«Воспитательные возможности методики коллективных творческих дел»


Попок Галина Анатольевна
учитель начальных классов Новомарковская средняя школа им. Б.Жахина

Основная задача современного учителя способствовать развитию каждой личности, помочь каждому ребенку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность. Творчество – способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Как же осуществлять формирование творческой активности в условиях школы?  Какие формы и виды деятельности способствуют развитию творчества? Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развития их творческих инициатив.  Конечно, нужны пособия, задания, упражнения для   развития творческого мышления, а ещё важно, чтобы учитель сам осознавал значение развития творческого потенциала. Формы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, дискуссии, игры. При развитии творческих способностей лучше использовать активные формы работы: исследовательский, частично-поисковый, активные проблемно-диалогические методы, метод проектов.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную творческую работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, а  не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В  группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например,  робкие или слабые ученики.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Наиболее эффективной формой организации совместной деятельности педагогов и учащихся, являются научно-практические конференции, спецкурсы. В процессе написания творческих работ и участия в конференциях,  создаются условия для духовного и личностного роста учащихся.

Большие возможности    творческой активности заложены в работе  коллективных дел (внеклассные мероприятия) , которые также носят характер воспитательных мероприятий. Это беседы, экскурсии, устные журналы, этические беседы, кружки по интересам, выпуск газет и многое другое. На уроках подрастающий человек учится жизни, а участвуя во внеклассных мероприятиях, он жизнь творит.

Проведение воспитательных мероприятий способствует накоплению общественно ценного опыта у школьников, преодолению у них отрицательного опыта – эгоистических взглядов, чувств, привычек. Эти задачи становятся близкими самим детям. Дети организуют и проводят такие дела, которые будут радовать не только детей нашего класса, но и взрослых. Так проводились «Неделя добрых дел», операция «Память» и дети готовили открытки ветеранам войны и труда, принимали участие  в строевом марше барабанщиков на площади села. Каждое такое дело мы обсуждаем коллективно, все вместе. Вместе решаем кому какое поручение дать. Затем обсуждаем и коллективно оцениваем каждое выполненное поручение. Задача учителя помочь в выполнении конкретных поручений. Чтобы   поощрить  ребят с красивым почерком, дети оформляют рисунок и подпись к нему, а по ним выявляем лучших писарей и художников. Так в организационной работе рождается коллективное общественно направленное творчество, накапливается каждым учеником опыт организаторской и исполнительской работы. Так в опыте нашей работы используется методика коллективных творческих дел, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. Между детьми, исчезает безразличие,  формируются отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность,  отзывчивость, ответственность.

***

Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:

уменьшаются дисциплинарные трудности;
ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
растет самокритичность;
дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
возрастает сплоченность класса;
дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся;
дети приобретают навыки, необходимые для жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *