« Реализация межпредметных связей на уроках математики в начальной школе».
Фролова Марина Ивановна
учитель начальных классов Бектауской средней школы Акмолинской области Шортандинского района
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля,
Главным достоинством человечества
Будут когда-нибудь учителя…”
Р. Рождественский
Вопрос о межпредметных связях особенно остро продиктован теми социальными запросами, которые сейчас предъявляются к средней школе в связи с изменениями в сфере науки и производства.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Учителя начальных классов на уроках математики осуществляет все многообразие видов межпредметных связей. Различают связи:
1 внутрицикловые (связи математики с информатикой, физикой, химией);
2 межцикловые (связи математики с русским и казахским языками, историей, географией, трудовым обучением).
Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации):
1 содержательно-информационные:
o фактические (установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, математики, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения),
o понятийные (расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных),
o теоретические (развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории),
o философские;
2 организационно-методические.
В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей –
1 сетевое,
2 курсовое,
3 тематическое,
4 поурочное.
Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами.
При курсовом планировании учителю заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов, вовремя дать учащимся домашние задания на повторение опорных знаний из других предметов.
В тематическом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи.
Конкретизация использования межпредметнных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала.
Межпредметные связи выполняют в обучении математики ряд функций:
1 методологическая функция (формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии);
2 образовательная функция (учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость);
3 развивающая функция (развитие системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию математики);
4 воспитывающая функция (содействие всем направлениям воспитания школьников в обучении математики);
5 конструктивная функция (учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения). [Максимова,1989]
Чтобы осуществить межпредметные связи, необходимо совместное планирование учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя математики с учителями других предметов, совместного планирования уроков, посещения открытых уроков, проведение интегрированных уроков.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира учащихся, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей [Браже, 2004].
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
– способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
– в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
– не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
– интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах [Иванова, 2005].
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения “деятельных сил” (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная [Воронина, 2008]
Список использованных источников
1. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. – 2004. – № 5.
2. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008..
3. Иванова М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование. – 2005. – №5.
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
5. Рымашевская Г., Яблонская Н. “Усе дарогі вядуць у Рым”// Гісторыя праблемы выкладання. – 2005. – №6.