Открытый урок «Петр Гринев – главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


Абилькасимова Алия Екпиновна,

учитель русского языка и литературы средней школы №19 г.Кокшетау

Цель: 1) раскрыть значение образа героя в произведении, актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;

2) воспитать у учащихся нравственные качества: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства уважения к своим родителям;

воспитать грамотность и культуру речи;

3)развитие памяти, мышления;

развитие речи учащихся.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, мультимедийное сопровождение, видеозапись с фрагментом фильма «Капитанская дочка» , рисунки учащихся.

I.                   Организационный момент

Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята, учителя и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке.

Психологический настрой.

_ Под медленную композицию закрыть глаза и представить образы, возникающие с ней. Расскажите о своих чувствах, желаниях, связанных с этой музыкой.

 

II.                 Ход урока

1.     Слово учителя: Ребята, я думаю, что определенный психологический настрой на сегодняшний урок вы получили. Работать сегодня мы будем в группах.

2.     Деление на 4 группы. Названия групп. Назначение самими учащимися куратора, тайм-менеджера, спикера и секретаря в каждой группе.

Знакомство с правилами работы в группе (слайд):

1)    Работаем сообща.

2)    Уважаем чужое мнение.

3)    Не перебиваем других.

4)    Говорит только один (не хором).

5)    Соблюдаем регламент (временные рамки).

 

– Итак, мы прочитали последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, стараясь найти в них сокровенный смысл. В этом отношении повесть «Капитанская дочка» – уникальное произведение. Это историческая повесть, в которой через различные жизненные обстоятельства проходит судьба главного героя –Петра Гринева. Историческая, прежде всего потому, что в повести показан народный бунт под предводительством Емельяна Пугачева.

3.     Рассказ ученицы Князевой Алеси о восстании под предводительством Емельяна Пугачева с демонстрациейслайдов

4.     Слово учителя:

– Сегодня на уроке мы будем говорить о главном герое Петре Гриневе, формировании его личности под воздействием различных жизненных ситуаций.

– Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: «Если бы отцы воспитывали своих сыновей, то не нужно было бы судилищ»(Иоанн Златоуст) (слайд)

– Как вы понимаете смысл этих слов? (о значении воспитания для формирования характера человека)

 Игра в ассоциации .

– Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Каждой группе дано слово, и вы должны составить кластер, записав в нем ассоциации, связанные с ним.

– А вот такие ассоциации возникли у меня. (слайд)

 

5.     – Еще в УНТ мы встречаем большое количество пословиц и поговорок, которые можно объединить темой «Дети и родители».

Приведите примеры пословиц и поговорок на эту тему.

– Посмотрите на пословицы и поговорки, записанные на доске: ( слайд)

Умел дитя родить, умей и научить.

Каков отец, таковы и дети.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

 

6.     Проверка на знание содержания повести.

Прием «Горячий стул». Учащиеся задают вопросы учащемуся, сидящему на стуле.

7.     Слово учителя: В качестве эпиграфа к повести «Капитанской дочке» А.С.Пушкин  взял слова: «Береги честь смолоду». (слайд). И это не случайно, ведь в повести автор противопоставил благородство и бесчестие, качества, которые формируются с детства.

– О каких семьях нам рассказывает А.С.Пушкин? (Гриневы и Мироновы).

Демонстрация фрагмента из фильма «Капитанская дочка»

 

8.     Беседа с классом: Как вы понимаете смысл данной пословицы? Определите лексическое значение слова ЧЕСТЬ.(Слайд)

Какое из данных значений слова честь имел в виду отец Гринева?

9.     Задание группам: На основе предложенных вопросов охарактеризовать главного героя через его взаимоотношения с окружающими. Работу выполнить на постере.

1 группа: Гринев и Пугачев.

Вопросы:

-Когда и где происходит первая встреча Гринева с Пугачевым?

– Почему Петр отдал ему свой тулуп? Какие качества раскрываются в нем в этой ситуации?

– Почему Пугачев не казнил Петра?

– Как ведет себя Гринев в разговорах с Пугачевым? Приведите примеры.

– Можно ли сказать, что Гринев прислуживал Петру?

2 группа: Гринев и семья Мироновых.

– В каких обстоятельствах состоялась встреча Петра Гринева с семьей Мироновых?

-Охарактеризуйте Ивана Кузмича, коменданта крепости.

– Охарактеризуйте Василису Егоровну, жену коменданта.

– Охарактеризуйте Марию, их дочь.

– Что роднит семью Мироновых и семью Гриневых?

3 группа:  Петр Гринев и его семья.

-Расскажите о жизни Петра в родительском доме?

-Охарактеризуйте Андрея Петровича Гринева, отца Петра.

– Охарактеризуйте Авдотью Васильевну, мать Петра.

– Расскажите о взаимоотношениях Петра с родителями.

4 группа: Гринев и Швабрин.

– При каких обстоятельствах Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем  Швабриным?

– Охарактеризуйте офицера Швабрина?

– Почему он вызывает Петра на поединок?

– Через какие ситуации раскрывается характер и сущность  Швабрина?

10.                       Выступления групп.

11.                       Проблемная ситуация.  Работа в группах. Ответить на вопросы, обосновав свои ответы.

– Нарушил ли Петр наказ отца?

Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: “Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин:”

Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: “Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести:Но дворянину изменить своей присяге:Стыд и срам нашему роду!”

Отец хочет видеть сына достойным продолжателем рода Гриневых, в котором ценились такие качества как благородство, честь, верность Отечеству.

В роду Гриневых ценился твердый и мужественный характер.

– Были ли ошибки, которые допустил отец в воспитании своего сына? Может именно они и стали причиной того, что, выйдя из родительского дома, Петр допускает ряд серьезных проступков?

 

(грамоте научился на 12 году под руководством стремянного Савельича, в дальнейшем образованием Петруши занимался француз Бопре,парикмахер, никакого отношения не имевший к педагогике – не стоит перепоручать дело воспитания другим людям;  до 16 лет жил недорослем,гоняя голубей и играя в чехарду с дворянскими мальчишками.

Вывод: к серьезным жизненным испытаниям Петруша был не готов. Но, видимо, уроки отца да встреча с семьей Мироновых все-таки не прошли даром. И их серьезных жизненных ситуаций Петру удалось выйти с честью. Перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и своему долгу.

 

12.                        Творческая работа учащихся:

Слово учителя:

-Хочется привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману – обращение пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: “Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство: “

Задание учащимся:

Написать небольшое эссе на тему : «Что  для меня значат понятия: совесть, честь и благородство»?

 

13.                        Чтение учащимися эссе.

13. Слово учителя: Хочется обратить внимание на одну его единственную фразу: «Потомство их благоденствует в Симбирской губернии». Скорее всего, дети и внуки Петра и Маши унаследуют лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность. Эти нравственные уроки Пушкина мы должны запомнить на всю жизнь и постараться передать их своим потомкам.

– А какие выводы сделали вы, ребята, для себя?

-Актуальна ли тема чести сегодня?

14. Демонстрация клипа по повести «Капитанская дочка».

 

III.              Подведение итогов урока: обобщение; оценки.

      IV   Домашнее задание

Подготовить характеристику Емельяна Пугачева с описанием его внешности, обратив внимание на характер речи, отношение к окружающим.(слайд)

       V Рефлексия

На стикерах ответить на вопросы:

-Понравился ли тебе урок?

– Какую мысль ты вынес (ла) для себя из сегодняшнего урока?

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *