Роль диалогового обучения на уроках математики и физики
Слепых Лариса Александровна
учитель математики и физики Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район, село Бугровое, КГУ Бугровская средняя школа
Мы живем в быстро меняющимся , динамичном мире и от того какими будут наши выпускники зависит будущее. Для того, что бы дети стали конкурентоспособными, самостоятельными личностями, обладающими внутренней саморегуляцией, нам учителям необходимо научить их самостоятельно приобретать знания и применять их. Для решения этой задачи применяется система методов и приемов, а именно технология диалогового обучения, которая предусматривает групповую работу. Ведь группа это частичка большого общества, где каждый может проявить себя и самореализоваться. На учителя возлагается большая ответственность, ведь именно он должен создать образовательную среду для достижения максимального успеха в преподавании и учении. Диалоговое обучение предполагает создание такой среды, где каждый ученик может самовыражаться – полностью реализовав свои таланты, способности и потенциал, позволяет не упустить, заметить талантливого ребенка, который за частую , остается в стороне.
Математика и физика являются, одними из важнейших наук на земле и именно с ними человек встречается каждый день в своей жизни. Математика и физика – два интересных, но очень сложных учебных предметов. Эти два предмета обладают исключительными возможностями, приучать учащихся к самостоятельной работе, к поиску нестандартных решений, к творческой работе. Задача учителя – содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Диалогическое обучение заставляет учителя заново пересмотреть свою работу на уроке, ход урока, как он задает вопросы, структуру вопросов и паузы между ними. Умение правильно и грамотно строить диалог на уроке — важная составляющая учителя. Диалог на уроке подготавливает ученика к тому, что надо самостоятельно искать пути решения поставленных задач, которые находятся перед ними. Новые знания не даются ученикам в готовом виде, дети находят их сами, в процессе своей деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему, проговорив или обсудив со своими одноклассниками. Учитель только направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер и прочные знания. Таким образом, пришла к выводу, что использование диалога на уроках математики и физики, является эффективным способом обучения, так как в ходе диалогового обучения учащиеся учатся решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Диалоговое обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, снимает нервную нагрузку обучающихся.
Применение технологии диалогового обучения я хочу показать на примере этапов уроков. Одним из важных этапов урока необходимо создание в классе коллаборативной среды, через объединения в группы(пары) и стратегии, например « настроение», которые должны способствовать созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке. Ученикам сообща предлагается повторить правила работы в группах и в микрогруппах, и в течение всех последующих уроков постоянно пользоваться ими. Детям свойственна потребность участвовать в диалоге друг с другом, усваивая и передовая новую информацию, они учатся помогать друг другу, оказывать помощь. Именно здесь необходима поддержка опытного учителя, наставника чтобы правильно их направить, помочь, объяснить.
Для определения темы урока и постанови цели учащимся используются стратегия, в ходе которой учащиеся должны определить ключевое понятие, например стратегия «Инсерт» для ознакомления с новым материалом. На дальнейшем этапе используются различные приемы, например «Мозговой штурм» предполагает формирование необходимых понятий через использование ранее полученных знаний и жизненных наблюдений. Стратегия « Лото» заставит учащихся анализировать.
Для формативного оценивания хорошо подходит стратегия « Светофор».
В любом обществе здоровье детей ставиться на первый план, поэтому выстраивать свое обучение необходимо, учитывая возрастные особенностей учащихся, через проведение физминуток, используя при этом возможности ИКТ. Физминутка « Устный счет» будет развивать не только физические, но и умственные способности учащихся. В данном случае имение считать, сопоставлять, оперировать формулами.
Для того чтобы выявить и развивать способности учащихся подходит стратегия « Мозаика», которая предполагает решение разноуровневых задач, с переходом на более высокий уровень. Где каждый учащийся может самореализоваться, имея право выбора и условия для роста.
Таким образом, пришла к выводу, диалог на уроке – это особое дидактика – коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическом способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания .