«ИКТ в учебном процессе: основные возможности использования интерактивной доски»


Александрова Наталья Владимировна
методист КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса, город Щучинск, Бурабайский район»

Семинар
«Использование ИКТ в учебном процессе»

Цель семинара: познакомить преподавателей с основными возможностями использования интерактивной доски на уроках общеобразовательных и спец. дисциплин.
Задачи семинара: – обобщить имеющиеся знания по данному вопросу;

– продемонстрировать некоторые примеры использования основных возможностей ИД на уроках общеобразовательного цикла и спец. дисциплин.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Использование ИКТ в учебном процессе», ручка, бумага, карточки для практической работы.

План семинара

1.      Организационный момент – 1 мин.

2.      Сообщение темы и целей семинара – 1 мин.

3.      Общие сведения об интерактивной доске – 7 мин.

4.      Определение основных приёмов работы – 7 мин.

5.      Примеры использование ИД на уроках общеобразовательных и спец. дисциплин – 10 мин.

6.      Практическая работа преподавателей с интерактивной доской – 15 мин.

7.      Подведение итогов семинара – 2 мин.

8.      Рефлексия – 2 мин.

Ход семинара

I. Организационный момент.  Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на вводном обучающем семинаре по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе.

II. Сообщение темы и целей семинара. Тема  сегодняшнего семинара: «Использование ИКТ  в учебном процессе». Сегодня я расскажу вам о возможностях интерактивной доски и продемонстрирую некоторые примеры её использования на уроке.

III. Общие сведения об интерактивной доске.

Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный  к компьютеру, изображение  с которого передает на доску проектор.

Достаточно прикоснуться  к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.

Для чего нужна интерактивная доска и каковы ее преимущества перед простой доской? Для начала обратимся к такой информации

МЫ ВОСПРИНИМАЕМ

10%  из того, что мы ЧИТАЕМ

20%  из того, что мы СЛЫШИМ

30%  из того, что мы ВИДИМ

50%  из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ

70%  из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими

80%  из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично

95%  из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще

Уильям Глассер
На современном этапе развития общества изобилие технических средств по работе с информацией кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения и образ мыслей. Технологические новинки затрагивают все стороны нашей повседневной жизни. Стремительно развивающийся прогресс не обошёл и сферу образования, в которой именно информационные технологии становятся той базой, которая гарантирует необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Очевидно, что технической базой современного образования является компьютер и компьютерные системы, которые уже сегодня являются неотъемлемой частью любого лицея и колледжа, позволяя внедрять в систему профессионального образования любые технологии обучения и, соответственно, новое содержание образовательного процесса.

Интерактивная доска объединяет в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводит процесс обучения на качественно новый уровень.

Это мультимедийное средство качественно нового поколения, которое объединило в себе сенсорное устройство с проекционными технологиями. В отличие от проекционного экрана, который благодаря проектору выводит изображения с компьютера или DVD-проигрывателя, интерактивная доска позволяет управлять процессом передачи и восприятия информации в режиме реального времени. Так, во время урока преподаватель может написать на доске любые комментарии, а затем, поменяв цвет интерактивного маркера, выделить, предположим, графическое изображение, причем надписи при необходимости можно сохранять в памяти компьютера для дальнейшего использования и редактирования.

К такой доске при необходимости можно подключить микрофон, колонки, цифровой фотоаппарат или видеокамеру. Это позволяет использовать её даже при работе с интерактивными тренажёрами и электронными учебниками, которыми пользуются сегодня многие, демонстрируя материал через проектор, и управляя процессом демонстрации при помощи мышки и клавиатуры.

Благодаря наглядности и интерактивности, вся группа вовлекается в активную работу на уроке, повышается концентрация внимания, изучаемый материал лучше запоминается. То есть налицо живое взаимодействие и постоянный диалог между преподавателем и студентами. Обучение принимает увлекательные формы, появляется заинтересованность в предмете, что естественно отражается на качестве знаний.

Учитывая, что программное обеспечение, которое продаётся в комплекте с такой доской, совместимо с операционной системой Windows XP или Vista, а также с приложениями MS Office 2000-2007 и графическими приложениями Adobe Photoshop и CorelDraw, которые установлены на большинстве компьютеров в учебных заведениях, становятся доступны следующие виды образовательной деятельности:

·    работа с текстом и изображениями;

·    создание заметок с помощью электронных чернил;

·    сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати;

·    коллективный просмотр Web-сайтов;

·    свобода движения и безграничные возможности при создании с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

·    использование презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;

·    демонстрация презентаций, созданных учащимися и их совместное обсуждение и корректировка.

Применение интерактивной доски в процессе обучения позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

При работе с интерактивной доской материалы создаются и демонстрируются в рабочей области – флипчарте. Количество страниц флипчарта ограничивается лишь только объемом памяти и вычислительными возможностями компьютера.

При выходе из программы обязательно появляется запрос на сохранение любых изменений во флипчарте, если это еще не было сделано заранее, наконец, страницы флипчарта можно распечатать.

При открытии программы, отображается основная панель инструментов, которая содержит набор инструментов выбора и манипулирования различными типами объектов для создания динамичной среды обучения. Основная панель инструментов перемещается поверх других открытых приложений, поэтому она всегда остается видимой на экране.

На занятии с интерактивной доской вы можете использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видеозаписи.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, студенты смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях – любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Контроль знаний, также эффективно осуществляется при помощи интерактивной доски.

Студентов привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Умение рационально применять информационно-коммуникационные технологии с традиционными средствами обучения позволяет преподавателю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок.

Преимущества использования ИД:

·         Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени.

·         Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов.

·         Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность.

·         Наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий.

·         Повышение мотивации студентов к обучению.

Недостатки использования ИД:

·         Большая затрата времени при подготовке к проведению мультимедийного урока.

·         Здоровьесбережение, то есть строгое соблюдение САНПИНа преподавателем предметником.

IV. Определение основных приёмов работы. При подготовке к уроку используется специальная программа. Урок может состоять из нескольких страниц (столько, сколько необходимо вам для работы на уроке). На странице в рабочей области (вверху или внизу) находится панель инструментов, с помощью которых вы будете создавать страницу.

На страницу можно проектировать готовое изображение и использовать различные линии для пометок (см. рисунки ниже).

Разберём подробно функции каждой строки панели управления объектом:

– клонировать – объект добавляется каждый раз после щелчка на рабочем поле;

– вырезать – объект удаляется;

– копировать – используется для дальнейшей вставки в другой файл, страницу и т.д., например, в данный текст.

– вставить – то же, что и клонировать;

– удалить – то же, что и вырезать;

– закрепление – это действие необходимо при подготовке урока, если вы используете не один объект на данном рабочем поле. После данного действия объект не будет перемещаться по рабочему полю при случайном попадании курсора в действие поля рамки;

– повернуть – действие аналогично действию зеленого круга в верхней части рамки;

– порядок – используется, если на данной  рабочей странице несколько объектов и их нужно расположить относительно друг друга либо на переднем плане (перед рисунком), либо на заднем плане (за рисунком);

– ссылка – используется для того, что бы с данной страницы можно было перейти на любой сайт в Интернете (для этого в поле «адрес» нужно вписать или вставить скопированный адрес сайта), на любую другую страницу в этом файле (если у вас несколько страниц в программе Notebook при  подготовке к уроку), на любой файл вашего компьютера, на текущие вложения (если они есть), подтвердить свои действия кнопкой «оk» и на рабочем поле появится угловой значок, при работе с которым вы перейдете на ту страницу, которую запланировали раньше.

Таким же образом можно вставить звук (например, озвучивание иллюстрации или музыку). Для этого в функции

– звук – в поле «обзор» нужно выбрать звуковой файл на вашем компьютере. У вас на страницу будет добавлен дополнительный материал или музыкальное, звуковое сопровождение.

Если вам больше не нужны ссылки или звук, в той же строке панели управления откройте окно и нажмите курсором «удалить ссылку», «удалить звук».

– свойства –  позволяют менять прозрачность объекта и его цвет.

Рассмотрим ещё некоторые инструменты на панели инструментов страницы:

«Фигуры. Цвет контура и заливки». Используя эти инструменты можно получить фигуры различного размера, цвета и контура. Сначала нужно выбрать фигуру, а затем её цвет и контур и только после этого щёлкнуть курсором на поле страницы, не отпуская курсор «растянуть» фигуру до нужного вам размера.

«Текст» – что бы добавить текст на страницу, нужно открыть данное окно на панели инструментов. В появившееся поле добавить текст, выбрав нужный вами тип шрифта.

Объект «Африка» в данном случае закреплён, а текст нет, поэтому с ним можно работать, переместив текст.

«Показать/скрыть затемнение экрана»

Используя этот инструмент можно скрыть часть экрана (например, ответы тестовых вопросов, а затем открыть их и использовать для самопроверки).

Самые простые примеры применения интерактивной доски на уроке приведены ниже.

Насыщенность и наглядность вашего урока с использованием интерактивной доски будет полностью зависеть от вас и от вашей фантазии.

V. Примеры использование ИД на уроках общеобразовательных и спец. дисциплин.

VI. Практическая работа преподавателей с интерактивной доской.

1) Скройте правильные ответы с использованием инструмента «Ластик»

а) выберите на боковой панели «Маркер», «Тип линии» и «Толщину линии»;

б) закрасьте правильные ответы в цвет тона;

в) при помощи ластика покажите правильные ответы. Что я знаю о причастии?

Значение: Признак предмета по действию

На какие вопросы отвечает? Какой? Что делающий? Что сделавший?

Признаки глагола у причастия Вид и время

2) Раскрасьте кузов машины в разные цвета;

3) Из двух слов, одно из которых помещено в левой колонке, а второе – в правой, составьте одно слово (1 столбец закрепить, а существительные второго – перемещаются):

ПРИЗ                         ОВОД

ВИНО                                   РАК

САД                           ОПЫТ

ПОЛ                           ГРАД

СЛЕД                         УМ

ПАР                           ОСА

ПЛЕН                        УС

ОСА                           ДОК

VII. Подведение итогов семинара. Таким образом, обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Однако, прежде всего, любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. Использование ИКТ на уроках кроме учебных целей по предметам должны  еще решать и задачи по формированию информационной грамотности студентов.

VIII. Рефлексия: “ПЛЮС – МИНУС – ИНТЕРЕСНО – ДОПОЛНИТЬ”.

Обозначения в таблице:

·          В графу «П» – «плюс» – записывается все, что понравилось в обучающем семинаре, информация и формы работы, которые вызвали у Вас положительные эмоции, либо все то, что, по Вашему мнению, может быть полезно для дальнейшей работы.

·          В графу «М» – «минус» – записывается все, что не понравилось в обучающем  семинаре, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по Вашему мнению, оказалась ненужной, бесполезной с точки зрения использования в образовательном процессе.

·          В графу «И» – «интересно» – необходимо записать все любопытные факты, о которых Вы узнали в рамках семинара и о которых Вы хотели бы узнать подробнее.

·          В графу «Д» – «дополнить» – записывается все, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, что хотелось бы Вам изменить по форме проведения или содержанию семинара.

Мы стояли у волнующего озера и смотрели на раскачиваемую ветром лодку.

Ветер, колеблющий тростник, становился сильнее.

Поднимавшиеся волны заставили нас вернуться.

Поток, образовавшийся после ливня, с шумом нёсся в долину.

Практические задания

1) Выполните задание при помощи группировки объектов:

а) нажать на панели инструментов кнопку «фигура» и нарисовать круг;

б) поместить круг в левую часть экрана и Клонировать его;

в) совместить оба круга;

г) при нажатой клавише Ctrl выделить все правильные ответы и в выпадающем меню выбрать «Группировать»;

д) перетащить сгруппированные объекты вправо.

 

23+12 =

 

14*6 =
145-18 =

 

82-35 =
2+2*2 =

13-8 =

2) Скройте правильные ответы с использованием инструмента «Ластик»

а) выберите на боковой панели «Маркер», «Тип линии» и «Толщину линии»;

б) закрасьте правильные ответы в цвет тона;

в) при помощи ластика покажите правильные ответы.

Что я знаю о причастии?

Значение Признак предмета по действию

На какие вопросы отвечает? Какой? Что делающий? Что сделавший?

Признаки глагола у причастия Вид и время

3) Подберите для модели подходящий фартук

4) Раскрасьте кузов машины в разные цвета;

5) Из двух слов, одно из которых помещено в левой колонке, а второе – в правой, составьте одно слово (1 столбец закрепить, а существительные второго – перемещаются):

ПРИЗ                         ОВОД

ВИНО                                   РАК

САД                           ОПЫТ

ПОЛ                           ГРАД

СЛЕД                         УМ

ПАР                           ОСА

ПЛЕН                        УС

ОСА                           ДОК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *