Урок русского языка «Склонение имён существительных по падежам в единственном числе» в 3 классе


Тимакова Галина Владимировна

 учитель начальных классов ГУ «Садовая средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района

Тема: Склонение имен существительных по падежам в единственном числе.

Цель: создать условия для формирования представления об изменении имен существительных по падежам. Познакомить с терминами “склонение”, “падеж”.

-развивать умение выделять словосочетания с данным словом, сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность, умение работать самостоятельно, в парах, группах.

-воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны добры,приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учеными — исследователями.

-Кто такой- исследователь? (человек, который что-то исследует, узнает что-то новое)

-Правильно. Исследователь- это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные необходимые в жизни.

2.Минутка чистого письма.

·         Начнем путешествие с минутки чистого письма.

·         Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков. (упражнение для пальчиков с музыкальным сопровождением)

·         Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

·         Сегодня мы вспомним написание букв Яя. Что вы можете про них сказать?

·         Посовещайтесь в группах. (Он гласный, смягчает предшествующий согласный звук, образует 2 звука, может быть заглавной и строчной, может быть словом)

3.Орфографическая минутка.

-Запишите слова под диктовку. (один ученик у доски)

Солнце, уж, щавель, енот, суббота, тростник, ванна, испуг, тарелка, ежиха, лестница, наводнение, одуванчик, единица.

-Подчеркните слова, в которых есть орфограмма — гласная буква, красным карандашом, а орфограмма — согласная буква — синим.

-Какие правила еще встретились в данных словах? (жи, ща, нч)

-Разберите по составу слово ежиха.

 

-Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

(Енот, ежиха, наводнение, единица)

5.Определение темы урока.

-Вернемся к записанным словам. Что их объединяет?

-Проверьте свои предположения, запишите первые буквы из языковой разминки. (существительное)

-Какой буквы не хватает?

-Какова ее роль в этом слове?

-Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное)

-Определите тему урока.

-Сегодня мы продолжим наши наблюдения над именами существительными и в ходе своих наблюдений вы откроете новый признак данной части речи.

6.Актуализация знаний.

-По опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.

Имена существительные

Обозначают: предмет

Отвечают: кто? что?

Бывают: собств., нариц., одуш., неодуш. (Какие признаки имени существительного вы назвали?)

Изменятся: во множественном, единственном числе ( Как называется такой признак имени существительного)

Роль в предложении: подлежащее, второстепенный член.

-Все это мы с вами узнали на предыдущих уроках.

-У вас на столах лежит карточка номер 1. Запишите слово, укажите его постоянные и непостоянные признаки.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените согласно критериям.

(слайд)

-Молодцы.

 

-А сейчас будьте внимательны. Послушайте стихотворение.

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая- и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте.

 

-О ком это стихотворение?

-Найдите в стихотворении слово, которое изменяется? (кот)

-Проговорим все формы этого слова (кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)

-Найдите слова, с которыми связано слово кот (слова подчеркнуты)

-Ставим вопросы от этих слов к существительному кот и запишем их в тетрадь, выделяем окончания.

-Для чего изменялись окончания? (для связи слов в предложении т. е. существует смысловая связь)

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением имен существительных по падежам.

Кот, кота, коту, котом о коте – формы одного и того же слова. Такие формы слов называется падежными.

В русском языке 6 падежей.

 

Инсценировка.

Именительный падеж (есть) кто? что?

Родительный падеж (нет) кого? чего?

Дательный падеж (дать) кому? чему?

Винительный падеж (винить) кого? что?

Творительный падеж (творить) кем? чем?

Предложный падеж (думать) о ком? о чем?

-Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать – Именительный

-Родился – стал Родительным

-Пока был малышом, ему все давали и он стал Дательным

-Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили и он стал Винительным.

-Потом подрос, стал творить добрые дела стал Творительным

-Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложным.

-Итак имена существительные изменятся по падежам или склонятся.

-Почему каждый падеж имеет по 2 вопроса? Подумайте, посовещайтесь в группах.

-Давайте вернемся к слову кот и определим падеж.

Физминутка

7.Работа в парах.

-У вас на столах лежат карточки номер 2 с предложениями из которых убежало слово. У каждой группы свое слово. Просклоняйте его в составе предложения, выделите окончания. (работу выполняете в карточках)

1 группа:( лиса)

И. п. В лесу жила (кто?)….

Р. п. В нашем лесу нет (кого?)…

Д. п. Я подкрался (к кому?)…..

В. п. Я впервые увидел (кого?)…

Т.п. Я любовался (кем?)…

П.п. В книге я прочитал (о ком?)…

2 группа: ( петух)

И. п. В нашем сарае живет (кто?)…

Р. п. У нашего соседа нет (кого?)…

Д. п. Я подкрался (к кому?)…..

В. п. Я впервые увидел (кого?)…

Т.п. Я любовался (кем?)…

П.п. В книге я прочитал (о ком?)…

3 группа: (конь)

И. п. На лугу бегал (кто?)…

Р. п. Я не увидел в конюшне (кого?)…

Д. п. Я подкрался (к кому?)…..

В. п. Я впервые увидел (кого?)…

Т.п. Я любовался (кем?)…

П.п. В книге я прочитал (о ком?)…

4 группа: ( слон)

И. п. В зоопарке живет (кто?)…

Р. п. Мы в зоопарке смотрели (на кого?)….

Д. п. Я подошел (к кому?)…

В. п. Я впервые увидел (кого?)…

Т.п. Я любовался (кем?)…

П.п. В книге я прочитал (о ком?)…

 

-Проверьте ваши работы, оцените по критериям.

8.Выполнение теста.

-И последнее задание на нашем уроке – это выполнение теста. На это задание я вам даю … минуты.

9.Итог.

-Что нового узнали на уроке?

Что больше всего понравилось?

-Какое задание показалось трудным?

10.Рефлексия.

-Оцените свою работу.У вас на столах лежат оценочные листы. Обведите кружочек, который соответствует вашему состоянию.

-Что выбрала……, почему?

-Мне на уроке сегодня было интересно с вами работать. Мне очень понравилось как работала…….., а вот …. были мало активны на уроке

 

После проверки ваших тестовых работ я вам выставлю оценки.

Домашнее задание у вас лежит на столах.

Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *