«Психология и пение при обучении вокалу»

Садыкова Алмагуль Есеновна

 учитель музыки Сш №20 имени Жумабека Ташенова «Психология и пение при обучении вокалу»

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью психических процессов. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому что являются средствами, инструментом всякого познания.

Пение — явление, связанное со всеми сторонами психической жизни человека. Ученик поет потому, что у него есть интерес и желание заниматься этой деятельностью. Потребность, склонность заниматься пением обычно связана со способностью к музыке и пению, в свою очередь тесно связанными с развитием музыкального слуха, ритма, ладового чувства и т.п., т.е. с развитием слуховых ощущений.

Интересы и склонности, чувства и желания, ощущения и представления, воля и характер  — все это психологические категории, изучаемые психологией.

Каждый ученик неповторим как индивидуальность не только в смысле анатомического строения и особенностей своих функций, но и в смысле психологических качеств. В успехе певческой деятельности, как и в обучении пению, психологические качества ученика играют решающую роль. При хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремленности в достижении цели ученик с посредственным голосом часто достигает большего успеха, чем ученик с отличными вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе. Вялый, малоинициативный, легко отвлекающийся, несобранный человек, как и малоэмоциональный, не цепкий, — вряд ли может рассчитывать на успех в вокальном деле.

Обычно в психологии рассматривают психические процессы, подразделяя их на познавательную, эмоциональную, волевую сферы.

К познавательной сфере относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, воображение. Все они важны для певца и играют свою роль в процессе его развития. Рассмотрим их.

 

Восприятие

Восприятие – целостный образ предметов и явлений, возникающих в результате синтеза ощущений. В процессе восприятия происходит выделение наиболее существенных и основных признаков предмета с одновременным отвлечением от несущественного для данной ситуации и сопоставление воспринятого с прежним опытом.

Таким образом, простейшие психические процессы — ощущения входят в состав более сложного процесса — образного, целостного восприятия действительности.

Зритель воспринимает игру актеров на сцене, педагог воспринимает пение ученика, ученик во время пения воспринимает работу своих мышц и звук, который при этом получается, и т.д. Здесь в восприятии играют роль многие ощущения, но главным образом зрительные и слуховые.

В выделении объекта восприятия большую роль играет указание педагога. Обращая внимание ученика на восприятие тех или иных особенностей звучания, тех или иных  вибрационных ощущений, того или иного мышечного чувства, мы тем самым организуем это восприятие. Только сосредоточив свое восприятие на той или иной частности в данном явлении, ученик начинает воспринимать его ясно и полно. Совершенно естественно, что во время пения у ученика всегда возникают различные ощущения, связанные с этим процессом, однако не все они воспринимаются им и не все способны осознаваться. Указание педагога позволяет выделить из этого комплекса ощущений те элементы, на которые следует обратить внимание.

Очень важно, чтобы у ученика во время пения была четко поставленная задача в смысле фиксации тех или иных ощущений. Для восприятия весьма важна задача, которую преследуют, воспринимая какое-либо явление. Так, например, для вокального педагога, обычная задача постоянно сводится прежде всего к оценке правильности работы голосового аппарата, к правильности звуковедения и звукоизвлечения. Это иногда мешает восприятию пения как художественного явления. Вокальный педагог и обычный, неискушенный слушатель по-разному воспринимает пение. В восприятии явлений огромную роль играет предыдущий опыт и восприятие в сильнейшей степени зависит от интеллекта. Музыкальный человек с развитыми музыкальными способностями и большим слуховым опытом скорее выделит в звучании голоса певца интересующие его моменты.

В сложном восприятии мы можем отдельно воспринимать те или иные ощущения в зависимости от нашего предыдущего опыта или указания педагога. Поэтому задачей педагога является привлечение внимания ученика к интересующим его ощущениям. Правильное певческое звучание воспринимается не только слухом, но и рядом других внутренних ощущений, по которым можно достичь большого совершенства работы анализа работы голосового аппарата. Между определенными качествами звучания и сопутствующими качествами звучания и сопутствующими им ощущениями устанавливаются прочные и четкие связи, по которым опытный певец точно контролирует работу голосового аппарата.

 

 

Наблюдение и наблюдательность

Под наблюдением понимается преднамеренное, планомерное восприятие какого-либо явления с целью его изучения. Обычно мы воспринимаем явление из интереса или просто в силу необходимости поскольку оно протекает вблизи или очень ярко — например, проходит поезд, идет пароход, летит самолет, громко играет музыка и т.п. В отличие этого непроизвольного восприятия, наблюдение всегда сознательно и произвольно. Оно диктуется ясно поставленной целью выявить в явлении те или иные его особенности.

В развитии наблюдательности у ученика большое значение имеет педагог. Если он будет постоянно наталкивать ученика, обращать его внимание на те или иные особенности звучания, мышечные ощущения и движения, то постепенно приучит его как к наблюдению за собой во время пения, так и к наблюдению за другими певцами.

Наблюдательность — важнейшее, необходимое качество для успеха в любой деятельности. Певец должен приучить себя к самонаблюдению и наблюдению за другими поющими. Это в сильной степени благоприятствует продвижению на сложном пути овладения певческим искусством. Надо приучить себя подмечать малейшие изменения звука, точно фиксировать, запоминать ощущения, сопровождающие пение, постоянно контролировать и сопоставлять ощущения с предыдущим опытом. Наблюдательность обязательна как для педагога, так и для ученика.

 

Внимание

Внимание в процессе жизни человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организационному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание — важная способность нашей психики, обеспечивающая успешность протекания различных психических явлений. Когда мы внимательны, то психическая деятельность протекает очень четко, направленно и с большой активностью. При внимании — любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, обобщает, и образуются прочные связи, и все хорошо запоминается. Внимание организует нашу психическую деятельность.

На уроке ученик обязан быть предельно внимательным и собранным. Все остальные мысли, отвлекающие внимание, должны быть оставлены за дверями класса. Внимание способно отвлекаться, рассеиваться. В этих условиях материал урока будет усваиваться плохо и не будет прочно фиксироваться памятью.

Заставить ученика быть внимательным и развивать его внимание — главная задача педагога. Еще К.Ушинский сказал, что педагогика — это наука о заинтересовывании. Сделав предмет интересным, мы тем самым привлекаем к нему внимание ученика, а все, к чему мы относимся со вниманием, хорошо усваивается. Например: ученик бывает невнимательным при пении упражнений, он думает лишь о произведениях или, что иногда к сожалению встречается о тех верхних звуках, которые в них есть. Для того чтобы сделать его внимательным, надо довести до его сознания, что успех верхних нот кроется в овладении элементами техники, которые даются в упражнениях. Если педагог сумеет быть убедительным — то внимание ученика сконцентрируется на упражнениях и усвоение технических элементов будет идти успешно.

Известную роль в повышении внимания на уроке играет и внешняя обстановка. Присутствие лишних людей, разговоры, отсутствие творческой атмосферы — все это не способствует собранности, концентрированности внимания. Концентрация внимания лучше удается когда мозг отдохнул, в утренние часы. Вечером, после работы, нервная система усталая и быть сосредоточенным трудно.

Большую роль в развитии внимания может сыграть активность самого ученика, который сам ищет объяснения того или иного явления.

Трудно быть долго внимательным к какому-либо единому объекту или явлению. Внимание приводит к утомлению соответствующих нервных клеток. Поэтому  следует  переключать внимание на что-либо иное, чтобы уставшие нервные клетки могли отдохнуть. После такого переключения можно опять вернуться к прежнему объекту внимания. Это позволит долго работать без утомления.

Так и на вокальном уроке, который связан с интенсивным напряжением внимания, необходимо после 10-15 минут занятий дать 3-5 минут перерыва, поговорить с учеником о чем-нибудь другом, и т.п.

Весьма важным свойством внимания является возможность распределять его при выполнении сложной деятельности между рядом объектов.

Возможность распределять внимание не является природным свойством. Она приобретается в процессе деятельности человека и имеет условно-рефлекторную природу. Чтобы распределить внимание между несколькими объектами, надо в совершенстве овладеть теми навыками, между которыми оно должно быть распределено. Только тогда, когда  пение будет в основном технически правильным,  можно перенести центр внимания на творческую деятельность. И когда навык записи лекции будет выработан, можно одновременно писать и хорошо следить за мыслью лектора.

Поэтому при начальных занятиях надо приучать ученика к сосредоточению внимания на технике пения для выработки и укрепления необходимых координаций, оставляя творческой задаче лишь небольшую его часть. На поздних этапах, когда техника пения в основном освоена, центр внимания следует перенести на выполнение творческой задачи.

К распределению внимания, как и к сосредоточению его на чем-либо одном, следует приучать ученика с первых шагов. Оба эти вида внимания совершенно необходимы для успеха в занятиях пением.

Надо быть всегда внимательным к звуку своего голоса, но одновременно надо верно выполнять ряд мышечных действий: опускать свободно челюсть, не поднимать плеч, обращать внимание на резонаторные ощущения, и т.п. Поскольку сразу распределить внимание обычно  сразу не удается, следует его известное время концентрировать на одном или двух объектах, и только тогда, когда внимание к ним станет привычным и навык выработается,- переносить его на другие.

Каждый ученик должен знать особенности своего внимания и работать над недостающими его качествами.

 

Память, ее виды и особенности

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного  опыта. Память есть у всех живых существ. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы, поведение – это не что иное, как запечатленный,  передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его производства живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим или быстро меняемся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше.
Память – это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психике, нашей психологической идентичности.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Для певца необходима отличная музыкальная и двигательная память. Каждый исполнитель хранит в памяти весь свой репертуар, воспроизведение которого занимает многие часы. Каждый обучающийся пению должен знать как общие свойства памяти, так и особенности своей собственной. Он должен развивать свою память.

Многие ученики-певцы обладают просто плохой памятью, не фиксируют точно ритм или высоту, а некоторые отличаются удивительным свойством всегда путать слова и вступления. Поэтому педагог и ученик должны выполнять основные правила, которые способствуют выработке профессиональной памяти.

Запоминание материала может быть преднамеренным и может совершаться с намерением запомнить то или иное явление. Как показывает практика, лучше запоминается то, что связано с непосредственными задачами человека, с его внутренними устремлениями, с основными линиями его жизни. Певец точно и прочно  запоминает все, что связано с певческим голосом.

Основным приемом всякого запоминания является повторение. Для того, чтобы повторение имело максимальный эффект в смысле запоминания материала, следует избегать превращать его в механическое бессознательное повторение. Важно сделать предмет запоминания интересным, привлечь к нему мышление, сознание,  заставить этим сознанием активно осмыслить запоминаемое. В вокальном произведении текст как словесный, так и музыкальный следует подвергнуть анализу и осмыслить его.

Для певца мало механически учить мелодию или запоминать слова текста. Надо найти логику произведения, понять его форму, значение частей, структуру мелодии и сопровождения, почувствовать основные изменения гармонии и ритма. Такая осмысленная обработка материала улучшает его запоминание. Следует всегда стремиться развивать в себе осмысленное запоминание, опирающееся  на многократное повторение.

Сказанное целиком относится и к запоминанию вокальной техники, т.е. запоминанию звуков и ощущений, связанных с правильным голосообразованием или голосоведением. Бессознательное, механическое распевание, пение без осмысливания технологии звукообразования, без цели запомнить звучание и воспроизвести нужные для этого движения не ведет к хорошему запоминанию.

Запоминание звучания голоса, вокально-технических движений и сопровождающих их разнообразных ощущений является необходимым для прочной фиксации вокальной технологии. Только механическое и неосмысленное, т.е. не включающее образования логических связей пение, еще не создает прочного запоминания его технологии. Надо обязательно привлекать внимание, сознание ученика и фиксации особенностей техники.

Повторение очень важно распределять во времени. Чтобы хорошо запомнить, следует ежедневно повторять материал, т.е. укреплять связи, пока они еще свежи и не подверглись угасательному торможению — забыванию. Запоминание на свежую голову, когда нервная система отдохнула, совершается значительно более успешно. В запоминании играет большую роль возможно более раннее и частое воспроизведение заучиваемого материала. Воспроизведение требует большой активности от нервной системы, и потому связи хорошо крепнут, упрочиваются при попытке воспроизвести материал.

Очень важно сразу правильно укладывать запоминаемое в память, не допуская ошибок при разборе. Разучивать произведение голосом надо сразу в верной вокальной позиции, не допуская «нащупывания» голосом, неопертого пения.

Память разных людей отличается индивидуальными особенностями. Различают 2 основных типа памяти: образный, связанный с конкретными предметами и явлениями, и логический-связанный со словом, с опосредствованным познанием мира. Память связана с профессией. Та область, которая постоянно привлекает наше внимание, вызывает развитие соответствующих анализаторов — у художников- глаза, у музыкантов-слуха т.п.

Педагог должен знать достоинства и недостатки памяти своих учеников, чтобы добиться гармонического развития обоих типов памяти с преимущественным развитием памяти той, которая нужна для данной профессии. Для певца- это слуховая память, музыкальная и двигательная, связанная с голосообразованием — вокально-двигательная память.

 

Мышление

Мышление, теснейшим образом связанное со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.
Мыслительный процесс порождает новое знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.
Иногда начиная распевать ученика, педагог тут же прекращает занятие, говоря: «тебе сегодня не следует петь, у тебя голосовой аппарат не в порядке». Педагог не видит голосового аппарата ученика, но сделал заключение о его состоянии посредством анализа звучания голоса. Такое опосредствованное познание явлений характерно для мышления.

Для вокального педагога необходимо владеть широким кругом знаний, имеющих отношение к голосу, его воспитанию, без чего нельзя успешно решать многочисленные вопросы, ежечасно ставящиеся практикой преподавания.

Педагог должен развивать в себе критическое мышление, уметь хорошо взвешивать работу своей мысли и быть осторожным в своих действиях при работе с учеником. Надо ставить перед учеником вопросы, помогать ему решать их, заставить сравнивать, сопоставлять звучания, ощущения, приучать логически мыслить, показывать, что является причиной, а что следствием и т.п. Верное взаимодействие творческого воображения и мышления — необходимые условия творческой деятельности

Бездумное пение не может привести ни к развитию артистического таланта, ни к успешному овладению ремесленными качествами голосообразования.

 

 

Воображение

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
Функции воображения:
·        Представление действительности в образах для использования их при решении творческих задач;
·        Регулирование эмоционального состояния;
·        Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, таких, как внимание, память, речь, эмоции;
·        Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами
·        Планирование и программирование деятельности, заключающееся в составлении программ, оценке их правильности и процессе реализации.
С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

Важной характеристикой воображения является то, что воображение человека выступает как отражение свойств личности человека, его психологического состояния в данный момент времени.

Воображение – особая форма психической деятельности, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В результате воображения создаются новые образы путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Особенность воображения как психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека. До сих пор нам почти ничего неизвестно о механизме воображения, в том числе и об его анатомо-физиологической основе, хотя мы много знаем о том, как воображение влияет на психические процессы и состояние, какое значение оно имеет в жизни человека.
Воображение как своеобразная форма познания действительности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего.
Воображение — особая форма психической деятельности, заключающаяся в создании новых образов, представлений и идей.

Под творческим воображением понимается создание новых образов, не подсказанных описанием или изображением и включенных в творческий процесс. Творческое воображение — непременный участник творческого процесса. Воображение всегда входит в любую деятельность. Чтобы мы ни делали, какую бы задачу  себе не ставили, мы прежде всего мысленно вообразим себе, как будет выполняться это действие или задача, а потом уже приступаем к ее реализации.

Необходимо будить в ученике воображение, не допускать пения формального, без ясных, ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить. Ученик всегда должен ясно понимать, к кому обращены слова, которые он произносит, почему он их произносит, в какой ситуации и т.п., т.е. ярко, конкретно и возможно более представить себе то, о чем он поет.

Всякая творческая фантазия требует материала для творчества. Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Знакомство с жизнью композитора, автора произведения, поэта, на текст которого написано произведение, знакомство с эпохой, в которой они жили или которую описывают,- все это обагащает исполнителя образами и видениями.

Исполнитель обязан быть всегда в музыке, быть в творческом состоянии. Музыка должна создавать в его воображении необходимые образы и состояния.

Исполнитель должен вводить в действие свое воображение с первых  тактов вступления, тогда начало пения будет верно подготовлено. Следует научить ученика перед началом пения вводить в действие воображение, не допуская пения без ясных образов, идей и мыслей.

Певец обязательно должен ясно представить себе тот образ, который ему предстоит воплотить.

Воображение необходимо при работе над вокальной техникой. Слуховое, двигательное, вокальное и другие виды воображения зависят от накопленного материала. Надо сначала вообразить себе, как будет осуществляться тот или иной вид звуковедения, атаки, опоры при том  или ином вокальном задании. Надо уметь в воображении переноситься с одного типа упражнений на другой, по рассказу или показу воображать, каковы будут ощущения и действия при той или иной задаче. На способности вообразить ощущение или звучание основаны многие педагогические приемы. По рассказу или показу педагога ученик воображает «подъем купола», «направление звука», в ту или иную  часть неба, «раскрытие глотки», пресловутое ощущение «горячей картошки во рту» и т.п., а потом воспроизводит их голосом.

Эту способность воображать и представлять себе тот или иной характер звука, в зависимости от исполнительской задачи или педагогических требований, необходимо развивать в каждом ученике. В равной мере это относится и к двигательным, вибрационным и другим представлениям, участвующим в осуществлении певческого звучания.

 

Эмоциональная сфера

Под эмоцией понимается переживание человеком своего отношения к окружающей действительности. Исполнитель-певец переживает различные чувства в своей деятельности: чувство напряжения, иногда страха перед выступлением, которое сменяется чувством разрешения, удовлетворения, радости, и т.п.

Важно так вести занятия, чтобы у ученика всегда возникали положительные эмоции. Даже тогда, когда занятия связаны со многими трудностями, неудачами, всегда следует подбадривать ученика, не давать ему огорчаться, увлекать его музыкой, никогда не показывать своего огорчения, неудовольствия, раздражения.

Эмоции ученика, возникая в результате переживания им певческого процесса, сами влияют на пение. Как и во всякой деятельности, в пении, возникающие эмоции могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на певческий процесс. Эмоции могут носить активизирующий характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его энергию и силу, а также могут иметь депрессивный —  снижающий его жизнедеятельность.

Сильным образом под влиянием эмоций меняется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в характере движений, в речи. Под влиянием эмоций в голосе меняются тембр и высота, на которой говорит человек, манера формирования слов и быстрота речи и т.п.

Нужно тренировать ученика на оживление эмоциональных состояний, не только предлагая ему при исполнении произведения вспоминать то или иное настроение, переживание, но и в упражнениях. Каждое упражнение можно исполнять с определенной эмоциональной окраской.

При исполнении произведений степень эмоционального захвата не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звукообразованию и звуковедению, нарушать основы вокальной техники с одной стороны, и нарушать общее творческое состояние, требующее хорошего действия контроля своих действий, правдивости переживаний- с другой. Она не должна приводить к действительному переживанию.

 

Волевая сфера

Под волей понимается способность сознательно, планомерно и неотступно действовать для достижения поставленных перед собою целей. Волевой человек тот, кто умеет добиться поставленной цели, несмотря ни на какие препятствия, стоящие на пути к ее достижению. Успех в любом виде деятельности связан с волей человека. Только тот достигает  успеха, кто волей умеет преодолеть препятствия, стоящие на пути к заветной цели.

Практика и история вокального искусства показывает, что настоящего профессионализма в пении достигают не столько отличные голоса, сколько люди со средними вокальными данными, но с отличными музыкальными способностями, с ярко выраженными волевыми качествами.

Именно неполноценность психологического комплекса, и в основном воли, мешает большинству обучающихся пению достигнуть выдающихся результатов.

Воля проявляется в реализации принятого решения. Важно выполнять принятые решения, поставленные задачи. Реализуя принятое решение, человек, имеющий волю, подчиняет себя целиком выполнению этой задачи. Его мысли, слова, действия — все направлено на осуществление поставленной цели. Воля проявляется в поступках и действиях человека. Простейшим проявлением воли человека является мышечное движение.

Работая в классе, ученик должен проявлять свою волю и в сосредоточении своего внимания, и в борьбе с отвлекающими обстоятельствами, и в активизации работы мышления, в напряжении памяти, обострении своих ощущений, сопровождающих пение. Ученик мышечно работает, а всякая работа мышц совершается при наличии волевого усилия.

Мышечное движение, мышечное напряжение всегда является следствием возбуждения соответствующих нервных центров и представляет собой конечное звено сложных рефлексов. Наши произвольные движения всегда отраженные, то есть являющиеся ответом на определенные раздражения.

В  пении, когда приводится в действие большой и сложный комплекс мышц голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов, требуется определенное волевое напряжение на согласованную их работу, на выполнение стереотипов. Еще большее волевое усилие приходится употреблять тогда, когда мы занимаемся совершенствованием навыков, выработкой новых, более удовлетворяющих нас по акустическому результату координаций.

Физиологически волевое усилие связано с преодолением тормозных процессов, с преодолением инертности нервной системы, с заменой или ломкой стереотипов. Например, перевод нервных центров из тормозного в деятельное состояние требует усилия воли, поэтому начало движения требует проявления воли. Когда мы меняем установившиеся движения, их характер, нам требуется волевое усилие, чтобы заменить один стереотип движения на другой. При прекращении установившегося движения надо преодолеть инертность нервной системы и проявить волевое усилие для торможения движения.

В пении таким моментом, где воля проявляется наиболее отчетливо, является его начало. Известно, что труднее всего —  начать петь. Если в занятиях воля распущена, внимание не сконцентрировано на достижении поставленной цели совершенствования вокала, — пение не будет улучшаться.

Волевой человек на уроке собран, подтянут, не отвлекается ничем. Он сконцентрирован на выполнение поставленной педагогом вокально-технической или исполнительской  задачи. Волевой ученик находит время подготовить, продумать, проанализировать, выучить все, что следует, и к следующему уроку прийти подготовленным, чтобы максимально использовать время, отведенное для него педагогом. Он умеет так подчинить все остальные жизненные задачи основной цели, что успевает выполнить все, что надо, для наилучшего и быстрого осуществления. Поэтому волевой ученик отличается дисциплинированностью и большой работоспособностью.

Ученик со слабой волей распускается, отвлекается, выпускает из внимания основную цель, не борется неотступно, последовательно, действенно за ее осуществление. На уроке такой ученик вял, не хочет активно преодолевать трудности, связанные с напряжением внимания, необходимым для развития точных мышечных движений, для выработки тонких слуховых, вибрационных и других ощущений. Он не напрягает всю свою волю, чтобы выполнять требования педагога. Он стремится получить удовольствие и не хочет преодолевать препятствия, хочет достигнуть цели при наименьших усилиях.

Таким образом, волевой ученик — это тот, кто убежден в важности и правильности поставленных перед собой целей, кто сознательно решил посвятить себя искусству, и это устойчивое решение проводит неукоснительно и планомерно, несмотря ни на какие препятствия. Он характеризуется энергией и настойчивостью в преодолении препятствий, он обладает силой воли, чтобы заставить себя выполнить принятое решение. Волевой человек — тот, кто имеет власть над собой, кто умеет удержать себя от необдуманных, неверных действий. Самообладание, решительность, сила воли, настойчивость — эти качества волевого человека, которыми должны обладать и ученик и педагог для успеха в педагогическом процессе.

Воля, как и другие психические категории, не является чем-то прирожденным. Воля приобретается в процессе жизни, в деятельности человека. Воля крепнет и развивается только в борьбе с препятствиями, но эти препятствия должны быть посильны для преодоления.

Мышечные движения — простейшее проявление воли, чтобы овладеть сложными движениями, нужно сначала овладеть простыми. Постепенное усложнение заданий, повышение трудности будет развивать волю певца в их преодолении. Непосильные задачи будут демобилизовывать ее. Поэтому подход к овладению сложными координациями, требующими большого волевого усилия для своего выполнения, должен быть всегда постепенным. Тренировка воли на преодолении малых препятствий укрепляет ее и, в конце концов, человек оказывается способным выполнить очень сложное задание, требующее большой смелости, решительности, выносливости.

 

Таким образом, суммируя все вышесказанное:

Психология — наука о субъективном мире человека. Каждый ученик индивидуален по своему психологическому комплексу, который определяет успех в вокальном искусстве. Педагог  должен быть психологом, должен воспитывать нужные качества личности ученика. Внутренний мир принято делить на познавательную, эмоциональную, волевую сферы. Познание начинается с ощущения — простейшего психического процесса, который отражает в нашем сознании отдельные свойства явлений и предметов. На основе различных ощущений предметы и явления воспринимаются сознанием  в виде целостного образа. В восприятии участвует и мышление, выделяя нужные части, сопоставляя, сравнивая воспринимаемое с прошлым опытом. В процессе деятельности развиваются специализированные восприятия: чувство опоры, чувство звука. Педагог и ученик должны развивать в себе наблюдательность, в процессе развития голоса и творческой деятельности. Умение быть внимательным — залог успеха освоения любой деятельности. Надо тренировать внимание, заставляя его произвольно сосредоточиваться.

Для певческой деятельности необходима хорошая память, так как певцу надо держать в памяти репертуар, все техническое умение, нужные певческие ощущения. Надо развивать свою память, заставляя себя запоминать, удерживать в памяти, воспроизводить запоминаемое. Знать материал — значит верно его воспроизводить.

Вокальный педагог должен представлять себе, как будет происходить развитие ученика, воображать его будущий голос и т.п. Развитию воображения надо постоянно уделять внимание на занятиях с учеником.

Урок надо вести так, чтобы у ученика возникали положительные эмоции. Эмоциональность учеников бывает различной, и это надо учитывать в педагогическом процессе. Исполнение всегда должно быть окрашено яркой эмоциональностью, поэтому необходимо развивать эмоциональность малоэмоциональных учеников.

Воля — умение планомерно действовать для достижения поставленных себе целей — определяет успех в любом деле. Волевой человек умеет преодолевать все препятствия на пути к цели. Для выполнения волевого акта цель должна быть ясно осознана и определяться необходимыми мотивами. Для обучения пению необходима большая воля. Волю можно выработать, постоянно тренируя ее, не отступая от выполнения поставленных себе целей.

 

Пение, если сказать коротко, — это выражение души, душевных порывов  голосом и телом.

Также певец должен быть искателем, обладать определенным чертами характера — смелостью, выдержкой, целеустремленностью, психологической гибкостью, выносливостью, психологической устойчивостью и т.д.

Психология — это наука о душе.

Но если вернуться к пению, то каждый вспомнит родину бельканто — Италию. И об особенности в воспитании детей в Италии Беньямино Джильи в своей книге «Я не хотел бы жить в тени Карузо» говорит на первых же страницах:«В Италии вообще не принято растить детей скромными и молчаливыми. Их не учат скрывать свои чувства и сдерживать душевные порывы. Напротив, детей раньше обычного побуждают (и это делают даже те родители, которые никогда не читали книг по детской психологии) свободно и откровенно выражать свои чувства, раскрывать душу. Делиться всем, будь то плохое или хорошее. Потому что если это хорошее, то зачем подавлять его или прятать? А если плохое, то от него тогда легче избавиться. Ведь плохое может оказаться опасным ядом, и его надо удалять, как гной из нарыва. Во всяком случае, любая возможность так или иначе отвести душу всегда на пользу человеку. Это своего рода предохранительный клапан в нервной системе. Умение отводить душу, приобретаемое еще в детстве, становится у нас, итальянцев, нашей второй натурой. Мы можем взрываться от гнева, вспыхивая от радости, гореть от  возбуждения, но как только начинаем кричать или петь, сразу же успокаиваемся».

На мой взгляд — это цитата лучше говорит и воспитании и о свойстве характера, и о психологии в целом.

Пение, таким образом, является одним из действенным методом психологии.И еще также можно  пение назвать и методом телесно-ориентированной психотерапии, так как при пении происходит освобождение не только души от блоков, но и телесных зажимов. Лаури-Вольпи в своей автобиографической книге  «L’equivoco» говорит: «Дать свободу своему голосу, не запирая его в грудной клетке, освободить его из плена искусственно подавленного дыхания — это значит также освободить сердце и ум».

И закончить хочется высказыванием Карузо о том, что для того, чтобы стать певцом, «нужно иметь широкую грудь, большое горло, отличную память, ум,   уйму работы и… кое-что в сердце»!

Список использованной литературы:

1.     «Анализ современного урока»/ сост. С:В.Кульневич. – М.: Просвещение, 2003.

2.     Баймульдина Ж. «Как овладеть голосом»: Краткое пособие по воспитанию профессионального певческого голоса: — Алма —  ата: «Өнер», 1990. ISBN 5-89840-148-2.

3.     Дмитриев «Основы вокальной методики», «Музыка», 1968.

4.     Кульневич, С.В. Иванченко В.Н. «Дополнительное образование детей: методическая служба». Практическое пособие для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей, методистови специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений. – Ростов – н-Д: изд-во «Учитель» , 2005. – ISBN 5-87259-296-5.

5.     Левидов И.И. « Певческий голос в здоровом и больном состоянии»,. 1939

6.     «Мир вокального искусства». 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации/ авт. — сост. Г.А.Суязова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 138 с. ISBN 978-5-7057-1412-4.

7.     «Музыкально-эстетическое воспитание»: пособие для учителя. +- М.:Просвещение, 2000. – 207. – ISBN 5-09-002774-9.

8.     Попов В. «Методика музыкального воспитания». – М.: Музыка, 1990.

9.     Способин И.В. «Элементарная теория музыки». – М.: изд-во «Музыка», 1993.

10.                                            «Справочник музыкального руководителя», 2013. – ISSN 2304-2850.

11.                                           «Cлушание музыкальных произведений по программе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста»: Учебно-методическое пособие./Сост. Т.А.Максяткина. – Кокшетау: Келешек-2030, 2011.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.