Влияние уровня рефлексивных умений педагогов на развитие категорий мышления у учащихся

Лихачева Галина Васильевна
педагог-психолог КГУ «ОСШ №20» г. Караганда

В настоящее время в любой сфере деятельности усиливается потребность не столько в специалистах-исполнителях, сколько в специалистах, обладающих способностями эффективного решения проблем, анализа и обобщения информации, планирования и прогнозирования, выбора и реализации путей достижения поставленных целей. Исходя из этого, процесс обучения на любом уровне образования должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение обучающимися некоторой суммы «готовых» предметных знаний и умений, а на способность к их познанию и открытию, на учет и планомерную работу по формированию свойств личности, необходимых для этого.

Профессия учителя – одна из самых внутренне противоречивых. Ее диалектика строится на противоборстве консерватизма и новаторства, тенденции к сохранению традиций и постоянному обновлению. Так и теперь, в век информационных технологий, время требует изменения самих функций учителя. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта, то в современной школе от учителя ожидают решение задачи проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика. Соответственно на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика. [1]

Долгое время понятием рефлексия оперировала только философия.

Многочисленные исследования первой половины XX века обосновывают значимость рефлексии на стыке психологии и педагогики. Работы Л.С. Выготского, Д.Дьюи, Ж.Пиаже  определяют проблему развития мышления и значимость рефлексивных процессов. В 70–80-е годы изучению особенностей рефлексии в педагогике посвящены психолого-педагогические исследования Ю.Н. Кулюткина , И.Н.Семёнова, С.Ю. Степанова, Г.С. Сухобской . Объектом этих исследований является рефлексия, проявляющаяся в индивидуальной мыслительной деятельности человека. В 80-е годы рефлексия входит в понятийный аппарат педагогической науки как метод осмысления педагогической науки в целом. [2]

Отличие профессиональной рефлексии учителя от других видов рефлексивных процессов проявляется в том, что её смыслообразующим отношением является отношение «учитель – ученик». Рефлексивно мыслить для учителя – значит соотносить свое профессиональное действие с учеником, на которого оно направлено, с позиции оценки его эффективности для личностного и интеллектуального развития ученика. Рефлексия такого рода, когда в сознании отражается не только свое действие, но и другой человек, на который это действие направлено, требует особой личностной позиции учителя. Здесь проявляется интегрирующая функция рефлексии, которая способствует системности в деятельности. [1]

Рефлексия в обучении подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения в дальнейшем её эффективности. Рефлексивный подход помогает педагогам  выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цели для дальнейшей работы. [3]

Показателем качества в работе педагога традиционно считается процент учащихся освоивших материал на «хорошо»  и «отлично», однако при анализе результатов развития категорий мышления у учащихся с примерно одинаковым уровнем успеваемости выявлены значительные различия в уровне развития некоторых мыслительных операций.  При соотнесении полученных данных с уровнем рефлексивных умений педагога выявлено, что73% учащихся, обучающиеся у учителя с низким уровнем рефлексии имеют высокий уровень развития саморегуляции, а 82% высокий уровень умения действовать по аналогии, а такие категории мышления как обобщение, классификации, сравнение, способность выделять существенное развиты на среднем и низком уровне. (рис1) У учащихся обучающихся у учителя с высоким уровнем рефлексии уровень развития таких категорий как обобщение, классификация, способность выделять существенное, сравнение на высоком уровне колеблется в диапазоне 32-37%, а высокий уровень умений действовать по аналогии имеют лишь 21% (рис2)

Сравнительный анализ показателей развития категорий мышления учащихся в классах с различным уровнем развития рефлексивных умений педагогов.

В настоящее время при переходе в системе образования  от субъект -объектных к субъект-субъектным отношениям в системе учитель-ученик, при повышении роли активности учащегося в процессе обучения такие категории мышления как  умение выделять существенное, умение сравнивать и анализировать , классифицировать и обобщать выходят на первый план. Для оценки эффективности и дальнейшего планирования своей педагогической деятельности необходимо развитие нового педагогического мышления, основу которого составляет рефлексивная деятельность педагога.

Используемая  литература:

1.  Холодная М.А.  Психология интеллекта. СПб.: Питер. – 2002.

2.Фрихерт Г.И. “Развитие рефлексивных умений педагога в процессе профессиональной деятельности” http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/10/06/obobshchenie-opyta-razvitie-refleksivnykh-umeniy-pedagoga

3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя. Псков ПГПИ им СМ Кирова 2004г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.