Метод школьной медиации как социальная инновация в развитии социального интеллекта и партнерства

Гибадуллина Вероника Андреевна
педагог-психолог КГУ СОШ № 74

Изменения, происходящие сегодня в обществе, ведут к серьезным качественным  и структурным его изменениям. Они сопровождаются разрушением  старых социальных структур и созданием новых. Новые отношения означают состязательность, конкуренцию, признания различия в потребностях, интересах. Для рыночных отношений, демократических условий конфликт стал естественным состоянием. Проблема состоит не в игнорировании, сглаживании конфликтов, тем более подавлении   конфликтов насильственным путем, но в признании их существования, поиске эффективных методов разрешения конфликтов и признания различия интересов конфликтующих субъектов, в достижении взаимоприемлемых решений проблем.

Развитие школьной службы медиации обусловлена следующими причинами:

– социальное напряжение, озлобленность и конфликтность в обществе, обострение межнациональных отношений;

– усиление миграционных процессов, обострение межнациональных
и межконфессиональных проблем;

–  необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;

– ослабление роли  семьи как фундаментального общественного института и возложение этой роли на образовательные учреждения;

– асоциальные проявления в обществе: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения;

– переход на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми, где хорошо развиты службы медиации и др.

Мы, взрослые, все любим повторять, что, воспитывая детей, мы учим их  жизни. Но дело в том, что пока мы их учим разным наукам, даем им необходимый уровень знаний, они уже живут нашей сложной жизнью. И порой зная как применить ту или иную формулу на предметной практике, ребенок легко может растеряться при встрече с реальной жизненной трудностью. И не всегда рядом оказывается мудрый взрослый, способный подсказать правильный выход. А когда ребенок выходит из школы, оказывается слишком поздно его учить жизненным премудростям. Да и методы и приемы воспитания, которые применялись раньше, сегодня не всегда действенны. Ведь не секрет,  что и многие взрослые не владеют методами конструктивного общения. Именно поэтому, сегодня встала необходимость введения в школьную практику такого предмета как психология, одним из разделов которого является конфликтология.

В течение 10 лет разрабатывается направление «Школьные службы примирения» как модель посредничества в решении конфликтов в школе. Важно, что зародилось детско-взрослое движение, направленное на освоение школьниками, учителями и родителями конструктивной коммуникации и организации взаимопонимания в школьном сообществе. Ценности восстановительного правосудия, на которое опираются школьные службы примирения, позволяют решать наиболее болезненные явления в сообществе: конфликты, ситуации с изгоями и криминальные ситуации.

В Казахстане документов, обязывающих образовательные организации в создании школьной службы примирения пока нет, поэтому нами было решено создать такую службу на базе нашей школы в качестве эксперимента, целью которого является обучение участников образовательного процесса основам конструктивного общения и поиска оптимальных путей разрешения конфликтных ситуаций при помощи медиации.

Мы предполагаем, что создание школьной службы примирения, будет способствовать развитию практики восстановительной медиации в образовательном учреждении, а также применению  цивилизованных методов урегулирования конфликтов и осознания ответственности. А также данный проект будет иметь практическую значимость: организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации. Формирование у учащихся таких качеств личности как: уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка, толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни, умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

На первом этапе нашей работы  мы  ознакомились с проблемой в целом,  изучили документы в соответствии с целями и задачами  исследования: нормативно – правовую документацию, методическую литературу по вопросам организации школьной службы медиации, определили используемые термины и понятия  (глоссарий),  цели, задачи и гипотезу проекта, предположили ожидаемые результаты, рассчитали риски проекта,  составили общий план работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые предположительно могут быть использованы, изучили положение, устав, договор, мониторинг школьной службы примирения.

Ожидаемые результаты нашего проекта.

1. Организация службы примирения в школах.

2. Налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию с помощью медиации.

3. Совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области  современного воспитания и образования.

Список литературы.

1.     Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая  реформа», 2012.

2.     Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.

3.     Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

4.     http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/o-proekte/73-projectinfo

5.     http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kak-innovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva

6.     http://www.8-926-145-87-01.ru/

7.     http://mediators.ru/rus/course/school/

8.     http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.