Повышение умственной работоспособности детей дошкольного возраста посредством физических упражнений


Демченко Алла Викторовна
педагог-психолог КГКП «Я/с №33 «Алтын бесік»

Научно-технический прогресс предъявляет возрастающие требования к умственной работоспособности человека.

Детский сад – первое звено и самое ответственное в умственном развитии ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. (Запорожец А.В., Венгер Л.А., Мухина B.C.).

Результаты педагогических и психологических исследований последних лет показывают, что возможности умственной работоспособности неразрывно связаны с тренированностью различных функциональных систем, увеличением сопротивляемости к утомлению. А наши дети стали недопустимо мало двигаться.

Без регулярных занятий физической культурой деятельность функциональных систем организма начинает ухудшаться уже с тринадцати лет.

Тесная взаимосвязь физического и умственного воспитания проявляется также в развитии разнообразных видов умственной деятельности, а наиболее активно развиваются пространственные, например, ориентировки в физических упражнениях, при участии не только зрительного, но также двигательного и других анализаторов. Поэтому

целью  нашего  исследования  стало определение  влияния ежедневных физических упражнений на умственную работоспособность детей.

Мы предположили, что  если включить в учебно-воспитательный процесс детского сада дополнительные физические упражнения, то это позволит повысить умственную работоспособность детей дошкольного возраста, что будет способствовать общему развитию ребенка.

На основе этого перед нами были поставлены следующие задачи:

1.Определить возрастные особенности умственной работоспособности детей 6 лет

2.Выявить влияние ежедневно проводимых подвижных игр на умственную работоспособность детей 6- летнего возраста.

3.Обосновать возможность увеличения умственной работоспособности детей 6 лет путем включения в двигательную работу интересных занятий.

В нашем саду две подготовительные группы , которые делились на экспериментальную и контрольную. Вся работа проходила в два этапа. Одним из исходных положений исследования было изучение умственной работоспособности детей. В этом заключался первый этап. Для определения фона умственной работоспособности детей нами использовалась методика, Н.Т.Тереховой. Согласно методике детям предлагалось в течении 2-х минут просмотреть таблицу с 63 фигурами. Семь фигур хорошо известных детям (круг, квадрат, треугольник, овал, флажок, многоугольник, прямоугольник) чередовались в таблице, в различной последовательности.

По заданию детям предлагалось в трех указанных фигурах быстро и безошибочно проставлять соответствующие знаки: плюс, минус или точку. Задание выполнялось детьми в течении двух минут до занятия и двух минут после него. Определение фона умственной работоспособности проводилось на занятиях по математике и развитию речи, то есть на занятиях малой подвижности, где дети, как правило, не получали физической нагрузки, мало двигались на протяжении всего занятия. После занятия фигуры менялись, а знаки, оставались теми же. По количеству просмотренных фигур оценивался объем работы, а по числу ошибок – ее качество. Таким образом, определялся фон умственной работоспособности детей контрольных и  экспериментальных групп.

Формирующий этап заключался в том, что на протяжении четырех месяцев с детьми экспериментальных групп помимо основных физкультурных занятий ежедневно проводились подвижные игры разной интенсивности. Количество подвижных игр, проводимых в течение дня было увеличено примерно до десяти, они включены в содержание утренней гимнастики, в занятия по математике, природе,  изодеятельности, если это было приемлемо, также на дневной, вечерней прогулках, перед физкультурными занятиями, после сна. Подбор игр произведен с учетом предшествующей и последующей деятельности детей. На проведение игр время в течение дня определяется воспитателем в зависимости от желания детей, времени года, пространства. Большое внимание уделяется разучиванию подвижных игр, оснащению атрибутами с целью повышения интереса к ним. Одним из средств повышения двигательной активности является музыкальное сопровождение некоторых игр.

С изменением правил подвижных игр усложнялись двигательные задания. В результате изменений, внесенных в организацию и методику игр, пытались добиться двигательной активности детей.

На проведение подвижных игр во время прогулки отводилось 20-30 минут, на физкультурных занятиях 10-15 минут.

На проведение игр время в течение дня определяется воспитателем в зависимости от желания детей, времени года, пространства. По истечении четырех месяцев повторно определялся уровень работоспособности детей обеих групп, также с помощью корригирующих таблиц по методике Н.Т. Тереховой. После формирующего эксперимента определялась активность детей. Под активностью подразумевалось время работы детей, интерес ребенка к занятию, быстрота и самостоятельность выполнения заданий, качество и количество ответов. Активность детей на занятиях регистрировалась путем хронометрирования с интервалом от 15 секунд до 1 минуты. Особое внимание уделялось организации разнообразных и интересных занятий, обеспечивающих высокую активность детей. Исходя из общих принципов обучения (доступность материала, заинтересованность детей, эмоциональность, наглядность, смена видов деятельности, практические самостоятельные действия и др.), придавалось большое значение наиболее рациональному подбору сочетаний различных методических приемов, разнообразивших занятия. Для повышения активности детей на занятиях нами использовались следующие методы и приемы: а) на каждом занятии использовались наглядные пособия;

б) менялась форма преподнесения материала;

в) чаще включались игровые моменты;

г) дети привлекались к самостоятельной работе с раздаточным материалом;

д) не допускалось однообразия в проведении занятий;

е) предупреждалась возможность отвлечения детей;

ж) своевременно сосредотачивали ребенка на процессе работы;

з) обязательно включали в занятия 2-3 интересных двигательных задания.

Все перечисленные методы и приемы на наш взгляд дают возможность предупреждения развития утомления и обеспечивают высокую активность детей.  В выходные дни родители играли с детьми в подвижные игры, обсуждаемые заранее с воспитателями.

На первом этапе работы, определяя первоначальный уровень умственной работоспособности детей, контрольной группы А и экспериментальной группы С  мы получили следующие результаты:

По объему выполненной работы они сведены в таблицу 1.

Таблица 1 Объем выполненный работы.

 

 

Группы
До занятий %
После занятий %
Разница в %

20
А
50
43
7
20
С
53
36
17
Из таблицы  видно,  что дети как группы А (контрольной), так и группы С (экспериментальной) после занятия значительно снизили объем работоспособности: количество просмотренных фигур в группе А уменьшилось на 7%, а в группе С на 17%.

Качество работы,  выполненной детьми сведены в таблицу 2.

 

Кол-во детей
Группы
До занятий %
После занятий %
Разница в %

20
А
3
5
2
20
С
2
5
3
Из нее видно, что качество работы, выполненной детьми группы А, если рассматривать в процентах, снизилось на 2%, а в группе С на 3% в количестве ошибок, допущенных детьми (т.е. дети неправильно ставили знаки, либо пропускали фигуры) оказалось, что в контрольной группе ошибок 2,1 ед. в среднем, а в экспериментальной 1,85  ед. т.е. процент более наглядно демонстрирует разницу допущенных ошибок в обеих наблюдаемых группах.

По истечении 4 месяцев мы повторно определили уровень работоспособности детей всех групп с помощью методики Н.Т. Тереховой. Полученные нами данные в контрольной и экспериментальной группах сведены в таблицу 3, и в таблицу 4.

Таблица 3   Объем выполненной работы после исполненных физических упражнений

 

Кол-во детей
Группы
До занятий %
После занятий %
Разница в %

20
А
53
49
4
20
С
66
64
2
Таблица 3 показывает, что в группе, в которой режим дня шел по программе без дополнений, разница в % по фону утомляемости составляет 4%, а в группе, где проводилась дополнительная работа, составляет 2%.

Данные эксперимента наглядно демонстрируют то, что в экспериментальной группе объем работы вырос по сравнению с контрольной группой, т.е. в группе, где ежедневно увеличивается двигательный режим умственная работоспособность растет. Кроме того изменилось и количество допущенных ошибок, т.е. качество выполненной работы. Разница в количестве ошибок в контрольной группе до занятия и после него составляет 3%, а в экспериментальной группе 1%. Разница между контрольной и экспериментальной группами составляет до занятия 1%, после занятия 3%.

И можно с уверенностью сделать вывод о положительном влиянии увеличения двигательной активности детей на умственную работоспособность.

Нужно отметить также, что за четыре месяца, которые длился эксперимент, умственная работоспособность увеличилась незначительно у детей в контрольной группе. Сравнивая показатели, полученные в экспериментальной группе, где детям ежедневно предлагались дополнительные физические упражнения, объем выполненной работы поднялся. Данные показывают, что у детей экспериментальной группы утомляемость наступает значительно позже. Объем работы, который они могут выполнить повышается. Полученные по корректурным таблицам данные выявили также вариативность изучаемых показателей в пределах группы детей одного возраста, т.е. значительные индивидуальные различия в темпе работы и ее качестве. Эти различия находятся в диапазоне от высоких до низких показателей, когда работоспособность первых в несколько раз превышает таковую у последних. 40-60% детей имеют среднюю работоспособность, а остальные распределяются в подгруппах выше и ниже среднего уровня. Исследование умственной работоспособности в подготовительных группах по корректурным таблицам показало, что среднегрупповой показатель работоспособности детей в группах, где в течение определенного времени детям давалась дополнительная физкультурная нагрузка в виде подвижных игр выше, чем в контрольных группах.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Подвижные игры, физкультурные занятия обеспечивают повышение двигательной активности детей, развитие их психических процессов, а систематическая физическая нагрузка способствует повышению умственной работоспособности детей.

 

Список литературы.

1.     Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. МЛ 2000 г.

2.     Оценка физической подготовленности дошкольника. Сборник.научных трудов, 2002.

3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *