«Использование современных инновационных технологий на уроках географии»


 Усенова Татьяна Викторовна
 учитель географии Новоникольская средняя школа

География – единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях..

Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения – географической картой.

Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

В организации процесса обучения с использованием новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы).

С овладением любой новой технологии начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки, добиваясь более качественных результатов.

Инновационные педагогические технологии.

Технологии исследовательского обучения.

Обучение учащихся основам исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения.

Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.

Известно, что проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения – создание проблемной ситуации.

На первых этапах освоения проблемного похода я ставила задачу системы проблемных заданий курса. Но тут я поняла, что имеются разные подходы к построению системы учебных проблем (например, в зависимости от дидактических целей – изучение нового материала, проверка, закрепление знаний и умений; по используемым логическим операциям и т.д.) Мне представляется наиболее приемлемым принять в качестве основы, во- первых, доступные учащимся проблемы данной науки, и во- вторых, используемые этой науки методы исследования. Такой подход к построению системы, мне кажется позволяет наиболее полно отразить в обучении содержание, проблематику и методы исследования географии. Например, задания по физической географии:

Постановка этих заданий основывается на научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, её определяющие, воздействие внешних и внутренних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании сравнительного, картографического и статистического методов исследования.

Учащиеся проходят разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных), систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификация таблиц и т. д.), анализ, обобщение и построение вывода.

Технологии проведения коллективных творческих дел.

Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников.

Информационные технологии.

Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.

Дистанционное обучение.

Использование сетевых технологий ИНТЕРНЕТА.

Метод проектов.

Педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.

Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.

1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.

2.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 6 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.

Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте. Определяется его географическое положение, при изучении темы «Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка, между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.

Далее в процессе изучения каждой новой темы на континенте появляются различные географические объекты.

В процессе изучения темы «Литосфера» дети рисуют физическую карту материка. Обозначают основные формы рельефа, основываясь на картах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма.

При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическую карту. К сожалению, в 6 классе дети еще не знают такого понятия как климатический пояс, и не знакомы со схемой постоянных ветров Земли, но они вполне способны обозначить на карте наиболее освещенные, наиболее теплые участки материка, обозначить некоторые виды местных ветров.

При изучении темы гидросфера, дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.

Аналогично с природными зонами других материков, ученики размещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитывают то, какие способы приспособления у живых организмов имеются.

При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.

Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.

Мультимедийные и интерактивные технологии.

Интернет, образовательные СД- диски.

Информационно- коммуникационные технологии.

Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя.

Личностно- ориентированное обучение.

Цель- создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Как уже было сказано выше, инновационные модели обучения преимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В это понятие вкладывается следующий смысл:

не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;

организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

Блочно- модульная технология.

Изучение материала блоками.

МОДУЛЬ – целевой функциональный модульный узел, в котором объединены учебное конкретных целей в учебно-познавательной деятельности.

Модульная технология состоит из модульной программы (цикла) и модульного урока.

В модульной программе (её составляет учитель) прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Действия учителя при составлении МП следующие:

1) подробное изучение конкретного курса, всех разделов и тем в нём;

2) определение цели обучения для учащихся,(например :в результате работы над модулем необходимо

изучить:…; определить …; повторить…; сравнить…; развить умения…; навыки… и т.д.

3) отбор учебного материала по содержанию;

4) определение приёмов учебной деятельности;

5) распределения содержания по урокам;

6) подбор дополнительной литературы для учащихся;

7) письменное составление МП;

8) подготовка необходимого количества  копий МП.

Игровые технологии.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

На уроках географии игры используются давно. Издавались пособия по их проведению, многие учителя придумывали их сами. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации. Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Так что современная школьная география располагает уже большим арсеналом разного рода игр – как индивидуальных, так и коллективных. Многие из них рассчитаны на проведение в классе, на уроке.

Ролевые игры более просты и понятны, поэтому требуют меньшей подготовки для организации. Небольшой инструктаж – “руководство к действию” и можно играть. Приводимый ниже пример хорош как для игры по географии, так и по истории или экологии. Игра “Линия времени” основана на готовой методической разработке для курса “Устойчивое развитие” с дополнениями автора этой статьи и его же рекомендациям.

Перспективно- опережающее обучение.

(предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата)

Рейтинговые технологии.

Основная задача – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации гимназистов. Роль учителя при этом заключается в управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.

ЛИТЕРАТУРА:

1.      В.Б. Калинин, Т.Д. Гайворон // Устойчивое развитие. Игры и упражнения// Обнинск, 2002 г.

2.      И. В. Душина, Г.А. Понурова // Методика преподавания географии// Москва, 1996

3.      И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин // Методика и технологии обучения географии в школе//АСТ, Астрель, М., 2002

4.      В.П. Максаковский // Преподавание географии в зарубежной школе// ВЛАДОС, М., 2001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *