Профессионально-ориентированный подход при обучении английскому языку


Александрова Наталья Владимировна
преподаватель английского языка КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса, город Щучинск, Бурабайский район»

Сегодня, в век развития технологий и глобализации, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодежи, способной к диалогу с другими культурами. История общества показывает, что процветание общества зависит не только от экономики и техники и даже не от общей культуры, а от культуры слова. И действительно, подготовка разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) – главная проблема образования сегодня. Несомненно, основой формирования поликультурной личности является полиязычие. Полиязычие рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки.

Из Концепции развития системы образования РК до 2015 года: «Знание родного, государственного, русского и иностранного языков расширяет кругозор человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира».

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Республики Казахстан, в том числе в учебных заведениях технического и профессионального образования. Выпускнику колледжа, свободно владеющему английским языком открываются поистине большие перспективы устройства на работу, как в отечественных крупных компаниях, так и зарубежом. Многие корпорации и крупные предприятия контактируют с иностранными партнерами и им нужны специалисты, владеющие английским.

Основным фактором успешного овладения английским языком является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к английскому языку как к учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов английским языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимого предмета. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами и профессионально-ориентированный подход.

При разработке курса профессионально-ориентированного английского языка, преподавателю необходимо:

– изучение содержания специальных дисциплин обучающихся и определение специфики языкового материала;

– знакомство с учебной литературой, ориентированной на будущую профессию обучающихся или близкой тематики;

–    подбор специальной литературы;

– организация языкового материала в соответствии с принципами постепенного нарастания степени сложности текстов;

– адаптация специальных текстов для подготовительного этапа;

– разработка учебных пособий для чтения литературы по специальности (определить грамматические конструкции, характерные для специальной литературы, создать терминологический словарь – минимум, разработать коммуникативные задания, составить грамматические и лексические упражнения).

Для реализации в учебном процессе отобранного языкового материала необходимо найти адекватные технологии и методы, приспособить их к условиям, в которых они будут использоваться, руководствуюсь при этом следующими принципами:

– постепенность введения в суть специальности;

– системная подача учебного материала с соблюдением логики развития специальной тематики от простого к сложному;

– основательность и прочность усвоения ключевых элементов, практических навыков и умений;

– мотивационное обеспечение учебной деятельности;

– создание положительного эмоционального климата;

– рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;

– совместная деятельность педагога и обучаемых.

Задача первого года обучения английскому языку в колледже – систематизировать и закрепить знания, полученные в школе, а также восполнить пробелы в этих знаниях. Учебный материал содержит основные разделы грамматики и наиболее распространенные разговорные темы. На этом этапе частично вводится тематическую лексику и простейшие термины по специальности. С учетом материала выбираются и упражнения. На этом этапе проводится работа с речевыми образцами, работа над составлением диалогов по образцам, подбором синонимов и антонимов к новым словам.

Учебный материал на втором курсе в основном содержит тексты и лексику, непосредственно касающейся будущей профессии студентов. Чтение является одним из важнейших средств получения информации. При обучении большое внимание уделяется самостоятельному чтению и переводу со словарем литературы на английском языке с тем, чтобы на основе приобретенных знаний, умений и навыков читать тексты по специальности, извлекать из них полезную информацию.

На практических занятиях наиболее целесообразным и эффективным является следующий порядок работы с текстом профессиональной направленности:

– перед чтением текста очень важным моментом является перевод заголовка, который дает общий смысл содержания текста.

– работа с каждым новым текстом начинается с вводной беседы на соответствующую тему, которая направлена на концентрацию внимания, активизацию уже имеющихся знаний студентов, на постановку проблемы.

– после этого студентам можно дать задание бегло просмотреть («сканировать») текст, который, как правило, содержит основные сведения и базовую лексику по теме. Этот вид работы позволяет развивать и совершенствовать навыки работы со специальным текстом в плане извлечения основного содержания при просмотровом чтении.

– вопросы помогают проверить адекватность понимания основного содержания текста.

– затем выполняются задания, направленные на более деятельное понимание структуры текста.

– кроме того, применяются упражнения по переводу с русского языка на английский с целью закрепления изученной лексики, так как такое задание является для студентов одним из самых сложных.

Говорение – это самый сложный вид речевой деятельности. Основным условием для успешного освоения разговорной речи для соответствующей специальности является включение в материал занятия таких видов работы как:

– овладение лексическим минимумом по специальности (студентам предлагаю для усвоения определенный объем профессиональной лексики);

– умение применять усвоенную профессиональную лексику в монологических и диалогических высказываниях.

Конечной целью профессионально-ориентированного обучения диалогической речи является развитие умения вести беседу, целенаправленно обмениваться информацией профессионального характера по определенной теме. Ролевая игра наиболее полно отвечает задачам выработки профессионально – ориентированных речевых умений и навыков в процессе коммуникации. При составлении ролевых заданий необходимо учитывать профессиональные интересы студентов, подбирать реально обусловленные ситуации, связанные с изучением профилирующих дисциплин. В качестве тренировочных упражнений используются короткие ситуативные диалоги по различным темам.

На третьем курсе в программу обучения входит деловой английский язык. Студенты изучают лексику и основные обороты по разнообразным темам-ситуациям «Разговор по телефону»,  «Командировка, покупка билета, в отеле», «Формы организации бизнеса», «Прием на работу» и т.д., также усваивают грамматический минимум, структуру и функции языка, необходимые для овладения устными и письменными формами делового общения на иностранном языке.

Обучение письму заключается в развитии коммуникативной компетенции, необходимой для профессионального письменного общения, проявляющейся в умениях заполнения различных документов, бланков, форм, написании резюме и т.д.

Продемонстрированные методы и приемы способствуют более полному усвоению учебного материала, повышению интереса к теме, приобретению профессиональных навыков будущих специалистов, выработке общих и профессиональных компетенций.

Английскому языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока студенты не осознают необходимости владения языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания курса английского языка, сотрудничество преподавателя языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения дает возможность выпускникам нашего колледжа  быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *