Развитие интереса детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой

Веселова Юлия  Валерьевна
инструктор по плавание КГКП д/с  «Балдырған»

Многогранная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребёнка подчёркивается в трудах многих прогрессивных педагогов.

Физическое воспитание как целенаправленное и организованное воздействие на организм ребёнка, должно предусматривать полное удовлетворение физиологической потребности в движении.

Действительный стимул в развитии движений у детей является интерес. Интерес – главнейший фактор успешного обучения и развития дошкольников. Основой формирования интереса являются теоретические знания детей о спорте, получаемые в процессе практических занятий. Для повышения интереса детей к занятиям по физкультуре можно применять комплекс различных стимулов: создание привлекательных условий для занятий: игровые соревновательные приёмы; сознательное изучение двигательных действий; раскрытие общественной и личной значимости занятий; просмотр фильмов; создание предпосылок для стремления к самостоятельным творческим действиям. Следовательно, важно формировать интерес, прививать своего рода вкус к движениям, потребность в них.

Интересы дошкольников в основном ситуативны. Они возникают в самом процессе деятельности и угасают с ее прекращением, т.е. они порождаются самой деятельностью. Но по мере обучения и воспитания появляются познавательные интересы, которые, необходимо направить в определённое русло и так организовать занятия, на которых бы дети росли, развивались и становились сознательными.

Мотивы двигательной активности детей, не только иные, чем у старших, но и разные на каждом возрастном этапе. То, что интересно в 5 лет, может стать безразличным в шестилетнем возрасте. Для детей, мало убедительно, что без утренней гимнастики они будут слабыми, больными. Детям нужно постоянное ощущение мышечной радости, интересный повседневный пример старших, а не отодвинутое на годы непонятное им абстрактное здоровье, крепость тела.

Исходя из опыта работы с детьми, известно, что интерес –

важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом.

Интерес регулирует поведение ребёнка. Увлекательная игра заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Очень важно постоянно поддерживать у дошкольников интерес к двигательной деятельности. Достигается это с помощью приёмов и форм работы, воздействующих на эмоциональную и волевую, действенно- практическую сферы личности ребёнка.

Между тем некоторые аспекты формирования интереса детей до школьного возраста изучены недостаточно. И поэтому  в своей работе мы решили в определённой степени восполнить этот пробел, поставив перед собой цель – рассмотреть теоретические основы и методику формирования интереса детей 5-6 лет к занятиям физическими упражнениями.

Мы предположили что,  если определить и использовать эффективные средства и формы работы с детьми 5-6 лет в процессе физического воспитания, то это позволит сформировать у них интерес к занятиям физической культурой.  Цель нашего исследования реализовывалась через

задачи: выявить наиболее эффективные формы и средства формирования интереса к физической культуре и спорту и определить возможности увеличения двигательной активности детей в результате специальной работы по формированию интереса к выполнению физических упражнений.

Для решения поставленных перед нами задач использовались  различные методы в 3 этапа.

I этап проводился с целью определения наиболее интересной для детей формы организации физического воспитания и выяснения с кем из взрослых им интереснее проводить свободное время или они предпочитают его проводить самостоятельно. Анкета была предложена в виде рисунков. Дети должны были звездочкой отметить наиболее интересующие их. Количество детей, участвующих в анкетировании, составляет 65 человек.

II этап – анкетирование родителей. Количество родителей – 83 человека. Анкета под названием «Физкультура, мы и наши дети».

Цель: Повышение интереса к занятиям физическими упражнениями – одна из актуальных проблем физического воспитания. Немалую роль в решении этого вопроса играет семья.

III этап – анкетирование воспитателей. Анкету заполнили 8 воспитателей:

Для формирования интереса к физической культуре и спорту были проведены следующие формы работ: экскурсии в школу  г. Караганды со спортивным уклоном на тренировки и соревнования по баскетболу, волейболу, гимнастике (видеоматериалы); проведение игр: «Угадай вид спорта», «Одень спортсмена», «Спортивное домино»; встречи с родителями – спортсменами; чтение рассказов о спорте и просмотром иллюстраций.

Перечисленные формы работ производились на протяжении семи месяцев.

По истечении срока было проведено повторное анкетирование для выявления интереса к физической культуре и спорту, беседа с детьми.

Нами было проведено определение двигательной активности детей старших групп до начала дополнительной работы по формированию интереса к физической культуре, и после 7 месяцев, в течение которых проявилась выше изложенная работа. Наблюдение проводилось за двигательной деятельностью детей в течение дня, с проведением хронометража и шагометрии.

Двигательный режим определяется по видам деятельности:

1. Самостоятельная двигательная деятельность до завтрака.

2. Утренняя гимнастика

3. Самостоятельная двигательная деятельность после завтрака.

4. Физминутка.

5. Самостоятельна двигательная деятельность после занятий.

6. Физкультурное занятие на воздухе.

7. Прогулка.

8. Самостоятельная двигательная деятельность до обеда.

9. Самостоятельная двигательная деятельность после обеда.

10. Общий результат.

Проведённые исследования показали, что вопрос физического воспитания, развития и здоровья детей, одинаково волнует и родителей и педагогов. Регулярность воздействия – одно из основных правил физического воспитания. Все усилия будут напрасными, если ребёнок 5 дней в неделю в детском саду будет заниматься физкультурой и закаливанием, а по субботам и воскресеньям отдыхать от них. И прежде всего, это отрицательно сказывается на формирование должного отношения у детей к занятиям физкультурными упражнениями.

Данные анкетирования родителей приведены ниже: ведущую роль в повышении интереса к физкультуре родители отводят семье (34,2%), интересам детей (32,4%) и детскому саду (22%). И меньшинство родителей (3%) отметили значение средств массовой информации, хотя всем известен факт, что в век научно-технического прогресса, дети всё новое и интересное, не только о спорте, узнают именно из просмотра спортивных передач по телевидению и из газет и журналов спортивной тематики. Видно то, что не все родители (5%) осознают значение совместной работы вместе с воспитателями детского сада. Родители считают, что важно заставить заниматься себя, взрослых, а потом привлечь к занятиям физкультурой и детей, без всякого принуждения.

Мнения родителей, по поводу вопроса об оптимальном возрасте для начала занятий физическими упражнениями, разделились на три группы: одна группа родителей (34,2%) считает необходимостью заниматься физкультурой с рождения ребенка; другая группа (24,2%) считает, что это возраст 3-4 года; часть родителей (34,4%) отводит это возрасту 5-6 лет. Нашлись среди опрошенных взрослые (7,2%), которые затруднились назвать какой – либо возраст.   Здесь можно сделать вывод о недостаточных знаниях наших родителей в области физического воспитания детей.

Результаты исследования показали, что воспитатели, как и родители, главную роль в формировании спортивных интересов отводят семье (34,6%), детскому саду (30,9%), средствам массовой информации (7,1%).

Не все воспитатели (13%) понимают роль совместной работы с родителями в физическом воспитании. Но большинство воспитателей принимают все усилия для пополнения знаний родителей и улучшению совместной работы и проводят консультации (43,9%), спортивные праздники (22,4%), приглашают родителей на занятия (12,7%) и применяют все формы работы с родителями, в комплексе (21%) воспитателей.

Педагогические коллективы считают, что строить педагогический процесс необходимо не только в пределах программы и методики, а важен творческий подход воспитателя и руководителей детского сада к своей работе. При этом отмечают такие формы творческой работы для улучшения физического воспитания; нестандартные занятия; организация физкультурного досуга: создание групп по спортивным интересам; секций, кружков; занятия на определенный сюжет; подвижные игры с элементами спорта; свободный доступ к физкультурным снарядам и др.

Форму организации, наиболее оптимальной для полноценного физического развития, педагоги считают комплексное использование всех форм занятий, подвижных игр, утренней гимнастики и т.п., но главную роль отводят самостоятельной двигательной активности (24,3%) и занятиям (23,2%), считая, что занятия, при заинтересованности в них детей, – важная форма, которая воспитывает двигательные и нравственно – волевые качества.

Подвижная игра нашла сторонников на стороне воспитателей (17,9%). Известно, что хорошо организованная и продуманная игра, если детям в нее интересно играть, имеет большой потенциал.

Для повышения интереса детей к занятиям физкультурой и спортом, воспитатели считаю важным, пропагандировать и поощрять занятия всей семьи, проводить различные конкурсы. При работе с родителями воспитатели используют: консультации (43,9%), спортивные праздники (22,4%), присутствие родителей на занятиях (12,7%). Часть воспитателей (21%) использует все в комплексе, считая это наиболее продуктивным.

После проведения анкеты, для выяснения с кем ребенок предпочитает заниматься или он любит проводить время самостоятельно, можно сделать также выводы: дети предпочитают все свое свободное время проводить со своими родителями 52,5%, проявили желание самостоятельности везде и во всем 24%. У части опрошенных детей (12%) не утратили своего авторитета и воспитатели. Нашлись среди детей и оптимисты (9%), которые считают, что не важно,  кто с ними занимается, главное чтобы был результат и интерес.

Физическое развитие дошкольников будет более полноценное, при постановке физического воспитания в семье и в детском саду, с учетом интересов самих детей.

Таким образом, проведенная работа способствовала обогащению знаний детей о спорте, воспитывала интерес к другой культуре, расширяла кругозор. Теоретические знания детей о спорте, полученные в процессе практических знаний, способствовали повышению интереса к занятиям физкультурой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными формами и средствами формирования интереса детей 5-6 лет занятиями физическими упражнениями являются:

– расширение детского кругозора в области физкультуры и спорта, в процессе получения теоретических знаний во время бесед, экскурсий, игр спортивного характера и др.

–  применение нестандартных форм проведения физкультурных занятий с элементами занимательности.

– организация физкультурного досуга в семье.

А также двигательная активность детей зависит от заинтересованности их в движении. Чем ниже интерес к движению, тем меньше их двигательная функция.

Список использованной литературы:

 

1. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. Москва, «Просвещение», 1984г.

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Москва. «Просвещение», 1980г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.