Конспект контрольно-учётного занятия по математике
Чугайнова Надежда Владимировна
воспитатель город Актау, ГГКП “Алтын- бесік” № 22
Цели:
-способствовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитанию общечеловеческих качеств, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мәңгілік Ел» ,воспитывать уважение к людям через изучение народных сказок,пословиц, учащими быть мужественными и сильными,добрыми и великодушными,заботливыми и милосердными
-проверить знания по математике:близко,далеко,длинный,короткий,много,один,цвет,счёт порядковый и количественный,части суток,геометрические фигуры,меньше и больше по условной мерке,ориентирование в пространстве.
Предварительная работа:знакомство с казахскими народными играми,сказками: «Шуба», «Лиса и коза»,народными казахскими героями сказок,пословицами про родину,ум,гостеприимство.
Оборудование и материалы : магнитограф,расписанный под пейзаж казахской степи;картинки с изображением героев сказки «Три сестры»,счётный материал по сюжету сказки,индивидуальный материал по дидактическим играм;музыкальное сопровождение к действиям сказки.
Словарная работа : прекрасным ,сердце гордое пронзая.
Билингвальный компонет : Сәлеметсізбе! Карашаш, Ботагоз,Жаркынай, дастархан, алга.
1 этап деятельности: мотивационно-побудительный
Сюрпризный момент: (воспитатель приглашает на занятие и заинтересовывает детей под музыкальное сопровождение казахской народной мелодии)
Воспитатель
Здравствуйте ребята! Сәлеметсізбе!
Рассмотрите обстановку вы скорей везде.
Математикой сейчас, мы будем заниматься:
Сравнивать, считать, будем все стараться!
В путь пускаться нам пора!
Ведь Царица Математика сказку позвала!
(под музыкальное сопровождение дети рассаживаются)
2 этап деятельности: организационно-поисковый
(воспитатель рассказывает и выставляет героев по сюжету на магнитограф)
Давным – давно в одной стране
В какой стране мы живём? ( Казахстан)
Жил хан Абылай, красавиц молодой
Про сколько ханов говорится? ( про одного)
И чтоб найти себе невесту,
Решил объехать ханство он .
Однажды вечером, уставщий, от дороги
По какой дороге он ехал? Длинной или короткой? (длинной)
Увидел юрты он вдали
Сколько хан увидел в дали? (три)
Среди моря и травы, вблизи,
Сколько юрт, вблизи, хан увидел? (две)
Красавицы жили-…..
Сколько девушек? (три)
Карашаш, Ботагоз,Жаркынай.
Так девушек звали, не забывай.
Какого цвета платье у старшей,средней,младшей? ( называют)
Услышав голоса, хан слез с коня
И сам. того не зная,
Прекрасным , сердце гордое пронзая.
Но вот неведомая сила,
Его держала в тёмных камышах,
Сколько камышей ? ( 5)
А речь красавиц так к себе манила,
Казалось, сделай только один шаг.
Поставьте фишку на ту цифру, сколько шагов сделал хан.
Сколько шагов ?(1) А если хан сделает 2 шага?(2)..3 шага(3)..4 шага (4)
5 шагов ?(5)
Карашаш !
Коль понравишься ты хану,
Чтоб ты сделала , старшая сестра?
Я б ковёр бы хану соткала.
Чтоб на троне он сидел,
И все сутки в мои глаза глядел!
Какие части суток знаете? Покажите карточку и назовите. (поднимают по указанию воспитателя. Порядок меняется несколько раз)
Ботагоз, средняя сестра !
Расскажи ка и ты все тайны, для меня
Какая Ботагоз по счёту? (вторая)Карашаш?(первая)Жаркынай(третья)
Я б устроила бы той
Угостила б всех халвой!
А ты ,чтоб сделала бы Жаркынай,
Ну ка быстро отвечай!
Мудрость казахского народа
Хану показала б я .
Проговорила слова Жаркынай ,
Как в юрту зашёл хан Абылай.
Он был, конечно, поражён,
Красотою трёх сестёр.
Осмотрелся ,и начал разговор.
Что он увидел в центе на полу юрты?( казан с очагом)
За очагом с казаном, что находится ? (дастархан)
Над дастарханом ,что висит ? ( ковёр с орнаментом)
Справа и слева от ковра( сундуки).По сколько их ?(по два)
Где больше? (поровну, одинаковое количество)
На какие геометрические фигуры похожи предметы?( круг-дастархан,очаг, прямоугольник –ковёр,сундуки.)
Как услышал я ваш разговор,
Он понравился мне с тех пор!
Приглашаю вас во дворец , и мне нужно,
Посмотреть, как выполните обещания дружно!
Хан ускакал во дворец
И красавицы за ним
Собрались вслед.
Как добрались до дворца,
Стали исполнять свои слова!
Дидактическая игра «Найди коврик»
Карашаш
Нитью вышила ковёр
Геометрический узор
По углам по клеточке
В каждой есть по веточке
В центре круг как дастархан
Будет рад великий хан
Коврик спрятался куда-то
Коврик спрятался и ждёт.
Угадайте ка ребята
Ну ка кто его найдёт?
Дети среди нескольких ковриков находят нужный по описанию и показывают его , называют его порядковый счёт, по указанной на обороте цифре.
На разминку вы скорей вставайте,
И движения человечков выполняйте
Алга , ребята, все вперёд,
Повеселим мы все народ !
Физкультурная минутка по образцу схем упражнений под казахскую мелодию.
Дидактическая игра «Дастархан»
Вот и очередь моя!
Ботагоз ,произнесла.
Ребята проходят к дастархану, накрытому по заданной теме.
Накрыла щедро дастархан
Чтоб видел Великий хан.!
Земли казахской гостеприимство
Народа дружбу и единство.
Вот мёд, щербет, изюм, орехи,
Хану , хочу понравиться я навеки.
Баурсаки я ,решив испечь
Поставила тесто, затопила печь.
А сколько печь ,я, позабыла,
Но печь уже я сильно протопила!
Нужно сладости сравнить,
Баурсаки положить,
Ребята, сколько пиал со сладостями? (4)
Чего больше ? Чего меньше?
(орехов больше, чем изюма; изюма меньше ,чем щербета)
Нужно поставить блюдо с баурсаками, в котором много или в котором один. Почему?
(много народа надо угостить – много баурсаков надо испечь)
Дидактическая игр «Мудрость народа»
Мудрость народа велика,
Жаркынай произнесла.
«Красна птица опереньем, а человек- ученьем»
Как вы это понимаете? Объясните! (это про ум)
«Не беда, если стол беден, покажи гостью, как богата твоя душа»
А как это понимаете? Про что эта пословица? (про гостеприимство казахского народа)
«Родная земля-золотая колыбель» ( о Родине)
Теперь внимательней слушайте
И не отвлекайтесь.
Загадаю я загадки,
Отгадайте , вы ребятки.
«Кто ни в жару. ни в стужу, не снимает шубу?
(овечка)
«Казах без него, как человек без воды »
(конь)
«Двое караулят, четверо спят, один тесто месит»
(верблюд)
Дидактические игры «Кто спрятался?», «Кто ниже, выше?», «Между»
(Дети отвечают на вопросы воспитателя.)
Сказку вы слушали дружно,
И математикой заниматься не сложно!
Это очень интересно,
И это вам уже известно!
Будут все стараться,
Трудностей нельзя бояться!
Всё у вас получится,
И каждый из вас научится!
3 этап деятельности : рефлексивно-корригирующий
(Воспитатель подводит итог, поощряет детей )
Рефлексия .
Воспитатель предлагает детям взять жетон определённого цвета, обозначив свою успешность на занятии .
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: движения по ориентированию в пространстве, согласно схемам; отвечают на простые вопросы.
Понимают : что такое порядковый и количественный счёт; части суток; много, мало, близко, далеко, выше, ниже, длинный, короткий ;меньше, больше, относительно условной мерки-пиалы;
Применяют: навыки счёта ,знания про геометрические фигуры в дидактических играх: