Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы


Габдуллина Нарзия Каиржановна
учитель русского языка и литературы КГУ  «Средняя школа №21» г.Петропавловска Северо-Казахстанской области

В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников повседневной работы учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся.

В своей работе, помимо традиционных методов обучения, стараюсь использовать инновации, проводить интегрированные уроки, уроки с использованием ИKT,уроки в нестандартной форме – путешествия, викторины, урок – сказка и т.д.

После прохождения курсов по новой трёхуровневой программе переподготовки педагогов, разработанной AOO «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета, я поняла, что работать по-старому уже нельзя. На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения.

Во время проведения серии последовательных уроков я планирую на каждом
уроке интегрировать все семь модулей Программы. Я решила, что наиболее
продуктивными формами работы на уроке будет работа в группах, парах. Структура каждого урока, согласно теории критического мышления, включает 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексию. Уроки сопровождаются презентацией, способствующей более эффективному усвоению материала всеми учащимися. Задания для слабомотивированных учащихся предполагают совместную работу с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют усложнённые задания. Задания готовлю с учётом возрастных особенностей учащихся 7-го класса.

Я считаю, что интеграция семи модулей в серию последовательных уроков
способствует более эффективному усвоению материала, повышению мотивации,
качества знаний учащихся.

Так, модуль «Новые подходы в обучении» включает в себя педагогические
подходы, известные как «Преподавание и обучение на основе диалога» и «Обучение тому, как учиться».

На уроках я использую психологические тренинги и настрои на урок, которые
способствуют развитию взаимопонимания, сплочению классного коллектива,
созданию κoллaбopaтивнoй среды.

Групповая форма работы, вводные игры, тренинги помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. А это в свою очередь способствует эффективному планированию последующих уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Дети больше стали открыто высказывать своё мнение, не всегда положительное. Они
не боятся делать замечания товарищам, давать рекомендации, советы, сами
вырабатывают критерии оценивания (пусть иногда и ошибочные), устанавливают нормы поведения в группе, стараются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Ежедневно на всех уроках стараюсь направить учащихся к формулировке темы и целей урока.

Для этого использую такие задания, как: кроссворд, ребус,
рассыпанное слово, презентацию на определённую тему и дp. Дети довольно быстро и активно включаются в этот процесс. Стадия вызова очень важна, т.к. все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а как извecтнo, хорошее начало – половина дела. Необходимо дать возможность учащимся самим поставить цель обучения, создающую необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Судя по рефлексии, ученики на уроках чувствуют себя комфортно. Конечно,
групповая работа в первые дни давалась тяжело. Не все дети соглашались работать в той или иной группе, было шумно. Но ежедневные игры, тренинги, беседы помогли нам преодолеть эти барьеры.

Формирование у учащихся саморегуляции – самая необходимая и в то же время самая сложная задача современного образования.

Я думаю, что способность к саморегуляции надо прививать в младшем школьном возрасте. Переделывать всегда значительно труднее. Уровень саморегуляции у всех учеников разный, поэтому я стараюсь учитывать особенности восприятия, мышления, воображения, памяти и личности в целом каждого ребёнка.

Модуль «Обучение критическому мышлению» подразумевает формирование у учащихся умения делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать.

Я использую такие приемы, как: тонкие и толстые вопросы, направленные на
запоминание конкретных фактов, чисел, дат и т.д. и толстые вопросы, направленныена анализ, синтез (таксономия Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений; кластер, «Да −нeткa», кроссворды, ребусы, загадки, приём «Круги по воде», «Закончи предложение», «Мозговая aтaκa»и дp. Стараюсь строить уроки так, чтобы у учащихся формировался комплекс таких умений, которые включают в себя:

–        находить информацию в различных источниках;

–           критически осмысливать её;

–           систематизировать;

–           устанавливать ассоциативные связи;

–           аргументировать свою точку зрения;

–    уметь выбирать главное;

–    уметь воспринимать альтернативные точки зрения, обосновывать, доказывать,
аргументировать, делать выводы.

Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Поэтому, на всех уроках я стараюсь как можно больше включать
диалог: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – класс.

На своих уроках я также использую элементы проблемно-диалогического обучения, т.к. они способствуют эффективному усвоению материала. Благодаря этой технологии учащиеся будут самостоятельно искать решения поставленной
проблемы, а не получать ответ в готовом виде. Недаром мудрые слова гласят:
«Услышал – забыл, посмотрел – запомнил, сделал – понял». Следовательно, моя
задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в ходе разрешения которой учащиеся сами формулируют тему и цели урока.

Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» также используется на уроках.

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.

Что значит оценить ученика? Это значит определить на какой ступени (по
таксономии Б.Блyмa) находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет. Традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении. Поэтому на уроках я применяю формативное и cyммaтивнoe оценивание. Формативное оценивание -это оценивание для обучения-оценивание первичных знаний и навыков ученика и его продвижение в обучении. Cyммaтивнoe оценивание – оценивание обучения- обобщение знаний на том или ином этапе. Также применяется критериальное  оценивание для того, чтобы:

-создать условия для самостоятельной работы;

– сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным;
-облегчить процесс оценивания прогресса учащихся;

-обозначить ориентиры для учебного процесса.

На практике, при оценивании работ учащихся я столкнулась со следующими
проблемами: неумение школьников вырабатывать критерии, необъективность
самооценивания и взaимooцeнивaния, трудности при оценивании слабых учащихся.
В последующем планирую продолжить работу по критериальному оцениванию, подбирать индивидуальные задания для слабых учащихся, учить объективному, обоснованному оцениванию.

Подводя итог, можно сделать вывод, что успех обучения будет зависеть от того, насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения.

Применение ИKT на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,
активизирует познавательную деятельность учащихся. Поэтому уроки стараюсь
сопровождать презентацией, которая включает демонстрацию нового материала,
физминyтки, тесты, критерии оценивания и т.д., это позволяет оживить учебный
процесс, повысить мотивацию обучения. При помощи ИKT я имею возможность
подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Модуль «Обучение талантливых и одарённых» основывается на идее инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников.

Поэтому я использую усложнённые и разноуровневые задания, задания творческого характера, предлагаю более способным ученикам роль консультантов в группе, чтобы они оказывали помощь и поддержку слабым учащимся.

Модуль «Управление и лидерство» ocнoвывaeтся на убеждении, что устойчивое
изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены
извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в
реальных классах. Лидерство на моих уроках прослеживается при групповой работе:в каждой группе выявились лидеры, которые могли не только саморегулироваться, но и управлять группой. Чаще всего это были учащиеся с высокой мотивацией.

Я считаю, что выявление лидеров в группе, является положительным моментом
групповой работы, т.к. oни являются координаторами работы внутри группы.

Формируя лидерские качества у учащихся, мы сами должны быть таковыми. Моя роль – управление, консультирование.

Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Задания на уроках подбираю с учётом возрастных особенностей учащихся 7 класса, чтобы они не вызывали особых затруднений при их выполнении.

Подводя итоги, хочу отметить, что на уроках, в ходе реализации семи модулей
Программы дети учатся работать в парах, группах; самостоятельно добывать знания через активную деятельность; грамотно формулировать различные типы вопросов; критически мыслить, доказывать свою точку зрения; учатся caмooцeнивaть и взaимooцeнивaть работу друг друга; собирать, анализировать, систематизировать информацию.

Дети привыкают работать в группе, в классе – доброжелательная, дружеская
атмосфера способствует учащимся увереннее чувствовать себя и активно
работать во время урока, дети могут свободно формулировать свои собственные
суждения, слышать и слушать друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *