План интегрированного открытого урока

Макарова Ольга Иванова
преподаватель УО «Павлодарский экономический колледж Казпотребсоюза»

Введение.

Учебно-методическая    проблема   в колледже «Совершенствование качества профессиональной подготовки специалистов в условиях модернизации технического и профессионального обучения»

», поставила передо мной  проблему «Формирование конкурентоспособного специалиста – маркетолога » над которой я, как преподаватель работала   в течение  последних лет.

А каким  должен быть маркетолог, специалист на рынке, чтобы быть востребованным, конкурентоспособным?

Прежде всего — исследователем- аналитиком, умеющим получать и обрабатывать полученную информацию

Данная проблема поставила передо мной ряд  задач:

1.     Развитие навыков исследовательских способностей у  обучающихся   группы   3-79М  выпускников 3 курса специальности «Маркетинг»

2.     Развитие  навыков профессиональных  коммуникативных способностей у обучающихся   группы   3-79М    выпускников 3 курса специальности «Маркетинг», т.к.  специалист — маркетолог должен быть коммуникабельным, легко и быстро собирать полученную информацию о микро среде фирмы   о поставщиках и, покупателях, производить аналитический обзор рынка, участвовать в презентациях и проводимых дегустациях.

Данные задачи я попыталась реализовать на  интегративном практическом занятии по предметам «Маркетинг  » «Товароведение  » по теме «Формирование микро и  макросреды. Ознакомление с ассортиментом и органолептическая оценка качества    колбасных изделий и мясных копченостей по стандартам. Изучение дефектов»

Данный тип урока был выбран как уже зарекомендовавший себя при реализации межпредметных связей. Именно на этом занятии их предстояло реализовать достаточно много. Это  «Основы менеджмента»       —  тема «Стратегия и тактика развития предприятия », «Профессиональный английский язык» – тема «Бизнес »  «Профессиональный казахский язык»- тема «Маркетинг » «Основы политологии и социологии » тема «Лидерство», «Психология и этика деловых отношений»  тема «Деловое общение» «Стиль руководство »Товароведении непродовольственных товаров  тема «Потребительские свойства товаров»»,  «Основы стандартизации, метрологии и сертификации »  тема «Нормативные документы по стандартизации »

 

Для  данного занятия мною были определены такие методы обучения и активизации учащихся,  как игровое проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация оценки знаний,   элементы реалити — шоу и выездного занятия,  так  как именно сочетание таких методов позволяет учащимся наиболее полно реализовать свой творческий потенциал

 

Проведению занятия предшествовала большая подготовительная работа

1. Деление группы на команды с учетом совместимости и способностей

2.  Разработка заданий для каждой команды,

3. Переговоры с руководством фирмы ТОО «Аманат – МАХХ» и с автобусным парком по перевозке учащихся до места предприятия.

Исходя из методической проблемы, я  поставила четкую задачу на занятии – определить индивидуальные возможности каждого учащегося и способность работать в команде, т.к. именно это слагаемые конкурентоспособного специалиста.

Началось  занятие с   психологического   настроя  учащихся на урок,     т. к такие уроки проводятся  не часто  и студенты должны психологически к нему подготовиться.

По типу — это практическое занятие, поэтому все его   элементы я выдержала:

1 Вводный инструктаж, на котором была представлена оценочная комиссия, объявлены критерии оценок

Команды подготовили рассказ — «Мы — о себе»   используя казахский, русский и английский язык. Получили конверты с заданиями. В командах менеджеры задания обсудили  и распределили  их с учетом особенностей  и возможностей учащихся.

2.Текущий инструктаж уже осуществлялся   в торговом зале супер- маркета фирмы ТОО «Аманат — МАХХ» Учащихся  встретила выпускница колледжа прошлого года , специалист отдела маркетинга Чередник  Юлия.   Она рассказала о предприятии, о ее работе  Далее в течении полутора часов участники двух команд выполняли задания — изучали поставщиков и посредников  предприятий, анализировали контактные аудитории фирмы,  готовили аналитический обзор рынка продовольственных товаров, представленных  в торговом зале, выявляли  контролируемые  и неконтролируемые факторы фирмы. Составляли схему  микросреды фирмы , брали  интервью у руководителя предприятия,  разрабатывали рекламный слоган  и  другое.

Задания были  разработаны  разной степени сложности   и менеджеру команды предстояло иногда по ходу  решать, кто будет выполнять, какое задание.

3.Заключительный инструктаж  проводился уже в учебной аудитории,  во время, которого  участники команд дорабатывали  и оформляли свои задания

Проверка выполнения задания заняла немалую часть занятия, по  плану урока -50 минут. Все задания были проверены и проанализированы, выявлены типичные и нетипичные ошибки.

При подведении итогов был дан анализ работы команды и отдельных ее членов.  Примечательно, что, не смотря на сложность ряда заданий, они были выполнены просто и оригинально. Каждая команда и ее члены  проявили  свой творческий потенциал, артистизм, хорошее знание предмета.

Лучшим были вручены сертификаты «Аналитик — маркетолог» «Эксперт по качеству», «Лучший менеджер команды».

Всем учащимся выставлены оценки по   предметам «Маркетинг  я» и  « Товароведению продовольственных товаров Дано и подробно разъяснено домашнее задание. Считаю, что проведение подобных занятий развивает целый ряд компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, и, главное, постоянно учиться и обновлять свои знания. Это гибкость мышления, умение вести диалог, коммуникабельность,  сотрудничество, и т.д.

Использование подобных методов обучения на занятиях  учат анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения будущей карьеры,  что и делает их  конкурентоспособными специалистами на рынке

 

Ниже  предлагаю подробный план открытого интегративного занятия   урока, задания для каждой команды оценочный лист жюри  и образцы сертификатов, врученные лучшим учащимся.

 

План интегрированного  открытого занятия

 

Предметы:   Маркетинг

Товароведение товаров народного потребления

Группа:

Дата:

Темы  занятия:  « Формирование микро и макросреды фирмы».

« Ознакомление с ассортиментом и органолептическая оценка качества    колбасных изделий и мясных копченостей по стандартам. Изучение дефектов»

 

Вид занятия: интегрированное практическое занятие.

Методы обучения и активизации учащихся: игровое проектирование, проблемное обучение, элементы реалити-шоу, и выездного занятия,  элементы технологии «Личный компьютер»

Цели урока:

— дидактические: отработать навыки по оценке влияния факторов формирующих микро и макро среду фирмы. Расширить знания о маркетинговой деятельности фирмы. Отработать навыки по определению разных видов колбасных изделий и мясных копченостей, органолептической оценки их качества и распознаванию дефектов

— развивающие: способствовать развитию умения анализировать и прогнозировать влияние факторов маркетинговой среды фирмы, научиться работать в условиях цивилизованного рынка. Формировать навыки контроля соответствия выпускаемой продукции требованиям современных стандартов.

—  воспитательные: прививать чувство гордости за успехи города, страны, воспитывать казахстанский патриотизм, и профессиональные качества маркетолога: предприимчивость, коммуникабельность, творческое отношение к работе, ответственность.

Квалификационные требования:

должны знать: влияние факторов на формирование микро и макро среды фирмы,

 

должны уметь: принимать эффективные  маркетинговые решения; владеть навыками работы с нормативно- технической документацией, проводить анализ продукции на соответствие качества по органолептическим показателям.

Межпредметные связи урока: «Основы менеджмента»  тема «Стратегия и тактика развития предприятия », «Профессиональный английский язык» – тема «Бизнес » «Профессиональный казахский язык»- тема «Маркетинг » «Основы политологии» тема «Лидерство», «Психология и этика деловых отношений»  тема «Деловое общение» «Стиль руководство »Товароведении непродовольственных товаров  тема «Потребительские свойства товаров»»,  «Основы стандартизации, метрологии и сертификации » тема «Нормативные документы по стандартизации »

Внутрипредметные связи урока: « Маркетинг товаров народного потребления» Тема «Система маркетинговой информации », « Товароведение продовольственных товаров» тема «Мясные товары », «Колбасные изделия»

Обеспечение урока:

Нормативная документация:

Закон РК «О техническом регулировании продукции

Сборник  Гост « Колбасы»

Литература по предметам

Ф. Котлер Основы маркетинга

Раздаточный материал

Каталоги ведущих фирм производителей колбасных изделий

Натуральные образцы колбасных изделий

Содержание занятия

— психологический настрой группы на работу.

1. Целевая направленность урока: цели,  задачи, актуализация опорных знаний, связь с квалификационной характеристикой.

 

Рыночные отношения в РК предъявляют новые повышенные требования к специалистам маркетинга, которые смогут работать в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий  и развития конкурентной среды. Задачи нашего интегрированного занятия: определить ваши индивидуальные возможности и способность работать в команде, а также систематизировать теоретические знания по специальным дисциплинам и  отработать навыки применения их в практической деятельности.

Фирма является основным субъектом рыночных отношений, и успех ее во многом зависит от действий посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий или от факторов макро и микро среды. Поэтому сегодня целями урока являются

— дидактические: отработать навыки по оценке влияния факторов формирующих микро и макро среду фирмы. Расширить знания о маркетинговой деятельности фирмы. Отработать навыки по определению разных видов колбасных изделий и мясных копченостей, органолептической оценки их качества и распознаванию дефектов

— развивающие: способствовать развитию умения анализировать и прогнозировать влияние факторов маркетинговой среды фирмы, научиться работать в условиях цивилизованного рынка. Формировать навыки контроля соответствия выпускаемой продукции требованиям современных стандартов.

—  воспитательные: прививать чувство гордости за успехи города, страны, воспитывать казахстанский патриотизм, и профессиональные качества маркетолога: предприимчивость, коммуникабельность, творческое отношение к работе, ответственность.

Согласно Государственного общеобразовательного  стандарта образования  РК и квалификационной характеристики по специальности «Маркетинг», изучив тему Вы

должны знать: влияние факторов на формирование микро и макро среды фирмы,

 

должны уметь: принимать эффективные  маркетинговые решения; владеть навыками работы с нормативно- технической документацией, проводить анализ продукции на соответствие качества по органолептическим показателям.

 

2.     Вводный инструктаж:

– представление оценочной комиссии, объявление критерий оценок;

— представление- презентация  команд  «Мы о себе»;

— выдача заданий с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

— обсуждение заданий.

 

3.     Текущий инструктаж:

— знакомство с торговым  залом ТОО фирмы «Аманат»

— интервью с маркетологом фирмы ТОО Аманат, выпускницей колледжа по специальности «Маркетинг» Чередник Ю.  специалистами отдела маркетинга

— выполнение заданий

— консультация по неясным вопросам

— доработка заданий и их оформление.

 

4.     Заключительный инструктаж:

—  защита выполненных заданий

 

домашнее задание «Маркетинг товаров народного потребления «Товароведение  продовольственных товаров» »   во внеурочное время сдать тест по теме  «Маркетинговая среда фирмы», «Мясные товары».

 

 

5. Подведение итогов, анализ работы и награждение лучших учащихся по номинациям:

— аналитик – маркетолог;

—  эксперт по качеству товаров;

— менеджер команды.

 

Выставление оценок

Задание  для команды

Посетив торговую фирму ТОО «Аманат», необходимо выполнить

Задание 1. На примере данной фирмы выявить контролируемые  и неконтролируемые факторы фирмы.

Задание 2. Составить схему  микросреды фирмы (по интервью у руководителя предприятия) Схему приложить.

Задание 3.Изучить поставщиков и посредников фирмы. Результаты оформить в таблице:

 

Поставщики
Вид поставляемой продукции
Посредники

Задание 4. Проанализировать контактные  аудитории фирмы. Результат оформить в таблице по собственной форме.

 

Задание 5. Оценить представленный ассортимент  колбасных изделий  в торговом зале и подготовить конъюнктурный обзор, дать рекомендации. (Форма свободная)

Задание 6.Продумать элементы продвижения колбасных изделий на рынке. Составить рекламный слоган о колбасных изделиях (связать с химическим составом, пищевой ценностью).

Задание 7.  Изучить ассортимент колбасных изделий с помощью следующей таблицы:

 

Способ термической обработки
Наименование
Сорт
Рецептура
Форма
Влажность

%

Задание 8. Охарактеризовать  мясные копчености в зависимости от способа обработки  по таблице:

 

Способ термической обработки
Наименование
Характеристика

Задание 9. Охарактеризовать  недопустимые пороки колбас и мясных копченостей в виде таблицы

 

Название порока
Характеристика
Причины возникновения
Меры предупреждения

Задание 10. Дать  органолептическую оценку образцам колбасных изделий   по таблице

Способ термической обработки
Наименование
Внешний вид
Цвет

Запах

Форма
Консистенция
Вывод

Задание 11. . Решить задачи:

Задача 1. На разрезе  любительской колбасы имеется 15 кусочков шпика,  из них 4 кусочка желтые. Дайте заключение о качестве колбасы.

Задача 2.  На разрезе колбас «Докторской» и «Чайной» обнаружено два жировых и бульонных стека длинной 3.5 .см. Дайте заключение о качестве колбас

Задача 3. Дайте заключение о качестве партии сарделек весом 100 кг, если обнаружены слипы длиной 1\ 4 части батона у 7 кг, длиной 1\ 2  части батона у 2 кг сарделек.

Подготовила    Макарова О.И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.