Открытый урок по логопедии на тему «Автоматизация звука Ш в словах и предложениях»


Молодикова Елена Викторовна
учитель логопед КГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат № 2 для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями, города Атбасар»

Автоматизация звука Ш

в слогах,

словах и предложениях.
Путешествие в город

« Смешариков».

Цели:
• Коррекционные: четкое произношение звука Ш в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие внимания, мышления, Активизировать словарный запас;
Развитие связной речи;
• Воспитательные: формирование взаимопонимания, любознательности, заинтересованности, инициативности, самостоятельности;
Поддерживать интерес к занятиям.
Оборудование:
Модели Смешариков, предметные картинки,  картинки-символы, макет звука Ш.

Предварительная работа: постановка звука Ш, автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в город « Смешариков».А где этот город, мы найдем по карте.(слайд2)

Автоматизация изолированного звука Ш.
В город  Смешариков ведет очень длинная дорога. Перед дальней дорогой надо размяться.

2.Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

 

Автоматизация изолированного звука Ш.
В город « Смешариков» дорога сложная,  тут и горы и равнинны. Проведем по карте пальчиком и одновременно произнесите    ш-ш-ш… Только так мы сможем туда добраться (Логопед выставляет фигурки главных героев.) А в путешествие с нами отправляется маленькая зелёная гусеница.(слайд3)

3.Подъем на гору ,спуск с горы   дыхательная гимнастика.Вот мы и добрались.Это город «Смешариков».

Живут на свете шарики,

Шарики-Смешарики.

Вот баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик, зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша. .(слайд4-5)

 

Логопед: Сегодня Смешарики хотят познакомить нас, со своим любимым – трудным звуком,который они не могут выговаривать. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите. Бараш, Крош, Лосяш, Нюша.

Ребёнок: Звук Ш.

4.Характеристика звука Ш.

Выставляется макет звука.

Логопед: А вот и звук Ш. Давайте вспомним и расскажем его характеристику.

Произнесите еще раз: “Шшш”. В каком положении губы?

Дети: Вытянуты вперед .

Логопед: Где находится язычок?

Дети: Вверху за зубами в форме “чашечки”.

Логопед: Покажите рукой, какой язык.

Из ротика выходит с шипением теплый воздух.

Какой это звук – гласный или согласный? (слайд3)

Дети: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Дети: Звук Ш всегда твердый.

Логопед: Кружочком какого цвета мы его обозначим?

Дети: Синего. (Логопед окрашивает макет звук в синий цвет.)

Логопед: Звук Ш звонкий или глухой?

Дети: Глухой. Колокольчик не звенит. (Логопед прикрепляет к макету звука зачеркнутый колокольчик. (слайд4)

Чтобы наш язычок, чисто и правильно выговаривал этот звук,  мы должны выполнить артикуляционную гимнастику для язычка.  Возьмем зеркала и выполняем, учим наших героев.

Молодцы ребята, пора отправляться дальше. Произнесение звука Ш в словах.

5.Вот мы подошли к первому дому.А живет здесь Нюша   .Нюша  любит работать,она  постирал бельё,  решила его повесить сушить  на веревку .Поможем ей.Нюша  повесила шапку,шубу,шорты,шарф,рубашку,штаны,шаль.

Мы поработали  с Нюшей и  отправляемся дальше в путь. Обратите  внимание на гусеницу.Она немного подросла.

Логопед: А вот и  второй домик. Чей же он ? Это домик  Бараша.

6.Произнесение звука Ш в словах и словосочетаниях.Бараш очень любит ремонтировать шины.Давай посчитаем шины.(одна шина, две шины, три шины ,четыре шины)

А еще Бараш  хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
Подушка…(лягушка),
Шишка…(мишка),
Мошка…(кошка),
Камыши…(малыши),
Машина…(шина),
Окошко…(лукошко),
Мышка…(вышка), (слайд6-9)

Молодец, мы справились с заданием. Мы попрощаемся с Барашем  и отправляемся дальше.Обратите внимание на гусеницу.Она опять немного подросла.

7.Закрепление звука в предложениях. А это третий  дом. А вот нас встречает Лосяш. Он приготовила свою игру. Я буду называть слова, а вы из этих слов составлять  предложение.
Нюши, у, красивый, бант.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.

8.Выкладывание буквы “Ш” из элементов букв. ( Помогите Нюше запомнить как выглядит буква Ш. Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены? Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально. Выложите ее. Превратите букву Ш в букву М, что для этого нужно сделать?  а теперь снова превратите  в букву Ш, Нюше понравилось как вы умеете превращать буквы.)

 

А вот кошка , сидит на окошке. Давай повторим чистоговорку  про пушистую кошку.

9.Развитие фонематического слуха.
Лосяш приготовил для вас еще одну игру.Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь правильное слово.
Далыши, калыши, малыши, талыши.
Ламыши, гамыши, намыши, камыши.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Сапка, чапка, щапка, шапка.

10.Физкультминутка: А ,что случилось с нашей гусеницей ?(гусеница в коконе)

А вот и домик Кроша. Наш Крош любит сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы. Мы будем шагать по кругу повторяя за Крошем.

1. ША-ША-ША-ША- я Шагаю не спеШа

2. я Шагаю не спеШа- ША-ША-ША-ША

3. ШУ-ШУ-ШУ-ШУ- выШе руки подниму

4. выШе руки подниму- ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

5. ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим

6. на носочках побежим- ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ

7. ШО-ШО-ШО-ШО- отдохнули хороШо

8. отдохнули хороШо- ШО-ШО-ШО-ШО

11.Произнесение звука Ш в предложениях.

А вот мы и пришли к дому Кроша.

Крош любит готовить. Крош  приготовил:лапшу, кашу, сок из вишни, компот из груши.

Логопед: Посмотрите, Крош  приготовил  нам  сюрприз . Он решил  накрыть стол и разложить все по местам. Каша из пшена –пшённая, суп из лапши ,сок из вишни, компоп из груш. Логопед: Молодцы ребята мы справились с заданием и помогли Крошу  навести порядок. А самое главное –это  шашлык, который  приготовил Крош. Но мы должны помочь разжечь  мангал. Вдох через нос –выдох через рот.

12.  Нюша  очень устала , пока путешествовала. Она пришла очень грустная. Эмоции грусть .Крош в своём прекрасном саду нарвал ей цветов и подарил .  Нюша очень радостно . Эмоции радость.(Обратите внимание ,что случилось?наша гусеница превратилась в чудесную бабочку).Вот так и вы ребята, будите учится, стараться и станите прекрасными жителями Республики Казахстан.

13. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в город Смешариков. Мы сегодня правильно говорили звук Ш. Смешарики награждают вас за хорошую работу   сладостями. Молодцы, до свидания!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *