НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ, ПОМОГАЮЩИХ СТУДЕНТАМ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ


Шоматаева Сая Нуржановна

преподаватель физики и математики “Современный гуманитарно – технический колледж”

В настоящее  время   взгляд на процесс обучения значительно изменился ,по этому на занятиях я постоянно занимаюсь поиском новых форм и методов, которые  помогают полно и правильно помогали решать задачи, ставящие преподавателями перед студентами .В своем докладе хочу сделать акцент на предметах математики и физики. На занятиях по данным предметом я  постоянно говорю о том, что  главной  задачей является повышение качества образования у студентов. И чем глубже  я  развиваю   этот процесс на занятиях, тем более явно выступают индивидуальные различия  обучаемости , равно оптимальной для каждого студента. Сейчас наше общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
На уроках математики и физики я в своей педагогической деятельности стараюсь применять проблемно поисковые методы.  Проблемно-поисковый метод в обучении — такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на занятии, возбуждение у   студентов познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования. Как я поняла  в главной  задачей в    современных условиях является индивидуальный подход, к каждому студенту в отдельности,  что помогает им  в развитий творческих способностей. Вместе с тем в процессе обучения  они , к сожалению  сталкиваются  с проблемой, которая  состоит в том, что побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, под силу не каждому студенту. Не секрет, что  в  последние годы наблюдается снижение интереса студентов к изучению предметов, в том числе физики и математики.

Чтобы студенты не были  равнодушны,  и учеба  не становилась тяжелой повинностью, я на своих занятиях стараюсь решать более простые задачи, например , задает вопросы типа :  как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? и.т.п. Практика показала, что познавательная активность студентов на занятиях будет более активной, если учебный процесс будет построен на ситуациях проблемно-поискового характера; преподавателем будут использованы интерактивные методы обучения: дискуссия, исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций. «Развитие познавательной активности учащихся через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях математики» определяются следующим образом: полученные результаты в значительной степени  расширяют их представления о процессах активизации познавательной активности. А при традиционном подходе к образованию труднее  воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. В арсенале современного обучения  предполагается  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт каждого  студента. При этом, на мой взгляд, перед мною  встает новые задачи ,такие как :

– создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе   группы
– стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения  заданий  без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п;

– использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студентам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

–  оценка деятельности студентов не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

– поощрение стремления студентов находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других студентов в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

-создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения студента.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковый метод. Главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, ориентация на развитие самостоятельного критического мышления. Проблема — это интеллектуальное затруднение человека  ,  возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом .Возникшее затруднение побуждает   студентов  искать  способ объяснения или способ действия. И здесь можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности :

– восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации. В данном случае они знакомятся  с ситуацией, анализируют их.

–  пытаются создать свои возможные действия по разрешению той или иной проблема. Подобные действия способствует развитию интеллектуальных способности обучающихся. Проблемно поисковый метод –  одна из форм активизации студентов, это целая система развития в процессе обучения. В основе этой системы лежит проблема, которая должна быть решена, что способствует  привлечению студентов к активному участию в ее разрешении. При использовании проблемно-поисковых методов обучения  на занятиях физики и математики я часто использую  следующие приемы:

– создаю  проблемную ситуацию (ставит  вопросы, предлагаю задачу и другие задания);

– организовывает коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждаю правильность выводов;

Проблемно-поисковые упражнения применяются в основном  с учетом знаний каждого студента. Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские практические работы, в ходе которых я , например, самостоятельно выясняю закон бинома Ньютона, законы построения тригонометрических функций и др. В процессе использования проблемно- поискового метода  следует отметить и определенное трудности . «Проблемным» являются не только те занятия на которых  студенты сталкиваются  с трудностью, но и даже с некоторой растерянностью и потери  уверенности свои силы. Например, когда трудность посильна, даже очень слабые студенты хотят преодолеть ее без посторонней помощи. И наоборот, часто повторяющиеся неудачи у самых способных студентов вызывают разочарование в учебе, вместо упорства и настойчивости формируется вялость мышления. Проблемная ситуация возникает не в результате какой-то особой сложности задачи, а на основе определенных отношений между возможностями студента и требованиями условия задачи. Не мало  важное значение играет  вопросы  которые заданное мною  на занятиях математики и физики ставит перед  студентами примерно следующие  вопросы: «Как это объяснить?”, «Как будет выглядеть условие задачи, если изменить условия вопроса», «Можно ли предсказать результаты задачи?” и др.При этом  используются , различные средства наглядного обучения. Не мало важное значения имеет  для студентов к поиску правильных выводов играет четко и правильно поставленного вопросы. Так  студенты первого курса специальности  Геодезия и картография первые дни занятии по математике физике   затруднялись в ответах на  поставленные мною вопросами   при изучении нового материала. Я считаю,  что студентам на первых парах  нужно предлагать такие  задания , с которыми они справятся и это принесет для них  удовлетворение.

В заключение хочу отметить то, что проблемно-поисковые занятия очень эффективны и нам  студентам нравятся. Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому занятию надо тщательно готовится,  продумывать заранее , какие проблемные ситуации, могут возникнуть при изучении учебного материала. Пути решения проблемных ситуаций более эффективны только  через личностно-деятельный подход студентов

Литература:

  1. Богомолов Н. В. Сборник задач по математике: Учеб. пособие — 6-е издание, — М.: Дрофа, 2010.  Среднее профессиональное образование.
  2. Пехлецкий И. Д. Математика: Учебник. — 6-е издание,— М.: ИЦ Академия. 2010. — Серия: Среднее профессиональное образование.

3.Математика: Учеб. пособие / В. С. Михеев и др.; под ред. В. М. Демина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009.  — Серия: Среднее профессиональное образование.

  1. Филимонова Е. В. Математика: Учеб. пособие. — 4-е издание дополнен. и переработан. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. Среднее профессиональное образование.

5.Интернет — ресурс: Википедия.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *