НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ, ПОМОГАЮЩИХ СТУДЕНТАМ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ
Шоматаева Сая Нуржановна
преподаватель физики и математики “Современный гуманитарно – технический колледж”
В настоящее время взгляд на процесс обучения значительно изменился ,по этому на занятиях я постоянно занимаюсь поиском новых форм и методов, которые помогают полно и правильно помогали решать задачи, ставящие преподавателями перед студентами .В своем докладе хочу сделать акцент на предметах математики и физики. На занятиях по данным предметом я постоянно говорю о том, что главной задачей является повышение качества образования у студентов. И чем глубже я развиваю этот процесс на занятиях, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости , равно оптимальной для каждого студента. Сейчас наше общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
На уроках математики и физики я в своей педагогической деятельности стараюсь применять проблемно поисковые методы. Проблемно-поисковый метод в обучении — такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на занятии, возбуждение у студентов познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования. Как я поняла в главной задачей в современных условиях является индивидуальный подход, к каждому студенту в отдельности, что помогает им в развитий творческих способностей. Вместе с тем в процессе обучения они , к сожалению сталкиваются с проблемой, которая состоит в том, что побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, под силу не каждому студенту. Не секрет, что в последние годы наблюдается снижение интереса студентов к изучению предметов, в том числе физики и математики.
Чтобы студенты не были равнодушны, и учеба не становилась тяжелой повинностью, я на своих занятиях стараюсь решать более простые задачи, например , задает вопросы типа : как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? и.т.п. Практика показала, что познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций. «Развитие познавательной активности учащихся через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях математики» определяются следующим образом: полученные результаты в значительной степени расширяют их представления о процессах активизации познавательной активности. А при традиционном подходе к образованию труднее воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. В арсенале современного обучения предполагается использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт каждого студента. При этом, на мой взгляд, перед мною встает новые задачи ,такие как :
– создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы
– стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п;
– использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
– оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;
– поощрение стремления студентов находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
-создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения студента.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковый метод. Главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, ориентация на развитие самостоятельного критического мышления. Проблема — это интеллектуальное затруднение человека , возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом .Возникшее затруднение побуждает студентов искать способ объяснения или способ действия. И здесь можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности :
– восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации. В данном случае они знакомятся с ситуацией, анализируют их.
– пытаются создать свои возможные действия по разрешению той или иной проблема. Подобные действия способствует развитию интеллектуальных способности обучающихся. Проблемно поисковый метод – одна из форм активизации студентов, это целая система развития в процессе обучения. В основе этой системы лежит проблема, которая должна быть решена, что способствует привлечению студентов к активному участию в ее разрешении. При использовании проблемно-поисковых методов обучения на занятиях физики и математики я часто использую следующие приемы:
– создаю проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагаю задачу и другие задания);
– организовывает коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждаю правильность выводов;
Проблемно-поисковые упражнения применяются в основном с учетом знаний каждого студента. Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские практические работы, в ходе которых я , например, самостоятельно выясняю закон бинома Ньютона, законы построения тригонометрических функций и др. В процессе использования проблемно- поискового метода следует отметить и определенное трудности . «Проблемным» являются не только те занятия на которых студенты сталкиваются с трудностью, но и даже с некоторой растерянностью и потери уверенности свои силы. Например, когда трудность посильна, даже очень слабые студенты хотят преодолеть ее без посторонней помощи. И наоборот, часто повторяющиеся неудачи у самых способных студентов вызывают разочарование в учебе, вместо упорства и настойчивости формируется вялость мышления. Проблемная ситуация возникает не в результате какой-то особой сложности задачи, а на основе определенных отношений между возможностями студента и требованиями условия задачи. Не мало важное значение играет вопросы которые заданное мною на занятиях математики и физики ставит перед студентами примерно следующие вопросы: «Как это объяснить?”, «Как будет выглядеть условие задачи, если изменить условия вопроса», «Можно ли предсказать результаты задачи?” и др.При этом используются , различные средства наглядного обучения. Не мало важное значения имеет для студентов к поиску правильных выводов играет четко и правильно поставленного вопросы. Так студенты первого курса специальности Геодезия и картография первые дни занятии по математике физике затруднялись в ответах на поставленные мною вопросами при изучении нового материала. Я считаю, что студентам на первых парах нужно предлагать такие задания , с которыми они справятся и это принесет для них удовлетворение.
В заключение хочу отметить то, что проблемно-поисковые занятия очень эффективны и нам студентам нравятся. Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому занятию надо тщательно готовится, продумывать заранее , какие проблемные ситуации, могут возникнуть при изучении учебного материала. Пути решения проблемных ситуаций более эффективны только через личностно-деятельный подход студентов
Литература:
- Богомолов Н. В. Сборник задач по математике: Учеб. пособие — 6-е издание, — М.: Дрофа, 2010. Среднее профессиональное образование.
- Пехлецкий И. Д. Математика: Учебник. — 6-е издание,— М.: ИЦ Академия. 2010. — Серия: Среднее профессиональное образование.
3.Математика: Учеб. пособие / В. С. Михеев и др.; под ред. В. М. Демина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — Серия: Среднее профессиональное образование.
- Филимонова Е. В. Математика: Учеб. пособие. — 4-е издание дополнен. и переработан. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. Среднее профессиональное образование.
5.Интернет — ресурс: Википедия.