принять за сахар?
Вопросы второй команде:
- Что такое вещество?
- Для чего используют выпаривание?
- Химическое явление – это …
- Что такое химический элемент?
- Молекула – это …
- Сложные вещества – это …
- Сколько частиц содержит один моль любого вещества?
- Формулировка закона сохранения массы?
- Что такое молярная масса вещества?
- Какое вещество по составу углекислый газ?
- При горении магния образуется…
- Условия течения химических реакций
- Самый легкий элемент?
- Моль – это …
- По каким свойствам поваренную соль можно легко отличить от сахара?
2 конкурс «Ромашка»
Отгадать загадки, показать символы на карточках, назвать
Загадки:
Тот элемент в печной трубеНаходим в виде сажи,И в простом карандаше
Его встречаем даже. (Углерод)
В гости с космоса пришел – В воде приют себе нашел. (Водород)
Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, вспыхнув, горит. Металл тот и белый, и легкий В двенадцатой клетке стоит. (Магний)
Иду на мелкую монету, В колоколах люблю звенеть, Мне ставят памятник за это. И знают: имя мое – …(Медь)
В технике сплавов нашел применение. Как стойкий и лёгкий металл И в самолетостроении Важное место занял.(Алюминий) |
Металл в солях – опора многих,А нас без него не носили бы ноги. (Кальций)
Я коварный поджигатель Вы огня хотите – нате! Я всесильный окислитель, Если только дров дадите. (Кислород)
Ему не страшно окисление, Пластичностью непревзойден, В кислоте без растворенья Находиться может он. (Золото)
Он без жизненным зовется, Но жизнь без него не создается. (Азот)
По прозванью – инвалид, Но крепок в деле и на вид. (Хром) |
3 конкурс
«Кто больше?»
На кубике формулы без индексов, зная элементы с переменной валентностью составить как можно больше правильных формул химических соединений.
4 конкурс
На плакатах написаны формулы веществ, среди которых учащиеся должны найти лишнее вещество, отличающееся по составу от других. А также дать название каждому веществу
S H2 N2 H2O O2 P Mg |
H2O Ca(OH)2 CO2 CaO NO2 P2O5 |
5 конкурс
«Узнай Явление»
Видео
6 конкурс
Химик – экспериментатор
Ура, впереди нас ждет Страна химических умений.
Вот она уже появилась на горизонте.
Ребята, чтобы пересечь эту страну,
Вам необходимо выполнить следующее задание:
Каждой команде дана смесь двух веществ,
Вам нужно их разделить и составить план.
Вот вам ручка и бумага.
1.Сера с железом
2.Сахар с мелом
7 конкурс
«К вершине знаний»
Следующий наш конкурс «К вершине знаний». Этот конкурс по решению задач. Лишь тот доберется до «вершины», кто сумеет быстро и верно решить задачу. Работать будем по карточкам, получаете задание и три минуты работаете: определяете массовую долю элементов в соединениях.
1.Вычислите массовые доли химических элементов в H2O.
2. Вычислите массовые доли химических элементов в CO2.
8 конкурс
Показ фрагмента фильма признаки химических реакций – поджигание дихромата аммония. Назвать все признаки данной реакции. (серия фильмов школьный химический эксперимент).
9 конкурс
«Шпаргалка»
Заполните пропуски, расставьте коэффициенты и определите тип химических реакций.
Na + Na2O Al + 3O2
H2 + H2O K + Cl2
Mg + O2 Na + Na3P
10 конкурс
Решите «Химический кроссворд»
В то время пока жюри подсчитывает баллы, выбирает самого активного участника, командам предлагается разгадать кроссворд, который нужно заполнить на скорость.
Кроссворд:
Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы
Xe, Ir, V, Bi, Sb, Se, Si, Ni, Cs
Учитель: А сейчас мы приступаем к заключительному конкурсу «Экологическому».
11 Конкурс «Экологический»
Учитель: Охрана окружающей среды – одна из самых важных проблем не только в нашем районе и в области, но и на всей планете.
Планета когда-то прекрасной была
И реки струились прозрачней стекла
Был снег белоснежным и дождь, как слеза,
Сияла на солнце небес бирюза
Планету природы, искусный резец
Мильонами лет превращал в образец
Но сейчас …
Истыкали трубы просторы небес
Отравлены воды, испакощен лес
Плывут облака точно черная ночь
Дышать и животным и людям невмочь.
Учитель: задание – подготовить сообщения из рубрики «Охрана окружающей среды», «Последствия экологических катастроф».
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы обобщили первоначальные химические понятия. Закрепили умения решать задачи на нахождение массовой доли элементов, определить типы химических реакций и расставлять коэффициенты методом подбора, а также проводить опыты по разделению смесей. И результатом вашей работы будут оценки жюри. Выступает председатель жюри с итогами работы.
Учитель проводит награждение, благодарит жюри и ассистентов.
Метки: Урок закрепления по теме: «Первоначальные химические понятия»