«Важность психологических знаний в деятельности воспитателя»


Каплий Наталья Юрьевна
воспитатель высшей квалификации второй категории Карагандинская область г.Сатпаев КГКП ясли – сад №29«Балдәурен»

Целью всякого воспитания должно быть

создание деятельной личности

в лучших идеалах общественной жизни,

в идеалах истины, добра и красоты.

В. М. Бехтерев.

 

Современный воспитатель особенно нуждается в психологических знаниях. К. Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне – нужно его изучать. А правильно изучать своих воспитанников педагог сможет, лишь глубоко зная общие закономерности развития ребёнка, психологические закономерности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей.

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция воспитателя складывается из общих и специальных знаний. Общие знания  характеризуют мировоззрение и общую культуру воспитателя.

Недостаточно, чтобы воспитатель знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он  наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться  одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки.

М. И. Постникова (1993) выявила следующие функции психологических знаний для педагогов:
1) они являются важным условием педагогической деятельности;
2) лежат в основе глубокого и всестороннего анализа эффективности используемых педагогом форм и методов работы с учащимися;
3) помогают педагогу видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся;
4) помогают педагогу выявлять те реальные трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе усвоения им учебного материала;
5) помогают педагогу в построении взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам.

Педагогу следует всегда помнить  слова известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — «надо знать обо всем понемногу и все о немногом».

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с коллегами. Очень  важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих воспитанников — их характера, способностей, склонностей. К. Д. Ушинский говорил: для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Ценны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.

Воспитателю  в современных условиях жизни  надо научиться слушать, а главное – слышать каждого ребенка, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, уметь влиять на эту направленность.

Конечно, основные психологические знания специалист получает, изучая курс психологии во время обучения в педагогическом учебном заведении. Но, как показывает практика работы воспитателей, этого бывает недостаточно. С началом трудовой деятельности педагог сталкивается с тем, что кроме разработок своих занятий нужна разнообразная дополнительная психологическая литература, чтобы углубить свои знания, психологически осмыслить свой опыт.

На современном этапе работа в ясли-саду немыслима без диагностики. Умение в своей деятельности опираться на данные психодиагностики повышают качество обучения, воспитания и  улучшают эффективность труда воспитателя. Чтобы учить и воспитывать, а также оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Эти знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики. Педагог в своих действиях должен исходить не столько из субъективного мнения или интуиции, сколько из анализа объективной и всесторонней информации, полученной в ходе психодиагностики.

Психодиагностическая деятельность является основой педагогической профессии, так как для воспитания и развития личности и индивидуальности, надо, прежде всего, уметь их изучать. Реализуя психодиагностическую деятельность, воспитатель не должен ограничиваться только характеристикой знаний воспитанников, изолированных психических процессов и свойств личности, а должен уметь соединить воедино все проявления ребенка, увидеть между ними причинно-следственные отношения и наметить пути коррекции и развития.

Проблема развития профессиональной психологической компетентности педагога является одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих дальнейшего осмысления ряда психологических феноменов, составляющих ее содержание.

Вместе с тем, в современной психологической литературе отсутствует четкое определение психологической компетентности, неоднозначно определяются ее составляющие, что затрудняет поиск системы адекватных способов ее формирования и развития.

Совокупность теоретического и эмпирического знания, представленного в современной психологии, позволяет сконструировать концептуально новую систему психологической подготовки специалиста. В этом случае успешность педагогической деятельности становится полностью зависимой от уровня овладения будущим воспитателем психологической информацией и способами ее использования в практике профессионального поведения.

Психологический аспект подготовки воспитателя предполагает, прежде всего, определенную психологическую готовность к изменению сложившихся стандартов в ведении занятий, к пониманию особенностей психологических аспектов общения. Психологическая подготовка включает владение основными умениями, связанными с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса.

Обозначенный круг вопросов достаточно широко представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Но и до настоящего времени тенденции демократизации и гуманизации обучения и воспитания требуют расширения и конкретизации психологической подготовки специалиста в педагогическом учебном заведении, формирования специфики профессионального становления, особенностей его профессионально – психологической подготовки и психологической компетентности. Все это приводит к тому, что проблема личности увоспитателя как субъекта педагогической деятельности, психологически компетентного и способного к саморазвитию, занимает центральное место в педагогической психологии.

 

Литература:

 

1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. – 420 с.

3. Гальперин П.Я., Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий .М.: Сфера, 1968. – 320 с.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003

5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М, 1997. – 210 с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. Учебное пособие – М.: Просвещение, 1995. – 195 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *