«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках словесности»

Булатова Инара Какановна

учитель русского языка и литературы КГУ «Новоишимская средняя школа №2»

Образовательные стандарты нового поколения предполагают значительные изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании.          Образование  становится ориентированным  на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Особое место в данном процессе отведено гуманитарным дисциплинам, в частности урокам литературы и русского языка, позволяющим сформировать высококвалифицированных специалистов, которые обладают не только профессиональными знаниями и навыками, но и интеллектуальным, духовным потенциалом.

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок  приносит пользу и радость, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.  На своих уроках русского языка и литературы я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Важно, чтобы  на уроке, построенном на основе данной технологии, соблюдались все этапы: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия (вызов) позволяет  актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; побудить к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия

(осмысление) позволяет студенту получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Не могу сказать, что каждый мой урок строится на принципах технологии РКМЧП, но многие приёмы использую весьма успешно.В качестве примера возьму уроки по изучению творчества Ф.М.Достоевского.

Так, на первом  уроке, приступая к изучению его  биографии,  я использую приём «Верные и неверные утверждения». На листе с утверждениями (реальные и вымышленные факты из биографии писателя) ученики знаками « +»  и  «-» отмечают свои предположения. Затем просматриваем документальный фильм о жизни Ф.М.Достоевского, после чего мы возвращаемся к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную из фильма информацию. На этом же уроке применяю приём «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал).  Заполняя таблицу «ЗХУ», учащиеся обозначают круг вопросов, ответы на  которые хотели бы узнать, и получают задания для самостоятельной работы (групповые или индивидуальные) с учётом их интересов. Особую сложность при изучении художественного произведения представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Помогает  в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.  В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

— не бояться записывать все, что приходит на ум;

— дать волю воображению и интуиции;

— продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

— постараться построить как можно больше связей;

— не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей»,  следует конкретизировать направления развития темы. Изучая роман «Преступление и наказание», рассматриваем тему «Истоки  возникновения теории Раскольникова». Создаём кластер, центром которого будет ключевое понятие «теория Раскольникова».  Вокруг располагаются «спутники», определяющие суть этого

понятия: «личностные истоки», «социальные истоки», «философские истоки».У каждого   из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», которые устанавливают новые логические связи. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Нередко при анализе художественного произведения использую приём «Вставь пропущенные слова».Ученикам  предлагается готовый  текст анализа  изучаемого художественного произведения, но некоторые ключевые слова (фразы) в данном тексте пропущены,  и ученик должен вставить их. Приём может использоваться на всех стадиях урока. На стадии «вызов» обращение к такому тексту помогает за короткое время актуализировать знания обучающихся; на стадии «осмысление» возможна проверка понимания учебного материала; на стадии «рефлексия» это способ закрепления и обобщения изученного. Одним из любимых приёмов на стадии рефлексии у наших учеников стало написание синквейна.

Синквейн – это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна следующий. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к проблеме. Пятая – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Вот пример синквейна , написанного в конце урока по теме «Петербург глазами Достоевского»:

Город.

Мрачный, серый.

Давит, убивает, заставляет страдать.

Здесь трудно дышать человеку.

Жертвы…

Интересным приёмом, позволяющим выявить степень понимания учениками основных проблем  произведения, является «Письмо герою». Эта письменная работа, как правило, проводится на последних уроках по изучению художественного произведения.  Завершая изучение романа «Преступление и наказание», ученики пишут письмо одному из героев.  Вот одно из таких писем.

«Здравствуйте, уважаемый Родион Романович! Пишет Вам учащийся из 21 века  Данияр . Я пытаюсь понять, что заставило Вас пойти на такое страшное преступление.  Знаю, что жить Вам пришлось в «каморке, похожей на шкаф», что Вы по 3 дня ничего не ели, что одежда Ваша пришла в негодность. Бедность, унижение, несправедливость – то, что легло в основу созданной Вами теории. Сыграли важную роль и такие Ваши качества, как самолюбие, тщеславие, жажда власти. Но Вы же умный человек, почти получивший юридическое образование! Как же пришло Вам в голову делить людей на «наполеонов» и «тварей дрожащих»?  Если бы эта теория применялась в жизни, то последствия были бы ужасны: неограниченная власть одних людей над другими рождала бы жестокость, рост преступности. Вы, совершив преступление, «убили себя», опровергли свою теорию.  Я советую Вам хорошо подумать ещё о том, что Вы можете сделать для возвращения в мир людей, от которого Вы себя «как ножницами отрезали» своим преступлением. Надеюсь, что Вам поможет Соня, ведь она всегда будет рядом!»

 

“Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность”, — сказал Б. Шоу. Эти слова я считаю девизом своей работы и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников.  С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.