«Нравственное воспитание школьников»


 Ермакова Елена Евгеньевна
 воспитатель пришкольного интерната Бектауская средняя школа

Вопрос о нравственности всегда волновал человечество. Нравственное развитие, воспитание человека – то, на что всегда была ориентирована дея-тельность человека в сфере передачи подрастающим поколениям опыта пре-дыдущих поколений наряду с созданием условий для получения знаний, уме-ний и навыков. Несмотря на то, что понимание нравственности претерпе-вало изменения, актуальность проблемы нравственного воспитания и раз-вития человека неоспорима. Ситуацию, сложившуюся в современном обще-стве, трудно отнести к разряду не требующих особого внимания: жестокость, огромный рост количества преступлений, совершаемых детьми – вот, чем может похвастаться реальная действительность.
А, чтобы повлиять или изменить данную ситуацию нужно вести постоян-ную и систематическую работу по искоренению или устранению пробелов в воспитании подростков, школьников. При этом особое внимание уделять ребятам, проживающим в пришкольном интернате.
Где же найти выход из ситуации? Ситуации, требующей незамедлитель-ного ответа и действий? Выход есть – место, в котором ребенок находится в возрасте, способном впитать в себя наиболее полно все то, что ему преподно-сят. Безусловно, основы нравственного воспитания закладываются в семье, в школе, в интернате. Именно воспитатель, опираясь на разумное и нравствен-ное,  в пока еще только становящемся Человеке, помогает каждому своему воспитаннику определить ценностные ориентиры, взгляды на жизнь. Безу-словно, роль воспитателя в процессе воспитания огромна.
Одним из методов воспитания является – этическая беседа, которая требует от воспитателя большой душевной близости к детям. Ребята должны дове-рять воспитателю, любить его, только в этом случае у них появляется стрем-ление поделиться своими мыслями. Педагог в ходе беседы проявляет уваже-ние к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактнос-ти. Только в результате взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками можно достичь  наиболее эффективных результатов воспи-тания и развития нравственных ценностей.  [2].
Каждое действие воспитателя – педагога, направленное на воспитание нравственных ценностей у ребенка, призвано вызвать действие воспитан-ника, направленное на самовоспитание. Следуя данному тезису, М.И. Рож-ковым и Л.В. Байбородовой были выделены бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания:

1. Убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),

2. Стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

3. Внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),

4. Требование и упражнение (волевая сфера),

5. Коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

6. Воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),

7. Метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) [6].

 

Опыт педагогов и их практические советы позволяют правильно планировать воспитательную работу пришкольного интерната, включая беседы на нравственно-этические темы.

Так, например, мною были запланированы и проведены беседы:

1.  Что такое мораль.

2. Добро и зло.

3. Роль морали в жизни человека и общества.

4. Долг и совесть.

5. Нравственная основа любви, брака и семьи.

6. Нравственная культура.

7. Современный этикет.

Доказано, что этическая беседа как метод воздействия универсален для разных возрастных групп. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок. Ее также определяют как форма разъясне-ния школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Она должна быть близка к эмоциональному опыту школьников. Опора на реальный опыт – залог успешности применения дан-ного метода. [3].
Осмысливая проблематику этического воспитания, школьники опираются на такие понятия как личность, этика, мораль, нравственность, этическая культура, нравственная культура, общечеловеческие ценности, образ жизни.
В ходе проведения бесед ребята знакомятся  с понятиями «мораль» и «нравственность», узнают о том, что мораль и нравственность – понятия-си-нонимы; знакомятся с  этимологией  возникновения понятия «Мораль», что в переводе с  латинского mores – нравы – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная ре-гуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллекти-вом, классом, народом, обществом)  [1].
А, опираясь на толковый словарь  Даля, ребята узнали, что мораль – это нравственное ученье, правила для воли, совести человека[4]. В толковом же словаре Ожегова С.И. понятие нравственность определяется следующим образом: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [5].
Познакомясь с определениями и сравнив их, ребята сумели сделать выво-ды, что понятие  «Мораль» – это система норм и правил, определяющих обя-занности человека по отношению к обществу, включает в себя общечелове-ческие нормы: любовь к Родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосер-дие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и мно-гое другое.
Моральная сторона формируется в результате разносторонней деятель-ности, в которых участвуют дети (играх, учебе). Также развитию морального облика способствуют отношения, которые возникают в различных жизнен-ных обстоятельствах, в процессе проживания в интернате. Эти ситуации могут возникать при взаимодействии ребенка, будь то со сверстниками, с детьми, младше по возрасту, или с взрослыми.
В своей работе воспитатель использует разные методы и приемы.
Интерес вызывает такой прием: «Спроси свою совесть», который позво-ляет ребятам подумать и ответить про себя на такие вопросы, как: « Когда и за что ты благодарил свою маму?»,; «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе было стыдно за свой поступок, за свои слова?», «Был ли недавно мо-мент, когда ты был доволен собой? Почему?».
Рассказ на нравственную тему, на мой  взгляд, является одним из наиболее эффективных орудий, способных оказать наиболее точное и действенное воз-действие на только становящуюся личность ребенка. Он определяется как яр-кое эмоциональное изложение имеющих нравственное содержание конкрет-ных фактов и событий. Рассказ способен воздействовать на эмоциональную сферу воспитанника, что способствует наиболее успешному усвоению, пони-манию моральных оценок и норм поведения.
Использование рассказа на нравственную тему имеет несколько функций:

1. Служит источником знаний;

2. Обогащает нравственный опыт личности опытом других людей;

3. Служит способом использования положительного примера в воспитании.

Еще одним из эффективных приемов воспитания является пример. Пример следует выделить по силе, способной повлиять на личность школьника в це-лом. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – вто-рой.
Кого же ставят школьникам в пример?
Разумеется, это родители, учителя, друзья. Но следует ли обделять в дан-ном случае героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся уче-ных? Конечно же, нет – они не только не менее значимы, но и более сильны в плане воспитательной силы.
Так каков же идеал школьника? Как правило, это сильные, волевые люди, стройные, обладающие приятной манерой общения, правильными чертами лица. Люди, способные воспроизвести наиболее сильное впечатление – вот то, что заставляет ребят подражать кому-либо.
Жизнь способна показать и свои темные стороны – не следует ограждать школьников от них. Напротив, необходимо, чтобы дети анализировали про-ступки, прослеживали их последствия. Негативный пример, приведенный к месту – лучшая профилактика от совершения неправильного поступка ребен-ком. Именно таким образом формируется представление о безнравственном.
Определяя место морали в системе человеческих ценностей, как важного компонента индивидуального сознания, индивидуального мировоззрения нельзя игнорировать то, что мораль, нравственность, этика являются компо-нентами сознания тех или иных социальных групп, носят общественный ха-рактер.
Согласно проводимой мною работы, считаю, что выявление наиболее эф-фективных способов воздействия на становящуюся личность в процессе нравственного воспитания позволят в целом улучшить ситуацию, сложив-шуюся в нашем обществе: нравственность начнет цениться больше и спасет наше будущее от нравственного опустошения.

Используемая литература

1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г.Аверина // Нач.школа. – 2005. – №11. – с.68-71.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович. М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979. – 198 с.

4. Даль, В. Толковый словарьживого великорусского языка. Том 1-6. – М.:Ци-тадель, 1998. -4249 с.

5. Ожегов С. И.  Словарь русского языка Изд. 6-е, стереотипное/ Издатель-ство Советская энциклопедия, Москва, 1964 год, С. 414

6. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 450 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *