Диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы

Габдуллина Нарзия Каиржановна
учитель русского языка и литературы КГУ  «Средняя школа №21» г.Петропавловска Северо-Казахстанской области

Как сделать урок ярким и запоминающимся? Как лучше всего организовать учебный процесс в связи с    новыми подходами в преподавании и обучении? Как добиться, чтобы школьники любили уроки русского языка, литературы и с удовольствием готовились к урокам? Каждый творчески работающий учитель задумывается над этими вопросами и находит свое решение, опираясь на идеи Программы семи модулей и новые педагогические технологии.

Не секрет, что традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая учиться, выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И новые  подходы  в преподавании и обучении призваны помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но и понимающего, что он делает, для чего и как.

Хотелось бы поподробнее остановиться на диалоговом обучении, потому что одной из моих главных задач как учителя-словесника является развитие речи, и мне бы хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и аргументировать свое мнение при взаимодействии не только со сверстниками, но и с учителями. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке (Мерсер и Литлтон, 2007).

Особенностью диалогового обучения является взаимодействие, во время которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь. Через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки.

В результате мы хотим видеть наших детей свободомыслящими, уверенными, общительными и ответственными за свое обучение. Очевидно, что диалог рождается из-за потребности человека в общении. У школьников такая потребность существует; она возникает у учащихся и в ходе выполнения учебных работ. Но общение по поводу учебной работы на уроке, как правило, не возникает, учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общаются через учителя, который в этом случае является посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это лишает учеников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности подавляет способность к саморефлексии.

Зачастую в своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что наши ученики, к сожалению, не имеют навыков социального и культурного общения. Мерсер и Литлтон (2007) утверждали, что диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности обучения. Для успешного вовлечения в диалоговое обучение (Александер,2004) необходимо учитывать «голос ученика», а также создавать благоприятную среду для того, чтобы обучение было более успешным.

Наиболее эффективно реализовать диалогическое обучение на практике позволяет групповая форма работы.  Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме групповой мыследеятельности (ГМД), состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей – способностей), на котором находятся обучаемые.  Кроме того, групповая форма – одна из форм диалогического обучения, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности.

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет мне активно включать учащихся в атмосферу сотворчества и создавать мотивацию обучения. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, так как в микроколлективе каждый ощущает свою личную значимость и веру в свои творческие силы. Все это формирует у детей качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями. В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы мои уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми.

Согласно теории Л. Выготского когнитивное развитие ученика происходит в процессе взаимодействия в зоне ближайшего развития. При выполнении заданий ученик нуждается в поддержке более способного и успешного ученика. В этом и состоит уникальность и ценность  новых подходов в обучении, в частности групповых форм работы.

Приведу несколько примеров групповой работы на уроках русского языка и литературы из моего педагогического опыта.

Очень часто в свои уроки в среднем звене я включаю игры по группам. Это «Орфографическое лото», «Четвертое лишнее», «Кто больше», орфографические эстафеты и т.д.  Например, при изучении раздела «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Группируя их попарно, учащиеся образовывали новые слова.

С удовольствием учащиеся  участвуют в орфографических эстафетах. Я считаю целесообразным проводить их во время комплексного повторения. К примеру, при повторении темы «Ь после шипящих в различных частях речи» группам были предложены листки с заданиями: «Ь в существительных», «Ь в глаголах», «Ь в наречиях». Каждый листок содержал алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывали слова-примеры к своей теме. Нужно было и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время привести как можно больше примеров.

Богатый материал для групповых игр дают разделы «Лексика» и «Фразеология». Это шарады, анаграммы, кроссворды. Так, в игре «Кто больше» выигрывает та команда, которая вспомнит больше фразеологизмов, содержащих слова «голова», «ноги», «глаза», «руки». Или в 6 классе при изучении темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» группам было предложено объяснить значения следующих фразеологизмов и употребить их в предложении: превозносить до небес, превратиться в слух, придержать язык, приклонить голову, прирастать корнями.

Изучение раздела «Синтаксис» также невозможно представить без групповой формы работы. К примеру, составление ролевых диалогов с использованием обращений на темы «Разговор с доктором в больнице», «Разговор с продавцом в магазине» и т.д.

Также я провожу групповую работу с художественным текстом. Задание может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат зависит от каждого.

На уроках русского языка групповая работа возможна на всех этапах освоения и закрепления изучаемого и изученного материала.

При изучении темы «Грядущие годы таятся во мгле…». Тема судьбы» («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин) в 5 классе говорим в начале урока о том, что такое судьба. Пятиклассники уже задумываются над этим вопросом. Тема судьбы для них жизненно значима. А как решает эти вопросы Пушкин? Это поможет решить исследовательская работа в группах на уроке. Каждая группа написала коллективную работу «Что такое судьба в понимании А.С.Пушкина». И пусть работы пятиклашек еще не обладают достаточной глубиной и умением анализировать художественный текст, его философские аспекты, но если бы проблема была дана традиционно, работы были бы гораздо менее эмоциональными и интересными.

Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при   выполнении  задания, все дети увлеченно читают  и неоднократно перечитывают  текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются  самими учащимися во время урока.

Проводя подобную работу, я имею возможность наблюдать, как процесс обучения влияет на воспитанность, культуру отношений учащихся, дает возможность почувствовать каждому ученику его значимость в коллективной работе. Результаты совместной работы учеников в группах, как правило, значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально, так как члены группы помогают друг другу и несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы.

Работа в группах на уроках русского языка и литературы приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития креативных способностей учеников.

Таким образом, нельзя не отметить основные достоинства групповой учебной работы: интенсивность и продуктивность совместной деятельности, ответственность каждого члена группы за общее дело, а также развитие навыков настоящей трудовой дисциплины.

Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и учащихся, и учителя. Активные формы и методы групповой работы опираются на главный принцип диалогического обучения — умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью новых подходов в обучении является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.