Социальная и трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта
Давыдова Мария Леонидовна
учитель трудового обучения ГУ Cпециальная общеобразовательная школа №19 г.Экибастуза
В последнее время в школе увеличивается количество детей, имеющих серьезные и выраженные интеллектуальные нарушения. Данная категория учащихся не способна к освоению программ допрофессионального образования. Таким образом, в нашей школе была организована работа по расширению профилей трудовой направленности учащихся. В связи с этим, возникла идея по созданию профиля комнатного и садового цветоводства. Научить менее способных к труду учащихся специальной школы, более упрощенному варианту деятельности.
В школе был создан просторный кабинет с подсобными помещениями для заготовки почвогрунта и вспомогательного оборудования для выполнения практических занятий во время зимне-весенних посадочных и посевных работ. В кабинете есть возможности для размещения большого количества комнатных растений, их содержания и ухода за ними.
На пришкольном участке весной вместе с учащимися разбиваем клумбы и цветники. Летом производим уход за ними (полив, прополку, рыхление верхнего слоя почвы). Осенью выкапываем не зимующие многолетники (канны, георгины, гладиолусы) и закладываем их на хранение в подвал школы.
Составленная мной программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Соблюдаются межпредметные связи: математика (учёт садового инвентаря для работы в цветнике, количество посадочного материала), изобразительное искусство (разбивка клумб и цветников), естествознание (строение растения). На программу с четвертого по девятый класс – получена рецензия в Павлодарском Государственном Педагогическом Институте. Рецензент: кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики профессионального обучения Курабаева Фарида Альмырзиновна.
Что может быть проще, чем посадить цветок? Так думают многие, однако, стоит один раз понаблюдать за работой, и понимаешь, что цветок – то ты посадишь, а вырастет ли он? Конечно, любое растение требует внимания и соответствующего ухода.
В настоящее время озеленение помещений приобрело большую популярность, благодаря всё большему стремлению людей получать радость от общения с живой природой. Пространство приобретает совершенно новые формы и очертания, воздух становится свежим, а настроение улучшается. Когда целый день сидишь за работой, не поднимая глаз, часто возникает желание отвлечься хоть на секунду от дел и немного отдохнуть, в такие минуты хочется посмотреть на что-нибудь зелёное! Радует глаз и приносит душевное спокойствие только свежая зелень. Это объясняется тем, что зелёный цвет растений для помещения действует успокаивающе и снимает накопленное напряжение. Озеленение помещений благотворно влияет на нервную систему человека, помогает расслабиться, дает приток сил, и этим повышает работоспособность. Словом, ничего, кроме пользы.
Значение экологического воспитания детей не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, о природе, развитием полезных навыков. Эта работа позволяет успешно сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью. Учащиеся приобретают практические знания, умения и навыки по уходу за цветочными культурами. Самостоятельно учатся выполнять посадку комнатных и садовых растений, составлять почвенные смеси, производить полив растений, рыхление почвы, опрыскивание листьев, мытье поддонов.
Социальная и трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта – основная задача нашей школы. И большое значение в учебно-воспитательном процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни имеют организационные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые во внеурочное время. На усмотрение администрации мной было предложено проведение благотворительных акций по посадке комнатных растений в учреждениях города.
Акции положительно сказываются на расширении и углублении знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей учащихся. Основная цель проведения таких акций совпадает с учебно-воспитательной целью моей программы по цветоводству: Подготовка учащихся специальной школы к трудовой деятельности в тепличных хозяйствах – рабочими, или на цветоводческих предприятиях – озеленителями.
Во время проведения таких мероприятий больше внимания я уделяю воспитанию и коррекции эмоционально-волевой сферы, нравственному развитию учащихся с недостатками интеллекта; формированию коллективизма, трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, установлению более разносторонних связей с окружающей жизнью. В силу недоразвития познавательных процессов, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью снижена заинтересованность в выполнении работы, требующей умственных действий и практических усилий. Поэтому для большей заинтересованности я использую поощрение, похвалу и стимулирование наиболее активных учащихся, постепенно вовлекаю их в деятельность на основе добровольного участия. В процессе работы создаются условия для раскрепощения, творческого раскрытия личности школьника, поскольку он освобождается от страха перед ошибкой. Проводимые акции: «Цветы – украшение интерьера», «Твори добро», «От сердца к сердцу», «Дари добро», “” как правило, приурочены к государственным праздникам, юбилейным датам.
Использование активных практических методов и интересных форм, способствует совершенствованию художественной выразительности речи учащихся, накоплению многообразного опыта, эстетических представлений. Они доставляют радость не только участникам проводимой акции, но и всем взрослым, кто присутствует и наблюдает за этим процессом. Взрослые искренне благодарят наших детей за предоставленные минуты общения с прекрасным.
Занятия с учащимися с недостатками интеллекта в процессе проводимых уроков и акций помогают успешнее решать стоящие перед нами трудовые, коррекционные и воспитательные задачи, помогают учащимся адаптироваться в социуме. И чтобы знания, умения и навыки, приобретенные на уроках в нашей школе, не пропали даром, нам бы хотелось выйти с таким предложением: в колледже, где в дальнейшем продолжают обучение наши учащиеся, необходимо открыть группу по специальности: озеленитель цветоводческих предприятий, рабочий тепличных хозяйств.