Разработка урока русского языка в 5 классе «Падежные окончания имён существительных»


Клабукова Людмила Владимировна

учитель русского языка Подгорненская средняя школа  Жаксынского района Акмолинской области

Цель:

·         обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён

·         существительных трёх склонений.

·         Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

·         Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:  картина “Лес”, ромашка с лепестками, карточки, рисунки “ключей»

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок,
Постарайтесь всё понять,
Будем правильно писать.

Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “ Падежные  окончания имён существительных 1-3 склонений .»

Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.

У нас на уроке присутствуют гости и жюри из учителей нашей школы. Жюри предстоит выявить знатоков нашей темы и в конце урока назвать их имена.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания

На доске.
Нам нужно отгадать ключевое слово.

1.     Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;

2.     Безударная гласная в словах: земля, лесок;

3.     Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;

4.     Безударная гласная в словах: река, печёт;

5.     13-я буква алфавита;

6.     6-я буква алфавита;

7.     Парная согласная букве з;

8.     Безударная гласная в словах: окно, вода;

9.     Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.

Мы с вами собрали слово: перелесок.

·         Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).

·         Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).

·         Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.

·         Какие слова вы записали? (Имена существительные).

·         Докажите. (Они отвечают на вопрос “Что?”).

III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

1) Что это? Лес. (На картинке).

– Подобрать однокоренные слова к слову лес и разобрать по составу.

Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

2) Морфологический разбор.

Исследуем слово как часть речи.

Лесок – им. сущ., лесок, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.П., ед. ч., подлежащее.

3) Задания – загадки.

– Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).

В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.

Первая загадка

Игра “Во всех падежах”

Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов – сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа, ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу,
Лапой – хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” – парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

– Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.

Вторая загадка

А теперь поработаем все вместе на карточках.

– Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая – окончание).

– Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).

– Допишите падежные окончания имён существительных и сдайте жюри.

Третья загадка

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).

– Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).

– Что это? (Ключ – рисунок).

– Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ – родник, ключ – шифр, расшифровка).

– Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом – ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово – шифр).

– Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

1 скл. – вода, земля.

2 скл. – окно, конь.

3 скл. – печь, степь.

– Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Четвёртая загадка

Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).

Хожу по тропинке – 1 скл., Д.П., по воде;

добежал до черёмухи – 1 скл., Р.П., до воды;

появилось на тополе – 2 скл., П.П., на коне;

написал о лесе – 2 скл., П.П., о коне;

подошёл к ветке – 1 скл., Д.П., к воде.

Физкультминутка

Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, – приседаете, если с безударным, – делаете наклон вперёд.

Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе – (6 слов).

Пятая загадка

– А сейчас работа с перфокартами. (Каждому ученику выдаётся перфокарта с разными существительными. Они должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание).

Шестая загадка

– Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

13, 6, 19 – 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

Лес – наше богатство.

– Объясните смысл предложения. Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес – прекрасное место отдыха.

Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.

Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

(Один ученик у доски, остальные – в тетрадях).

– Как определить падеж существительного в предложении?

Седьмая загадка.

“Седьмой лишний” (игра)

– Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение – просьбу.

на солнц… о волк…

около тропинк… о белк…

к рек… лес

до рощ… к лис…

в чащ… о медвед…

по дорожк… о зайц…

– В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные – имена существительные.

– Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные – дикие животные.

– Получилось предложение “Берегите лес!”

– Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

– Не ломать ветки деревьев.

– Не жечь костры в лесу и не мусорить.

– Не разорять гнёзда птиц.

– Не бросать мусор в водоёмы.

(Плакат “Будь природе другом”)

Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.

Восьмая загадка

Дифференцированное задание

На столах у вас лежат карточки по уровням.

1й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

1.     тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;

2.     висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

3.     белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

4.     недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

5.     трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

3й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини – сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

IY. Обобщение по теме

Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы – молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)

Как называется цветок?

Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 25. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и дают ответ).

1.     Что называется именем существительным?

2.     Как изменяется имя существительное?

3.     Что значит склонение?

4.     Какие существительные относятся к 1, 2, 3 – му склонениям?

5.     Как проверить безударное окончание имён существительных?

6.     Как определить падеж существительных в предложении?

7.     Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

Y. Итог урока

А сейчас слово жюри. Жюри подводит итог смотра знаний, называет знатоков темы, вручает медали.

Оценки за урок.

YI. Домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *