Почему мы перестали читать и любить науку?


Гридяева Александра Николаевна
студент группы 2 НО ( специальность « Начальное образование» Павлодарский гуманитарно- педагогический колледж
Руководитель: Титова Галина Александровна

                                                                                 «Занятия с книгами – юность питают,

                                                                старость увеселяют, счастье украшают,

                                                      в несчастии доставляют убежище и утешение,

                                                                 дома радуют, вне дома не мешают…»

                                                                             Марк Тулий Цицерон

В последние несколько лет бумажные книги вытесняются электронными, люди стали все реже уделять внимание своему интеллектуальному развитию, чтению. В автобусах, метро, маршрутных такси, трамваях уже не увидишь девушку, которая, зачитавшись, пропустит остановку, парня, спешащего с грудой учебников в руках к началу занятий. Все чаще можно увидеть молодого человека, уткнувшегося в экран мобильного телефона, увлеченно разыскивающего что-то в социальных сетях.

Красивые строчки из книг, трогающие души, заменили фразы из популярных клипов и телешоу, телесериалов. Объемные фолианты, пропахшие историей и книжной пылью, уступили место небольшим произведениям на несколько страниц, которые зачастую не обременены глубокой мыслью. Школьники читают книги в сокращенном варианте, где описываются лишь основные события.

Из литературы медленно, но верно исчезает эмоциональность, духовность, что сильно отображается и на обществе. Эти высокие моральные качества  исчезают из общества вслед за литературой.

Почему, по какой причине это  происходит? В постоянной круговерти серых будней людям некогда сесть в библиотеке или дома и прочитать две-три главы интересного произведения. Некогда остановиться и подумать даже над тем, кто такой человек на самом деле, в чем смысл его жизни и какое предназначение уготовано ему на этой бренной земле.

Но ведь у людей есть же время на социальные сети, игры и разного рода развлечения! Почему нет времени на чтение книг?  Потому что сидеть за компьютером проще.  Книги же  заставляют человека думать, сопереживать героям, анализировать и давать оценки их поступкам.

При работе с компьютером  человек утопает в море полученной информации, ему легче выбрать то, что сильнее манит, поэтому сознание как бы отключается от реального  мира, уводит  в виртуальный  мир, где нет проблем, где можно почувствовать себя героем, где все получается так, как тебе хочется. И это уже является проблемой человечества.

Однако важно понимать, что все эти проблемы идут из детства. В двадцать первом веке внимание детей все больше приковано к телевидению, компьютеру, смартфонам и планшетам, а не к литературе.

Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение — это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывание  букв в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. И наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус — ребенок получает возможность играть. Читая, он получает  часто только моральное поощрение  от взрослых. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что, читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций.

Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что у взрослого, который все свое свободное время отдает компьютеру, вырастет читающий ребенок.

Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.

Необходимо понимать, что через чтение книг прививается интерес к наукам. Прочитав хороший исторический роман, всегда хочется самому убедиться в достоверности событий, описанных в книге. После захватывающей дух фантастики – углубиться в чтение научно-популярных статей или разузнать о новых научных открытиях в области техники, механики, генетики. Мир фэнтэзи погружает в необычайную сказку, где собраны мифы и легенды разных народов. Стихотворения, пьесы, романы, рассказы дают возможность увидеть красоту природы, понять жизнь, научиться сопереживать. Когда человек читает, он дает новую жизнь записанным словам – они преображаются в его воображении. Несмотря на все достижения современной техники, чтение осталось лучшим способом для обучения, пополнения запаса знаний.

Не стоит забывать, что   художественная литература  имеет  большую познавательную  силу  и играет немаловажную роль  в воспитании культурного человека.

При очевидных отличиях науки от художественного творчества можно найти и много общих черт.  Лукреций, не находя более убедительной формы, пишет научный трактат в стихах.

Однако со временем отношение поменялось к науке точно так же, как и к литературе. Наука расширяет возможности человека, но, тем не менее, устанавливает их границы, открывая фундаментальные законы природы.

По всей видимости, именно эти факторы повлияли на то, что интерес к чтению в настоящее время снижается,  и это не вызывает оптимизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *