«Использование заданий творческого характера как средство развития речи и словарного запаса учащихся младших школьников»


Войтова Инна Валерьевна
 учитель начальных классов КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска» Карагандинской области

Интеграция современного казахстанского общества в мировое образовательное пространство требуют соответствующей реалиям времени системы образования Республики Казахстан. В соответствии с этим  образование ставит детей в такие нестандартные условия, что  для решения задач функциональной грамотности требуется проявление творческих способностей. Учителям в школах приходится учитывать это и находить свои, педагогически обоснованные, активные формы работы и подходы к современным ученикам.

Применение заданий творческого характера на уроках позволяет ребенку  не только узнавать новое и неизвестное  в содружестве с одноклассниками, но и развивает социальное взаимодействие школьников, и как следствие речь младшего школьника.

В процессе развития связной речи у учащихся возникает несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и традиционными, а зачастую репродуктивными, формами обучения, которые используют учителя; между слабой связью учебных заданий с реальной речевой ситуацией, речевым опытом школьников, и как следствие нежеланием читать.

По мнению специалистов, ребёнок овладевает разговорно-бытовой речью к 8 годам, а это в условиях обновленного содержания образования соответствует 3 классу.  Поступив в 1 класс, он ещё не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, в Интернете, по телевидению, остаются в его памяти, потому, что у них отсутствует контроль за выбором слов, и пока слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей . Они не  могут правильно сформировать фразы, даже если думают и рассуждают в правильном направлении. Однако,  почти все дети обладают врождённым языковым чутьём, фонетическим слухом, легко придумывают новые слова, получают огромное  удовольствие от  такой словесной игры. Здесь настолько очевидно может проявиться их талант, благодаря заданиям творческого характера, направленным на активное познание окружающего мира. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения в школе  и общего развития. В начале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь не всегда правильна и чаще примитивна.  Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в рамках учебного предмета Литературное чтение.

Педагогической энциклопедией понятие творческие способности трактуется как,  способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как  выдумка, смекалка. Новое креативное решение — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами.

Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.

Можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

– открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

– соответствие условия выбранным методам творчества;

– возможность разных способов решения;

– учет актуального уровня развития;

– учет возрастных особенностей учащихся.

Задания творческого характера в учебной деятельности предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Творческие решения не могут быть правильными или неправильными. При оценивании результатов творческой деятельности необходимо, прежде всего, обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость  таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и другое. Задания творческого характера ученик не может выполнять механически, он старается вникнуть в смысл задания, алгоритма, сюжета, что приводит к увеличению эффективности выполняемой работы. Дети становятся более собранными, активными на уроках, допускают меньше ошибок.

Урок  Литературного чтения  направлен на формирование функциональной грамотности, высоконравственной и патриотической личности учащегося через его читательскую деятельность. Он развивает способности эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать прочитанное произведение, реализовывать личностное восприятие прочитанного  в продуктивно-творческой деятельности.

Таким образом, речевые творческие задания играют огромную роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения. С понятием «творчество» тесно связаны такие близкие понятия, как «творческое мышление», «творческие задания», «креативность».

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

В дидактике творческие  задания в области мышления характеризуется следующими особенностями:

– самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

– видение новой проблемы в знакомой ситуации;

– видение новой функции объекта;

– самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый вид деятельности;

– видение структуры объекта;

– альтернативное мышление;

– построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющихся комбинацией известных способов и так далее.

Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому. Самый распространенный вид детского творчества.

В современной начальной школе на уроках литературного чтения  широко используется написание эссе.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium  «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.  Стилю эссе свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность  мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Одним из самых интересных для учащихся является метод моделирования литературного образа или произведения Синквейн. Это развивающий творчество, познавательную активность и обогащающий лексический запас детей, метод. Он способствует развитию креативного мышления и помогает классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания, развивая речь. Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления учащихся. Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Синквейн помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания, делать выводы и давать оценку происходящему.

Синквейн – это стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам. Перевести эмоции на язык слов бывает очень сложно. Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Правила составления «синквейнов» таковы:

1 строчка: тема, выраженная одним словом – существительное;

2 строчка: описание признаков  – 2 прилагательных;

3 строчка: описание действия  – 3 глагола;

4 строчка: фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строчка: одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.

Одним из заданий творческого характера, направленные на развитие речи учащихся является дидактическая «Игра со словами». Предлагается три случайных слова. Например: пианино, цветок, шляпа.

Необходимо написать три предложения, связанных между собой по смыслу. В каждом предложении нужно обязательно использовать все три слова. Например, в комнате стояло пианино, на котором лежали цветок и шляпа. Девочка подошла к пианино, надела шляпу и взяла в руку цветок. Неожиданно пианино сказало человеческим голосом: «Девочка! Сними шляпу и верни мне мой цветок!». Приветствуются фантастические и необычные ситуации.

Не менее интересным для учащихся является игра, в которой необходимо умение сочинять, придумывать, подбирать из множества слов одно подходящее. Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Можно предложить детям одну или несколько (на выбор) рифм для сочинения буриме. Например, на рифмы «…бал…танцевал» может получиться следующее буриме: «Гости собрались на бал. Я с принцессой танцевал».

RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Аббревиатура РАФТ  расписывается таким образом:

Роль – Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему. Учащиеся могут сделать выбор, от чьего имени будут вести повествование.

Аудитория – Выяснение, кому может предназначаться данный текст. Текст может быть обращен как к одушевленному, так и к неодушевленному предмету.

Форма – Выбор жанра. Форма повествования может быть различной.

Тема – Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в небольшом повествовании. Это чаще всего подчинено изучаемой теме.

Следующий не менее интересный для учащихся вид творческого задания

Хокку. Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен. Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.

Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Стоит отметить, что правило 5-7-5 не распространяется на стихи хокку, если они создаются на других языках. Связано это, в первую очередь, с лингвистическими особенностями японской речи, ее ритмом и певучестью. Поэтому хокку, написанные на русском языке, могут содержать в каждой

строчке произвольное количество слогов. То же самое касается и количества слов. Неизменным остается лишь трехстрочная форма стихотворения, в котором отсутствует рифма, но при этом фразы строятся таким образом, что создают особый ритм, передавая слушателю некий импульс, заставляющий человека мысленно нарисовать картинно того, что он услышал.

Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей самостоятельность творческого  мышления школьников и их познавательную активность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *