Открытый урок по изобразительному искусству на тему «Растительный орнамент (Дымковская игрушка)»


Кибкало Татьяна Николаевна
учитель начальных классов КГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат № 2 для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями, города Атбасар»

Класс 3 «Б»  (ЗПР органического генеза)

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Цели урока:

 

Образовательные:

·         Познакомить с растительным орнаментом и их видами.

·         Узнать, что такое элемент орнамента, научить детей накладывать узор на предмет.

·         Научить определять ритм и симметрию, группы элементов из орнамента.

·         Развивающие:

·         Развивать творческое мышление, внимание.

·         Воспитательные:

·         Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

·         Задачи:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области

·         изобразительного искусства;

·         б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как

·         своему, так и других людей;

·         в) развитие самостоятельности в поиске решения различных

·         изобразительных задач;

.  отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Коррекционные задачи: формировать развитие памяти , мышления , мелкой моторики.

Оборудование: компьютер, экран для презентации. Оборудование для учащихся:

модель для раскрашивания “Дымковская игрушка”
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
тычок (ватные палочки 1 шт.)
простой карандаш
Оборудование для учителя:

дымковские игрушки
плакаты «Дымковская игрушка»
презентации «Дымковская игрушка»
мелодии народной музыки
Зрительный ряд: -репродукции, открытки, фотографии с изображением дымковских игрушек; различные слайды и картинки растительных узоров.-работы учащихся предыдущих лет.

Ход урока.

Орг.момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. всё  в порядке.
Начинается урок.

Ребята посмотрите сегодня в нашем классе очень много гостей давайте их поприветствуем , улыбнемся и подарим им свои лучики тепла

Тема нашего сегодняшнего урока.  «Растительные орнаменты»

( знакомство с дымковской игрушкой)

 

Прослушайте  внимательно  стихотворение и ответьте на вопросы о чем говорится  в этих стихотворениях

ПРИРОДНЫЕ УЗОРЫ

Летом во поле – вьюны,

Стелятся «берёзки»,

Травы сказочной длины –

То УЗОР В ПОЛОСКЕ!

Если солнца свет не дюж,

Грезит гусь о юге…

Листья, капельки средь луж –

То УЗОРЫ В КРУГЕ!

Если снежною зимой

Окна в белой вате,

На стекле УЗОР другой –

Он теперь В КВАДРАТЕ.

Если кончилась зима,

Дни за днями жарче,

У весны – узоров тьма,

Дней ОРНАМЕНТ ярче!

Чередует мрак и свет –

«Пасмурно» и «ясно»…

Это всё – изо предмет –

То, что распрекрасно!

Ребята, нам в стихотворении встретилось слово орнамент. Кто из вас знает, что такое орнамент?

Орнамент —это узор из повторяющихся в определённом порядке одинаковых рисунков – элементов.  Орнамент предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений .

 

Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел от кочевого образа жизни  к оседлому  и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремился украсить свое жилище.

 

Ребята а где ещё нам в повседневной жизни встречается орнамент?

Ответы детей ( на одежде ).  На воротниках, рукавах, подоле. А как называется  такая  одежда кто знает ( национальная одежда) .

И так люди стали украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий, а также завитков ввиде листиков, плодов , яблок , травы и так далее. Так появился растительный орнамент. Разновидности орнамента разные у каждой национальности это мы видим по росписи на одежде , посуде и различных предметах .  В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов.  Часто,  орнаменты служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.

Существует много различных  орнаментов. Их можно различить по характеру мотивов геометрический, растительный, зооморфный (зверинный) .

По характеру композиции орнамент может быть ленточным  (кайма), в круге (розетта), в прямоугольнике  или квадрате, сетчатым ..

Развитие мышления:

Игра 4 лишний.  Найти  неправильный  орнамент , где  не соблюдается ритм  узора .

В Казахских орнаментах  основой послужили  птицы, растения и животные .

Растения служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот.. Цветы, листья, соцветия и плоды послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские орнаменты. Встретить их можно на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.

Мы с вами уже изучали казахские народные орнаменты давайте мы сейчас их повторим , и  каждый из вас назовет тот орнамент который лежит у вас на столе.

Физминутка:  Солнышко

И сегодня мы с вами попробуем проявить  искуство рисования на игрушке в виде лошадки , игрушка называется  дымковской .А почему я сейчас вам расскажу: Но сначала мы немного отдохнем и сделаем физ. минутку :  «Солнышко» .

 

Итак откуда произошла дымковская игрушка и почему ее так назвали ?

 

На широком берегу Вятки, напротив города Кирова, расположилась старинная деревня Дымково. Давно, когда не было совсем игрушек, мамы, чтобы радовать своих детей, начали лепить игрушки из глины. Дымковская игрушка – один из самых старинных  игрушек ей более четырехсот лет. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ”Свистунья”. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. О какой игрушке сейчас пойдет речь мы узнаем отгадав загадку :

У кого болтается

Болтается на шее эта штучка

Тот не потеряется

Найдут его по звуку ( колокольчик)

 

Коррекционно- развивающий блок :

Пальчиковая гимнастика :

Разминка для глаз: « Посмотри вокруг»  ( музыкальная)

А теперь приступим к главной части нашего урока представим что мы художники и создадим каждый свой индивидуальный   образ  дымковского колокольчика.

Итог урока: Что нового вы сегодня узнали?

Что вам интересно было на уроке ?

Какие трудности вы испытывали?

А теперь мы с вами выставим свои работы на  нашу выставку и желающие могут  « защитить»  своё произведение искусства.

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли дымковских мастеров. Ваши работы получились яркими, красивыми, интересными, выразительными.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Подобрать материал о дымковской игрушке , росписи посуды, рисунки,).

Спасибо за урок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *