«Развитие исследовательских способностей учащихся на уроках математики»


   Сатимова Сауле Шарипхановна
 учитель математики Школа-лицей №6 города Экибастуза Павлодарской области

В инструктивно-методическом письме на 2017-2018 учебный год отмечено, что «наши школьники получают сильные предметные, если быть точнее, фактологические знания, однако зачастую не имеют навыков их применения в жизненных ситуациях. Как оказалось, традиционное обучение обеспечивает достаточный уровень академических знаний казахстанских школьников, но не готовит их к тому, чтобы самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать знания».  И перед современным учителем стоит задача: дать качественные знания учащемуся. Качественное образование невозможно без обучения учащихся исследовательским умениям и навыкам.

Деятельность  учителя на уроке математики направлена на формирование у учащихся логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, которые так необходимы для развития исследовательских умений и навыков. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить.         Применение исследовательской деятельности позволяет это сделать достаточно успешно.

Проблема: при переходе на обновленное содержание образования перед школой встает насущная задача поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий. Среди ключевых проблем, отмеченных в концепции, обращается внимание на формирование исследовательских умений у школьников. Все это привело к пониманию необходимости использования проектно – исследовательского метода обучения

Цель: определение эффективных методов развития исследовательских способностей учащихся.

Задачи:

1.                Изучить теоретический материал о развитии исследовательских способностей учащихся и логического мышления учащихся.

2.                 Поиск эффективных методов  для реализации исследовательской компетенции учащихся.

3.                Внедрить созданную модель для развития исследовательских способностей учащихся.

4.                Описать опыт применения метода проектов в преподавании математики.

1.1.         Теоретические основы развития исследовательских компетенций.

Исследовательская деятельность в педагогике считается, как одна наиболее эффективных способов обучения, позволяющих  прививать учащимся вкус к творчеству, поиску информации и исследованию.

Исследовательский проект. Исследовательский проект (проект с элементами исследовательской деятельности) предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Участие в проекте позволяет учащимся сформировать исследовательские компетенции.

1.2 Описание модели педагогической деятельности по формированию исследовательских компетенций учащихся

Модель организации проектной деятельности учащихся основной школы заключается в определении содержания деятельности учителя по включению учащихся основной школы в исследовательскую деятельность с учетом их мотивации, познавательного интереса, структуры способностей.

Данная модель включает такие компоненты как: цель, методологическую основу, педагогические условия, диагностический инструментарий, критерии исследовательских умений учащихся, процесс организации исследовательской деятельности.

1.3.         Методы развития исследовательских умений школьников в новых условиях.

Исследовательская деятельность обучающихся  — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

2.1 Практическая часть.

В моей педагогической практике наиболее эффективным является метод проектов. Во время работы над проектом развиваются исследовательские умения у учащихся.

Этапы работы над проектом:

1 этап  – погружение в проблему;
2 этап – организация деятельности
3 этап –  осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ

Типы проекта учащиеся выбирают сами. Это может быть прикладной, исследовательский, информационный. Продуктами проекта или его конечным результатом являются  презентация, реферат, доклад, сборник задач, пакет рекомендаций и т. д. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть исследование математической задачи. Суть проекта заключается в том, что участникам разрешается совершать с их точки зрения, категорически запрещенные математические действия. На их глазах совершается чудо: ложное становится явным. Например, в работе ученицы 7 класса Красновой Полины «Математические софизмы», которую она представила на спецкурсе «Закономерности окружающего мира» ( см.Приложение 1).

В 5 – 8 классах предлагаю исследовательские проекты при изучении отдельных разделов математики, возможно и практическое применение темы исследования, использую элементы исследовательской деятельности на уроках математики: 1)урок с применением   с элементами исследовательской деятельности учащихся по теме «Теорема Пифагора» геометрия, 8 класс; 3)урок с элементами исследовательской деятельности учащихся по теме «Применение свойств прямоугольного треугольника к решению задач», геометрия, 7 класс. А также предлагаю темы проектно – исследовательских работ учащимся 5-6 классов: «Симметрия», «Рисуем по координатам»- 6 класс, где учащиеся работая над своими проектами развивают творческие способности.

Результатом изучения тем учащимися на спец курсе «Закономерности окружающего мира» в 5классе являются их работы на темы:   «Математика и настольные игры» (Приложение 2), «Математика народов нашей Родины»(Приложение 3), «Приемы быстрого устного счета»(Приложение 4), в 7 классе «Использование математических расчетов с дробями при ремонте дома»(Приложение 5), в более старших классах «Математика в будущей моей профессии»(Приложение 6), «Теорема Пифагора в строительстве»(Приложение 7).

Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при обучении математике. Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

2.2. Результаты эффективности модели педагогической деятельности по развитию исследовательских умений школьников.

Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения мотивации и качества образования, я обратила внимание на метод проектов. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других школьных учреждений, я убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, чтобы развивать исследовательские способности через проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство учителей и детей, и способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе.

Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, общение с окружающими людьми и т.д.)

Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

Приложение 1

Тезисы к исследовательской работе: «Математические софизмы»

Автор работы: Миронюк Анастасия,8 класс

Целью работы является исследование разнообразных математических софизмов для формирования критического мышления,  приобретения необходимых в жизни навыков правильного мышления,  создание и разработка  собственных заданий  «Найди ошибку» по различным темам курса алгебры и геометрии.

Рассуждение, в котором допущена та или иная ошибка, в большинстве случаев легко довести до получения явно неверного вывода.

При изучении и исследовании контролируется ход логических рассуждений при решении задач и упражнений.  Эта  работа помогает научиться составлять и анализировать  задания «Найди ошибку», которые могут быть предложены учителю для работы на уроках.

Приложение 2

Тезисы к исследовательской работе : «Математика и настольные игры»

Автор работы: Долгополова Полина, 5 класс

Все дети любят играть, но не все дети любят учиться. Наиболее сложным предметом для детей является математика.

В работе изучены обучающие и развивающие возможности математических игр.

Гипотезой данной работы является утверждение: можно подобрать ряд игр, систематично играя в которые дети будут повышать вычислительную культуру, углублять математические знания, развивать математические умения.

Никто не знает, кем вырастет ребенок – гениальным композитором, усердным архитектором или блестящим математиком. Но в любом случае ему все равно придется учить арифметику. И здесь можно сделать важное дело : увлечь его математикой не на шутку с помощью настольных игр.

Приложение 3

Тезисы к исследовательской работе на тему:

«Математика у народов нашей Родины»

Автор работы: Камалов Алимжан

В данной работе выявляются особенности в развитии математики как науки в каждой из народов нашей Родины. Работа ценна для развития каждого ученика. В работе рассматриваются интересные факты,сведения о математике у народов нашей Родины относятся к первому тысячелетию новой эры. Приводятся старинные задачи и их оригинальные решения.

Приложение 4

Тезисы к исследовательской работе «Приемы быстрого устного счета»

Автор работы: Калимов Ризат,  Ихсангали Умутжан,

Приемы быстрого счета способны здорово облегчить жизнь и ребенку в школе, и маме в магазине или на кухне, и папе на производстве или в офисе. Но мы предпочитаем калькулятор. Почему? Не любим напрягаться. Тренироваться нужно! Самый простой способ тренировки и, одновременно, разминки мозга: устный счет вслух (обязательно!) через число до ста и обратно. Утром или готовя завтрак, посчитайте: 2.. 4.. 6.. 100… 98.. 96. Можно считать через три, через восемь – главное, делать это вслух. Всего через пару недель регулярных занятий вы удивитесь, насколько ПРОЩЕ станет обращаться с числами.

Приложение5

Тезисы к научному проекту по теме: «Использование математических расчетов с дробями при ремонте дома».

Автор работы: Умашева Анель, 6 класс.

В  данном  проекте рассматривается  использование расчетов с обыкновенными дробями при  расчете площади  комнат, стен,   необходимого материала, такие как линолеума и обоев в каждую комнату, а также  краски в прихожую и  кухню. Рассчитывается  количество  денег необходимые  на  ремонт  дома. Выполнили полностью расчеты,  находили площади и периметр  полов, стен используя  выполнения  действий  с обыкновенными дробями. Мы попробовали  показать, насколько простой и увлекательной может быть математика, как знания, полученные на уроках математики,  могут помочь нам в жизненной ситуации – по организации закупки материалов для ремонта дома.

Приложение 6

Тезисы к исследовательской работе по теме:

«Математика в моей будущей профессии»

Автор работы : Яшин Артем

Специальность «Инженер»   всегда востребована и актуальна. И математика, которую можно по праву назвать царицей всех наук, так  важна в этой специальности. Математика важна для нашей повседневной жизни. Буквально на каждом шагу мы пользуемся теми или иными вычислениями: в магазине, в банках и т.д. Математика нужна для изучения многих наук, но сама она не нуждается ни в какой науке. Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. Специальность «Инженер» целиком построена на сложнейших вычислениях, на расчетах мощности  оборудования.

В этой работе показаны не только знание азов специальности, но и математические вычисления.

Приложение 7

Тезисы к работе : «Теорема Пифагора в строительстве»

Автор работы: Кудайберген Рамадан.

В своей работе показана возможность изучить практические свойства самой знаменитой теоремы в геометрии, а также развитие различных технологий, где используется эта теорема, и которые   перспективны сейчас и в будущем.  Причина такой популярности теоремы Пифагора триедина: это простота – красота – значимость. В самом деле, теорема Пифагора проста, но не очевидна. Это сочетание двух противоречивых начал придает ей особую притягательную силу, делает ее красивой. Теорема Пифагора помогает построить окна, крыши домов, при строительстве молниеотводов, при строительстве вышки мобильно связи, парника для огурцов и т. д. Область применения теоремы достаточно обширна и вообще не может быть указана с достаточной полнотой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *