Методическая разработка на тему «Эффективность внедрения изменений в практику преподавания и учения»


Жусупова Жанна Сабыржановна 
 учитель географии Нахимовская основная школа

Внедрение Программы семи модулей,  внесло в мою работу свои коррективы. Например, некоторые формы и методы работы  Программы  использовались, их применение было спонтанным, особенно рефлексия, как для учеников, так и для себя. Для проведения рефлексии одного из уроков был применен прием “Шесть шляп мышления”. Не всем понравился данный прием так как тяжело пришлось ученику А. Потому, что в основе данной стратегии лежит идея параллельного мышления- это мышление конструктивное при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

В недавнем прошлом качество урока определялось деятельностью учителя: как изложен материал, правильно ли поставлены вопросы классу, как использованы различные средства обучения и воспитания. Одни учащиеся при этом активно работали, другие занимались своими делами. В  настоящее время больше внимания на уроке стало уделяться деятельности ученика. Учитель специально обучает школьников способам деятельности: читать, писать, составлять план, конспект, анализировать карту, схему, таблицу, презентацию и т.д. Для того, чтобы обеспечить должное развитие творческих сил ученика, недостаточно дать знания и умения, важно научить его таким интеллектуальным действиям, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новые ситуации, видение проблем в форме постановки неожиданных и оригинальных вопросов. Этим действиям надо обучать посредством включения учащихся в систематическое решение творческих задач.

Если ранее на моих уроках присутствовал диалог только в виде «учитель спросил- ученик ответил», то теперь мною стало использоваться активное подключение детей к постановке вопросов, а также включение их в активное взаимодействие при помощи парной работы. Так с огромной радостью я заметила как ученик С составлял с успехом вопросы открытого типа, нежели ученица А, которой только удавались составить вопросы низкого порядка. И я пришла к выводу, что нужно продолжить обучение постановке вопросов не только учащихся, но и учителей. Могу также сказать, что даже за такой короткий период практики смогла почувствовать, что диалог активно влияет на уровень мышления детей, развивает их речевые навыки, а мне, как учителю, требуется всего лишь направить диалог в «правильное русло».

Оценивание работ на уроке проводила с помощью самооценивания и взаимооценивания по готовому шаблону, а также совместно с детьми разрабатывали критерии оценивания защиты презентаций в форме постера. Например: это составление и защита презентации работы групп и пар в виде постеров по критериям (оформление, краткость, доступность и т.д.). при разработке критериев учащиеся выразили свое видение при работе над постером. Но хочется отметить, что детям еще не удается кратко делать записи, им хочется более подробно расписать и затем это прочитать при защите и все сводится к кластеру. Формативное оценивание проводила методом словесного поощрения, устной обратной связи.

На каждом из запланированных серии уроков присутствовал модуль «ИКТ». Любой современный урок нельзя представить без презентаций, видеороликов, разминки с музыкальным сопровождением. Главное, чтобы они были своевременны и необходимыми к теме.

Составленное  мною  среднесрочное планирование и краткосрочное планирование соответствовало возрастным особенностям учащихся восьмого класса.

Так при проведении урока по теме  “Географические исследования территории Казахстана в средние века” для проверки домашнего задания была проведена игра «Верно-неверно». Но думаю я ошиблась с выбором задания для проверки домашней работы, так как подошла не дифференцированно. Надо было провести дифференцированное компьютерное тестирование с последующим оцениванием. Затем для изучения новой темы был применен прием “Мудрые совы”. Детям предложила самостоятельно проработать содержание текста индивидуально, а затем обсудить в паре. Предложила ученикам  рабочий лист с  вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. провели совместное обсуждение результатов работы. При этом  были  намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, т.е. опережающее задание для одной из учениц. Это составление презентации по этапу “Иллюстративное изображение” с чем она замечательно справилась и подтолкнула своих одноклассников в достижении их обучения, тем самым был проведен так называемый процесс «Зона ближайшего развития». Далее я показала видеоролик по данной теме из ресурсов Bilimlend, для более точного воспроизведения материала урока. Я думаю своевременно, так как по его итогам, можно было судить, как дети справились с  проведением работы на контурной карте. Были отмечены, места путешественников красным флажком “Здесь был путешественник!”

Для проведения дифференцированного обучения на дом было задано составление тестового задания по теме урока: ученику С-тесты закрытого типа с 5 вариантами ответов учащимся группы В- Тест продолжи фразу, вставь нужное слово, ученице группы А- тест на соответствие. Это помогло учащимся закрепить знания, полученные на уроке.

В конце урока была проведена рефлексия по методике “Облако тегов”. Каждый ученик выбрал по 1-2 предложения и закончил их. это побудило учащихся к размышлению. Но хочется сказать, что два ученика написали  свои ответы на все предложенные варианты предложений, что очень меня обрадовало.

В будущем планирую дальше совершенствовать методику проведения урока через внедрение идей и стратегий семи модулей Программы. А именно:  работать над повышением мотивации учащихся, продолжить и усовершенствовать работу по диалогическому обучению. Разрабатывать задания, направленные на развитие способностей, разрабатывать новые критерии оценивания учащихся и подбирать стратегии оценивания понятные детям.  Сама я обязательно буду общаться с коллегами в сетевом педагогическом сообществе, постоянно совершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *