«Воспитание у детей положительного отношения к себе и сверстникам. »


Гладко Полина Александровна
педагог- психолог КГКП «Ясли-сад №10 г.Сатпаев»

Для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Могу с уверенностью сказать,  что общение является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, формируется положительное отношение к себе и сверстникам.

Способность к общению включают в себя:

1. Желание вступать в контакт «Я хочу!»;

2. Умение организовывать общение «Я умею!»;

Умение слушать  собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».

Для полноценной социализации детям необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к замкнутости, возрастанию робости в контактах, резкому понижению самооценки.

Учитывая это, в работе с детьми я считаю главной задачей  – помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Всем нам очень хочется, чтобы наши дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны – это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей. Это очень непростое умение. И научиться этому умению труднее, чем чтению и письму, потому, что для этого, прежде всего нужно научиться любить самого себя. А научиться управлять своим гневом и страхом – это крайне тяжело. Нужно уметь доверять миру и отдельному человеку. Видеть в любом человеке его светлые качества, ведь они есть в каждом человеке. Уметь работать вместе с другими, сотрудничать с ними.

А главное – стремиться не только получать от людей что-то, но и

отдавать им хотя бы капельку самого себя, своей радости, своего тепла. Как педагог-психолог детского сада уделяю большое внимание работе по воспитанию у детей положительного отношения к себе и сверстникам через различные формы работы: кружок «Познай себя», кружок «Общение», психологические игры, тренинги, упражнения, сказки, проигрывания ситуаций. Обращаю большое внимание на работу педагогов по воспитанию у детей положительного отношения к себе и сверстникам.

В группах раннего возраста педагоги учат детей играть дружно, не ссориться, не отнимать игрушки. Этому они учат детей постоянно и на занятиях, и в игровой деятельности, используя для этого разнообразные приемы. Причина конфликта детей раннего возраста – обоснованные желания детей, малышу хочется именно эту игрушку, которой играет другой ребенок. Он отнимает игрушку, раздается крик, слезы. Воспитатели никогда не оставят это без внимания. Организуют совместную игру, обыграют вместе с детьми игровую ситуацию, вместе с детьми находят удовлетворяющий выход из конфликта.

Во второй младшей группе воспитатели продолжают формировать дружеские взаимоотношения между детьми, учат играть дружно, не обижать, не ссориться, уступать друг другу. Этому они учат в игровой деятельности, режимных моментах, на занятиях, используя для этого методические приемы: беседа, чтение художественных произведений, обыгрывание ситуаций совместно с детьми. Ведется в этой группе кружок «Общение». Цель кружка – формирование уверенности в себе.

В средней воспитатели уделяют большое внимание воспитанию у детей доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию положительного отношения к себе и сверстникам. В своей работе они видят два подхода к решению этой серьезной проблемы.

1. Вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;

2. Вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым факторам поведения.

Первый подход значим в организации совместных игр. Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.

Чтобы помочь ребенку осознать моральную сторону своих действий, педагоги используют такой прием: после негативного поступка во вторую половину дня или на следующий день разыгрывают  перед детьми ситуацию, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка. Участниками событий являются игрушки. В работе по воспитанию у детей положительного отношения к себе и сверстникам педагоги используют психологические игры, упражнения, сказки  «Имя шепчет ветерок», «Капелька, льдинка, снежинка», «Раз, два, три, заяц, замри!» и др.

В старшей группе воспитатели ведут большую работу по воспитанию культуры поведения, воспитанию положительного отношения к себе и сверстникам, используя разнообразные формы: беседы, индивидуальную работу с детьми, чтение художественных произведений с последующим подробным обсуждением поступков героев, проигрывание ситуаций, игры-тренинги, психологические игры и упражнения. Опираясь на психологические особенности детей 5-6 летнего возраста, как умение вообразить себя кем-то другим и, следовательно, увидеть и оценить ситуацию не только со своей точки зрения, но и с точки зрения «другого», воспитатели используют такой прием, как воображаемая постановка себя на месте другого. «Проигрывание ситуаций» способствует развитию сплоченности группы, организации совместных игр, действий, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируется внимательное и бережное отношение друг другу.

Совместно с педагогами провожу в группе кружок «Общение». На этих занятиях формируем представление у детей об индивидуальных особенностях других людей, учим осознавать зависимость людей друг от друга.  На жизненных примерах показываем, как легко возникают конфликтные ситуации среди детей, какие существуют важные решения конфликтов, не обижая друг друга. Учим понимать чувства и желания других людей, понимать, что кто-то другой может иметь свое мнение, отличающиеся от твоего, уважать мнение других людей.

Работа, которая ведется у нас в детском саду по воспитанию положительного отношения к себе и сверстникам дает положительные результаты. В группах меньше ссор, конфликтов, дети относятся друг к другу доброжелательно. Дети имеют свое мнение, свободно высказывают его, уважают мнение других.

Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения не простое, но удивительно увлекательное. Я желаю всем педагогам набраться терпения и продолжать работать над развитием общения детей. Если мы не научим ребенка грамотно общаться с детьми, не воспитаем в них положительное отношение к себе и другим людям, эта проблема будет сопровождать ребенка всю жизнь. Наша главная задача – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Литература:

1. В.Я.Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников», АЙРИС ПРЕСС Москва, 2005г.,

2. С.А.Козлова «Социальное развитие дошкольника», Москва «Школьная пресса», 2003г.,

3. Е.В.Рылеева, «Вместе веселее», АЙРИС ПРЕСС Москва, 2004г.,

4. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, «Учимся понимать друг друга», Москва 2005г.,

5. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник, «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, 2006 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *